Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392169955
Язык:
Объем текста: 441 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел V. Правосознание и правовая культура. Лекция 21. Правосознание как социологическая и юридическая категория

Лекция 22. Правовая социализация

Лекция 23. Правовая культура как социологическая категория

Лекция 24. Правовая культура и правосознание

Лекция 25. Правовая культура, государство, право

Раздел VI. Социология юридической практики. Лекция 26. Правовая политика

Лекция 27. Правовое регулирование и правовое воздействие

Лекция 28. Правотворчество

Лекция 29. Правоотношения

Лекция 30. Социологические аспекты реализации права

Лекция 31. Правопорядок

Лекция 32. Правомерное и противоправное поведение

Лекция 33. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности

Раздел VII. Государство и право: социология изменений и развития. Лекция 34. Изменение и развитие как категории социологии права

Лекция 35. Глобализация и эволюционное развитие современного мира

Лекция 36. Социология международного права и международных отношений

Лекция 37. Государство, право и космическая деятельность



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЛЕКЦИЯ 25.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО


– Государство и право как элементы общей и правовой культуры.


– Роль государства и права в формировании и развитии правовой культуры. Правовое воспитание.


– Влияние юридического образования на процесс формирования и развития правовой культуры.


Государство и право как элементы общей и правовой культуры


1. Несмотря на существующие в научной литературе разночтения относительно понятия и содержания правовой культуры как системы духовно-нравственных и правовых ценностей, выражающейся во вне в виде нормативно-правовых и индивидуальных актов, сложившегося в стране правопорядка, определенного уровня правосознания населения и т. д., – исследователи данного феномена единодушны в том, что правовая культура всегда была и остается органически связанной с государством и правом.


Причем в силу сложности и многогранности рассматриваемых явлений эта связь прослеживается на самых разных уровнях (сущностный, содержательный, формально-юридический, фактический), в разных аспектах и с разных сторон (институциональный, функциональный), а также в разных направлениях, формах и сферах (социальная, духовная, идеологическая, политическая и др.).


Кроме того, в отношении правовой культуры эта связь обусловливается также тем, что ее существование и функционирование с неизбежностью предполагает формирование и существование определенных предпосылок, которые в большинстве своем создаются ею самою совместно с государственными и правовыми институтами.


Среди них в научной литературе выделяются такие, как: а) определенный уровень правового сознания членов общества, их осмысленное восприятие правовой действительности; б) общие культурные элементы, определенный уровень развития цивилизации, «национальные корни и истоки, историческая память, обычаи и традиции»; в) надлежащий уровень знания населением действующего законодательства, а также уважения к закону; г) высокое качество правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности; д) наличие эффективных способов юридической деятельности законодательных, исполнительных и других государственных органов; е) законопослушность граждан и должностных лиц, поддержание в стране высокого уровня правопорядка и законности.


В основу органической связи и взаимодействия правовой культуры с государством и правом, в результате которых государство и право оказывают прямое воздействие на процесс ее формирования и развития, а правовая культура, в свою очередь, оказывает на них обратное воздействие, лежит целый ряд объединяющих их между собой в некое целостное образование факторов.


2. В их числе следует назвать, во-первых, однотипность материальных, социальных, политических, идеологических и иных основ правовой культуры, государства и права.


Используя формационный подход при рассмотрении данного вопроса, следует заметить, что существующая и функционирующая в рамках государственно-правового пространства на определенном историческом этапе развития общества правовая культура не может принципиально отличаться в социально-классовом смысле от действующих наряду с ней государства и права. Многовековой социально-политический опыт всех без исключения поколений недвусмысленно свидетельствует о том, что правовая культура как особое правовое свойство субъекта права всегда была и остается не абстрактным, а конкретно-историческим явлением, ибо, по справедливой констатации ученых «степень правовой развитости, правового совершенства субъекта права находится в прямой зависимости от конкретно-исторической ступени развития классового общества и его правовых ценностей».


На всех этапах развития человеческой цивилизации определенный тип правовой культуры органически сочетался только с соответствующим типом государства и права. И наоборот, каждый тип государства и права всегда соотносился лишь с определенным типом правовой культуры.


В теоретическом, а тем более в практическом плане весьма трудно себе представить, чтобы, скажем, в условиях буржуазной государственно-правовой действительности могла существовать и функционировать рабовладельческая или иного типа правовая культура. Так же как и наоборот. К тому же не следует забывать, как отмечал Гольбах, что любая государственная власть поддерживает и лелеет только «свою», способствующую ее укреплению, а не любую культуру. Власть, утверждал, исходя из накопленного опыта и наблюдений, просветитель, «обыкновенно выгодным для себя считает поддерживать принятые взгляды, признаваемые ею необходимыми для укрепления своего господства». При этом выгодные ей «предрассудки и заблуждения поддерживаются силой, которая никогда не рассуждает».


Во-вторых, в основе органической связи и взаимодействия правовой культуры с государством и правом лежит общая, существующая на том или ином историческом этапе развития общества и объединяющая их между собой культура.


Понимаемая как исторически сложившаяся в человеческом обществе система материальных и духовно-нравственных ценностей, общая культура служит одновременно базисом и средой, на основе и под влиянием которой возникают и развиваются государственные и правовые институты, а также формируется и со временем отпочковывается от нее, наряду с другими ее разновидностями, правовая культура.


Подобно тому как, по справедливому утверждению Г. Еллинека, без государства и права невозможно никакое современное общество и «не достижима никакая общечеловеческая цель», так и без общечеловеческой культуры как таковой вообще и правовой культуры в частности, невозможно существование и нормальное функционирование современного, цивилизованного государства и права.


Исходя из общности однотипных государственно-правовых и культурных учреждений, выступающих в пределах отдельных стран в виде определенного целостного образования, в теоретическом, практическом и методологическом плане государство и право, в целях их более глубокого и разностороннего познания, целесообразно рассматривать как структурные элементы, а точнее – компоненты как общей, так и правовой культуры.


При этом весьма важным представляется иметь в виду, что правовая культура, компонентами которой являются государство и право, пронизывает собой не только данные образования, но и правосознание, складывающиеся в том или ином социуме правовые отношения, правовую деятельность всех общественных и государственных органов.


Будучи порожденным человеческим разумом и в силу этого, выступая в отношениях с государством и правом, равно как и в отношениях с другими явлениями, в виде социального, а не природного феномена, правовая культура проявляется в двух основных формах – внутренней и внешней.


Одна из них – внешняя, зримо проявляющаяся форма предстает перед исследователем в виде правомерного поведения. Благодаря ей правовая культура не только обнаруживает себя, но и «делается доступной для непосредственного восприятия окружающими, их оценки и соответствующего реагирования».


Внешняя форма служит одним из важнейших каналов и одновременно одним из показателей степени воздействия правовой культуры на государство, право и окружающую ее среду.


Что же касается внутренней, зримо не воспринимаемой формы проявления правовой культуры, то она находится, по мнению исследователей данного феномена, «в правосознании субъектов права в виде их правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность». В силу своих особенностей внутренняя форма, по сравнению с внешней, не оказывает значительного непосредственного влияния на государственно-правовую жизнь в целом или же на отдельные ее фрагменты. Ее влияние проявляется в основном опосредованно, через те или иные правомерные действия или отдельные поступки субъектов права, мотивированные их правовой убежденностью, а также знанием и уважением действующих законов.


Иными словами, свое влияние на окружающий мир внутренняя форма, а фактически – сущность и содержание правовой культуры, оказывает в основном благодаря ее трансформации во внешнюю форму.


Однако, данное положение не следует абсолютизировать, поскольку в историческом плане уровень развития государства и права в значительной степени непосредственно предопределяется уровнем развития общей правовой культуры – ее сущностью и содержанием. В особенности уровнем развития правового сознания населения.


В связи с этим И. Ильин, говоря о важности «нормального правосознания» как «особого способа жизни, которым живет душа, предметно и верно переживая право в его основной идее и в его единичных видоизменениях (институтах)», особо подчеркивал, что жизнь и деятельность как государства, так и права «должны быть проявлением самодеятельности граждан». Ведь государство, порождающее позитивное право, не есть учреждение, «возносящееся над гражданами, а корпорация, существующая ими, в них и через них». Государство, – подытоживал автор, – «есть союз, творимый гражданами, и самоотверженной и в то же время свободной самодеятельностью».




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

279
Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!