Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392169955
Язык:
Объем текста: 441 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел V. Правосознание и правовая культура. Лекция 21. Правосознание как социологическая и юридическая категория

Лекция 22. Правовая социализация

Лекция 23. Правовая культура как социологическая категория

Лекция 24. Правовая культура и правосознание

Лекция 25. Правовая культура, государство, право

Раздел VI. Социология юридической практики. Лекция 26. Правовая политика

Лекция 27. Правовое регулирование и правовое воздействие

Лекция 28. Правотворчество

Лекция 29. Правоотношения

Лекция 30. Социологические аспекты реализации права

Лекция 31. Правопорядок

Лекция 32. Правомерное и противоправное поведение

Лекция 33. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности

Раздел VII. Государство и право: социология изменений и развития. Лекция 34. Изменение и развитие как категории социологии права

Лекция 35. Глобализация и эволюционное развитие современного мира

Лекция 36. Социология международного права и международных отношений

Лекция 37. Государство, право и космическая деятельность



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЛЕКЦИЯ 23.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ


– Понятие и структура правовой культуры.


– Правовая культура как составная часть общей культуры.


– Социальная роль правовой культуры и ее основные функции.


Понятие и структура правовой культуры


1. Понятие правовой культуры как социального по своей природе и характеру явления указывает на отношение лица, круга лиц или всего общества к действующему в пределах той или иной страны и за ее пределами праву. Правовая, равно как и любая иная культура, подобно науке и образованию, по мере развития человеческой цивилизации и расширения связей между народами, наряду с национальными особенностями, все больше приобретает интернациональные черты.


К настоящему времени, несмотря на значительное внимание, которое уделяется в течение довольно длительного периода отечественными и зарубежными исследователями вопросам правовой культуры, еще не выработано общего, своего рода «универсального» представления, а тем более – единого определения понятия данного феномена. По подсчетам некоторых авторов, существуют сотни самых различных определений понятия и «образов правовой культуры как цели правового воспитания», которые отражают разные стороны искомого явления, но не дают о нем цельного представления.


Рассматривая правовую культуру не только в социологическом плане, но и как явление юридического, философского, культурологического и иного порядка, исследователи в одних случаях акцентируют внимание на том, что правовая культура – «это прежде всего система ценностей и норм, укоренившихся в сознании и мотивации, обусловливающих поведение индивида и выражающихся в традициях, стиле взаимоотношения между личностью и правом».


В других случаях правовую культуру представляют в виде «состояния общественного сознания социальной практики», сложившихся на основе многократного повторения определенной деятельности, систематического функционирования и взаимодействия различных элементов нормативной системы общества – права, морали, традиций, обыкновений и т. п.


В третьих случаях правовая культура рассматривается как «совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики». Добавляется при этом, что понятие правовой культуры общества «характеризует более всего ценностный срез правовой реальности, уровень ее поступательного развития, включенность в нее завоеваний цивилизации».


В четвертых же случаях правовая культура как часть «культурно-мировоззренческой парадигмы» и одновременно как часть «определенных ценностей, которые отражают духовную сущность общества определенного исторического периода» в теоретическом и практическом плане представляется в виде «качественного состояния правовой системы», определенной «степени развития личности и общества».


Наряду с названными, существует, без преувеличения, множество и других представлений, а вместе с ними и определений понятия правовой культуры. Анализ высказанных мнений и суждений по данному вопросу со всей очевидностью свидетельствует о том, что, отражая определенную часть объективной реальности, в качестве каковой выступает правовая культура, подавляющее большинство из них заслуживает несомненной поддержки и одобрения.


Однако уязвимость каждого из них, взятого в отдельности, как отмечалось, заключается в том, что, раскрывая ту или иную сторону правовой культуры, они не дают цельного, всестороннего представления о рассматриваемом явлении. «Сотни существующих определений культуры, – справедливо отмечается в специальной литературе, – к сожалению, не охватывают ее конструктивно и целиком».


Во избежание подобного изъяна в представлении о правовой культуре и определении ее понятия наиболее рациональным представляется не вдаваться в поиски очередных дефиниций данного феномена, именуемого правовой культурой, а сосредоточить внимание на выделении и рассмотрении ее основных черт, свойств и других особенностей.


В числе последних необходимость обратить внимание на ее основные признаки и черты, выделяющие правовую культуру как социальное явление среди других соотносящихся с ним социальных явлений.


На вопрос – что собой представляет правовая культура, в плане формирования о ней адекватного суждения, представляется важным указать прежде всего на следующие ее особенности.


Во-первых, на то, что она является составной частью и вместе с тем разновидностью общей культуры человечества, создаваемой и развиваемой сменяющими друг друга поколениями.


Формирование и развитие правовой, равно как и любой иной разновидности общечеловеческой культуры в пределах той или иной страны или за ее пределами, – это не единовременный, а весьма сложный и долговременный процесс, сопровождающийся сочетанием в себе элементов новизны с элементами преемственности.


В качестве одного из многочисленных примеров можно сослаться на процесс формирования правовой культуры постсоветского общества, которая, будучи одной из разновидностей общей культуры, находящейся на переходном этапе, хотя и в разной степени, но сочетает в себе элементы новой, либеральной правовой культуры и идеологии, с сохраняющимися элементами прежней, советской правовой культуры.


Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что правовая культура как социальное явление формируется и порождается не природой – естественным путем и не потусторонними силами, как утверждается в религиозных изданиях, а только людьми.


Совершенно резонно замечание исследователей по поводу того, что «правовая культура немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления» и что она, будучи социальным явлением, охватывает собой “всю совокупность” важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактической функционировании и развитии».


Несомненно, в процессе формирования и развития правовой культуры общества и отдельного индивида окружающая их социальная, политическая и иная среда играет трудно переоценимую роль. Однако человек и общество выступают в ней не только в качестве объектов воздействия с ее стороны, но и в качестве субъектов формирования и развития правовой культуры, отдельного индивида и всего социума. В данном, равно как и в других подобных случаях, существует не односторонняя, а двусторонняя – прямая и обратная – связь между создаваемой человеком социальной и иной средой, с одной стороны, и процессом формирования им и функционирования правовой культуры – с другой.


Исходя из того, что по отношению к правовой культуре индивид и социум выступают одновременно как субъект и объект, в научной литературе не без оснований предлагается выделять в ее содержании объективный и субъективный «пласты». В реальной жизни, рассуждает в связи с этим Г. И. Муромцев, «происходит постоянное взаимодействие объективных и субъективных элементов (или «пластов») культуры». Первый из них «есть культурная среда, формирующая человека как носителя данной культуры» и одновременно – «система координат», в рамках которой происходит его жизнедеятельность». А второй «пласт» является лишь субъективным отражением культурной среды как среды обитания человека в его сознании».


В-третьих, важно отметить, что, выступая в виде совокупности правовых ценностей, выработанных человечеством на протяжении многих столетий и тысячелетий, правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов, уровне законности и правопорядка в стране, степени гарантированности конституционных и всех иных прав и свобод граждан.


В-четвертых, рассматривая правовую культуру, необходимо обратить внимание на то что она, как и любая иная разновидность общечеловеческой культуры, в реальной действительности проявляется не только в «идеальном» виде – на уровне правовых «эмоций, профессионального правосознания и т. п., но и в материализованном, опредмеченном» виде.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

279
Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!