Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392169955
Язык:
Объем текста: 441 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел V. Правосознание и правовая культура. Лекция 21. Правосознание как социологическая и юридическая категория

Лекция 22. Правовая социализация

Лекция 23. Правовая культура как социологическая категория

Лекция 24. Правовая культура и правосознание

Лекция 25. Правовая культура, государство, право

Раздел VI. Социология юридической практики. Лекция 26. Правовая политика

Лекция 27. Правовое регулирование и правовое воздействие

Лекция 28. Правотворчество

Лекция 29. Правоотношения

Лекция 30. Социологические аспекты реализации права

Лекция 31. Правопорядок

Лекция 32. Правомерное и противоправное поведение

Лекция 33. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности

Раздел VII. Государство и право: социология изменений и развития. Лекция 34. Изменение и развитие как категории социологии права

Лекция 35. Глобализация и эволюционное развитие современного мира

Лекция 36. Социология международного права и международных отношений

Лекция 37. Государство, право и космическая деятельность



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЛЕКЦИЯ 36.
СОЦИОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ


– Международное право и международные отношения как явления природы и культуры.


– Системный характер международного права и международных отношений.


– Взаимосвязь и взаимодействие международного и национального права. Основные доктрины.


Международное право и международные отношения как явления природы и культуры


1. В рамках социологии права определенное место занимает социология международного права как системы правовых норм, регулирующих разнообразные отношения, возникающие между государствами и другими его субъектами, а также социология международных отношений – отношений, урегулированных данными нормами.


Рассмотрение этих явлений с социологических позиций позволяет, с одной стороны, расширять сферу «приложения» социологии права, выйти за пределы национального права, а с другой – в плане более глубокого и разностороннего понимания международного права и международных отношений, исследовать их не только с традиционной для юридической науки, формально-юридической, но и с фактической – социально-политической, идеологической и другой стороны.


С теоретической и практической точек зрения обстоятельное познание международного права и международных отношений не может по логике вещей ограничиться рассмотрением лишь их внутренней структуры, содержания, форм проявления и т. д., т. е. познанием их «самих по себе» и «из себя». Весьма важным при этом является исследование искомых явлений в контексте их разнообразных связей с обществом в целом и с другими социальными явлениями и процессами, в том числе с процессом их возникновения и развития, с социальными функциями международного права и социально-политическими последствиями его действия.


Иными словами, с теоретической и практической точек зрения, а также с методологических и социологических позиций весьма важным представляется, помимо всего прочего, исследование международного права и международных отношений, как и любого иного права, в их «социальном выражении, проявлении и измерении».


Последнее вполне допустимо и оправданно предпринять по аналогии с процессом социального познания национального права, с учетом, разумеется, тех особенностей, которые свойственны искомым явлениям и прежде всего международному праву.


Допустимость и оправданность такого рода аналогии обусловливается прежде всего тем, что, несмотря на своеобразие каждого из рассматриваемых правовых массивов – национального и международного права, по своим сущностям и многим содержательным параметрам они выступают и проявляются тем не менее не иначе, как общеродовые – правовые, а не, скажем, как экономические или иные явления, и, соответственно, отражающие их понятия. Это – во-первых. Во-вторых, и национальное, и международное право не возникают и не развиваются «сами собой», стихийно, а являются порождением целенаправленной человеческой воли и человеческого разума. И в-третьих, национальное и международное право в плане их общности проявляются не только на сущностном и содержательном уровнях, но и на формально-юридическом уровне. Речь идет, в частности, об общности их субъектов права, в качестве каковых в каждой из рассматриваемых систем выступают юридические и физические лица; имеется в виду факт наличия в национальном и международном праве императивных правовых норм; и др.


Что же касается особенностей международного права, по сравнению с национальным правом, то они, как и общность рассматриваемых правовых систем, касаются самых различных их сторон и аспектов. Нередко, как известно, одна и та же их сторона или аспект содержит в себе, наряду с общими для них чертами, также и свои особенности.


В качестве примера можно сослаться на содержательную сторону международного и национального права или же на их формально-юридический аспект.


При наличии, в частности, общих субъектов права, международное право в то же время отличается от национального права тем, что основным его субъектом является государство, а не иные субъекты, как это имеет место в национальном праве.


Обладая общностью в плане наличия в своей структуре общеобязательных, императивных норм, международное право отличается в тоже время от национального тем, что в нем они занимают гораздо меньшее место, чем в национальном праве, где по общему правилу доминируют не диспозитивные, а императивные нормы.


Разумеется, место и роль императивных положений, выступающих в международном праве в виде императивных принципов, к которым, по мнению известного ученого-международника Г. И. Тункина, следует отнести «по существу, все основные общепризнанные принципы современного международного права», а также «общепризнанные нормы международного права», наличие которых, «отнюдь, не мешает прогрессивному развитию международного права», поскольку «они не препятствуют созданию новых норм, идущих дальше старых в направлении обеспечения мира и дружественных отношений между государствами», – место и роль императивных положений в международном праве не следует преувеличивать, но в то же время их нельзя преуменьшать. Необходимо лишь еще раз констатировать, что императивные положения занимают в международном праве гораздо меньшее место, чем в национальном праве, подчеркивая тем самым, что, наряду с общностью искомых правовых систем, в формально-юридическом и содержательном аспекте у каждой из них имеются и свои особенности.


Выделяя общность международного и национального права, позволяющую рассматривать в социологическом и ином плане первое по аналогии со вторым, и в то же время, акцентируя внимание на особенностях международного права, Г. Еллинек, не без оснований утверждал, что многие признаки национального права «в значительной мере присущи и международному праву». Существенное же отличие, однако, международного права от национального («государственного»), подчеркивал автор, заключается в том, что «первым не регулируются отношения властвования и подчинения, ибо оно есть право между координированными элементами». В этом праве, заключал ученый, «авторитетами, устанавливающими международное право и в то же время связанными им субъектами являются именно сами государства».


Рассматривая другие особенности международного права по сравнению с национальным правом, исследователи обращают внимание также на такие его стороны и аспекты, как: а) его преимущественно политический характер. Согласно взглядам Ш. Монтескье, например, международное право – это «политическое право». Поскольку в это время не было деления данного права на публичное и частное, то речь шла о международном праве как таковом, фактически представлявшим собой публичное право; б) «внешняя» цель и соответствующая направленность международного права по сравнению с национальным правом. Если непосредственной целью национального права является установление и поддержание твердого правопорядка внутри страны, то международное право, по мнению И. Канта и его последователей, создается государствами «для защиты извне»; в) преимущественно политические и социальные гарантии международного права по сравнению с национальным правом, реализация норм которого обеспечивается также и правовыми гарантиями.


«Публичное право, как и всякое право, – писал по этому поводу Г. Еллинек, – обеспечивается троякого рода гарантиями: гарантиями социальными, политическими и правовыми». Но право существует «не исключительно там, где имеются правовые гарантии», – рассуждал автор и добавлял: «в частности, это относится к международному праву, гарантии которого имеют преимущественно социальный и политический характер».


Социальные гарантии международного, равно как и национального права, обеспечиваются такими «великими социальными силами», как религия, мораль, общественные нравы и другие «культурные факторы». В своей совокупности, отмечал Г. Еллинек, они представляют собой «могущественнейшее фактическое ограничение всякого произвола, даже поскольку он возможен с абстрактно юридической точки зрения, и с силою, превосходящею влияние сознательной воли».


Что же касается политических гарантий международного права, то они, справедливо утверждает автор, «заключаются в реальном соотношении сил организованных государственных факторов: самих государств в международно-правовых отношениях и органов государства в отношениях государственно-правовых».


2. Наряду с названными особенностями, международное право, так же как и неразрывно связанные с ним международно-правовые отношения, имеют и другие особенности. Однако они по своей природе и характеру не могу служить препятствием на пути познания международного права с социологических и иных позиций по аналогии с национальным правом.


Помимо всего прочего это означает, в частности, что при рассмотрении вопроса о том, являются ли международное право и международные отношения явлениями природы или культуры, вполне допустимо и оправданно исходить из аналогии и накопленного опыта решения данного вопроса применительно к национальному праву.


Как и при решении искомого вопроса относительно национального права, так и международного, при рассмотрении его сущности и содержания неизменно встает другой, неразрывно связанный с ним вопрос. А именно: в какой мере международное право и и международные отношения изначально являются природными феноменами, если они вообще таковыми являются, и в какой мере они выступают как порождение человеческой культуры, как исключительный продукт человеческого разума и всего общества?


Отвечая на данные и другие, им подобные вопросы применительно к национальному праву («закону»), а вместе с ним и к международному, исследователи разных эпох, вплоть до современной, придерживаются далеко не одинаковых взглядов и подходов к их разрешению.


Если одни из них – преимущественно мыслители ранних и последовавших за ними – средних эпох исходят из того, что закон «есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное»; т. е. при этом приоритет в соотношении природного и культурного (социального) в праве фактически отдается первому по отношению ко второму, то другие, в основном современные исследователи, считают, что право вообще и международное право в частности «как условие современного международного общения принадлежит к числу культурных ценностей современной цивилизации» и это не подлежит оспариванию».




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

279
Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!