Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392169955
Язык:
Объем текста: 441 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел V. Правосознание и правовая культура. Лекция 21. Правосознание как социологическая и юридическая категория

Лекция 22. Правовая социализация

Лекция 23. Правовая культура как социологическая категория

Лекция 24. Правовая культура и правосознание

Лекция 25. Правовая культура, государство, право

Раздел VI. Социология юридической практики. Лекция 26. Правовая политика

Лекция 27. Правовое регулирование и правовое воздействие

Лекция 28. Правотворчество

Лекция 29. Правоотношения

Лекция 30. Социологические аспекты реализации права

Лекция 31. Правопорядок

Лекция 32. Правомерное и противоправное поведение

Лекция 33. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности

Раздел VII. Государство и право: социология изменений и развития. Лекция 34. Изменение и развитие как категории социологии права

Лекция 35. Глобализация и эволюционное развитие современного мира

Лекция 36. Социология международного права и международных отношений

Лекция 37. Государство, право и космическая деятельность



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЛЕКЦИЯ 22.
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ


1. Понятие социализации.


2. Норма и отклонение в социализации.


3. Сущность и содержание правовой социализации.


1. Понятие социализации


1.1 Проблема социализации в западной социологии


С конца XIX в. (Ф. Гиддингс, Э. Дюргейм, Г. Тард и др.) теории социализации строились на различных подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов, к трактовке индивидуального или общественного как первичной реальности.


Эта дихотомия исследовательского подхода на общетеоретическом уровне проявляется в специфике социологического изучения социализации, связанной с «двойственностью объекта исследования “личность – общество”».


Основоположник социологии Огюст Конт, отдавая приоритет обществу как первичной реальности, ставил задачу подчинения индивидуального общественному, считая индивида со своими особыми интересами лишь абстракцией, не существующей самостоятельно, изолированно от целого.


Герберт Спенсер считал, что человек в естественном состоянии в значительной мере антисоциален, что он становится социальным существом в ходе длительной эволюции. Спенсер выделял «регулятивную систему» социального организма и ее механизмы «социального контроля». Из контекста концепции социальных институтов Спенсера следует, что эти институты как механизмы самоорганизации совместной деятельности людей обеспечивают обращение, как он считал, асоциального по природе человека в социальное существо. В отличие от Конта Спенсер подчеркивал автономию индивида. Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены существуют для блага общества. Он считал, что процесс изменения человеческой природы очень медленный, требующий многих поколений и «никакое учение и никакая политика не могут ускорить процесс социального развития выше известной нормы, которая ограничена скоростью органических изменений человеческих существ».


Огромное влияние на развитие социологических теорий социализации оказала концепция К. Маркса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, согласно которой формирующая человека социальная среда одновременно выступает и условием, и результатом его деятельности. «Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности, – отмечал К. Маркс. – Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Совокупность тех или иных общественных отношений присуща человеку на всех этапах его исторического развития. Формирование человека не тождественно пассивному приспособлению людей к социальной среде, а охватывает и их собственную практическую деятельность, в которой они, воздействуя на окружающий мир, изменяют социальную среду и вместе с тем, по выражению Маркса, «свою собственную природу», развивают дремлющие в ней силы.


Общепризнано огромное значение теории Маркса для развития знания об общественной и природной сущности человека. Как утверждал Маркс, люди в процессе своей деятельности и посредством нее изменяют и внешние обстоятельства, и самих себя, сознание человека и его деятельность – едины. Человеческая деятельность ведет и к изменению сознания, и к изменению внешнего мира, т. е., изменяя мир, люди изменяют самих себя. «Сущность человека, – писал Маркс, – не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Для Маркса «индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими проявления жизни – является проявлением и утверждением общественной жизни».


Подчеркивая социальную природу человека, видя в личности не ее абстрактную физическую природу, а ее социальное качество, марксизм не отвергает естественную, биологическую природу, которая включает генетические и естественные свойства личности.


Особое значение для становления теории социализации имело развитие психологических направлений западной классической социологии. Органическая концепция общества, в основе которой лежали биологические аналогии, не позволяла учесть главный фактор общественного бытия – человеческой психики. Парадигма психологизма принесла новую модель рассмотрения сущностных характеристик человека и общества, законов их функционирования и развития.


Используя идею Спенсера о всеобщей эволюции и развитии общества как высшего этапа этой эволюции, Лестер Уорд одним из первых попытался наполнить ее человеческим содержанием. Он представил развитие общества как «направленное развитие», в рамках которого более важную роль играют психические (сознательные) процессы, а не чисто биологические факторы.


Идеи Уорда нашли дальнейшее развитие в работах американского социолога Франклина Гиддингса. Гиддингс также пытался найти психические факторы цивилизации, считал, что общество развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Он писал, что «функция общества состоит в развитии сознательной жизни и в создании человеческой личности: для этой цели оно в действительности и существует». Идеи Гиддингса об определяющей роли социального принуждения легли в основу его теории социализации как «сплавления различных элементов самого разнообразного населения в однородный тип».


Истоки современной теории социализации, что признано в западной социологии, сосредоточены в работах французского социолога конца XIX в. Габриэля Тарда. Развивая психологические концепции в социологии, Тард обосновал новые идеи в познании общества и человека. По его мнению, общество есть продукт взаимодействия индивидов. Он выделял три основных социальных процесса, а именно: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Генеральным положением теории Тарда является принцип подражания, а отношение «учитель – ученик» провозглашается типовым во всем многообразии социальных отношений. Тард первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие, рассматривая не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного общения.


Общепризнано огромное значение теорий развития личности для анализа социализации. Эти теории содержат объяснение того, как осуществляется процесс социализации на индивидуальном уровне. Обретение индивидом социальных качеств происходит в условиях динамичной социальной жизни и социального взаимодействия. В процессе взаимодействия с другими людьми у человека возникает совокупность представлений о самом себе, в которую входит как осознание своих собственных физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Этот свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя, называется Я-концепцией.


По Уильяму Джемсу, различаются две стороны личностного существования – личность и «я», которые являются познаваемым (эмпирическим) объектом и познающим (мыслящим) субъектом. Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: 1) физическую личность (телесная организация, одежда, семейство, домашний очаг); социальную личность, связанную с признанием личности со стороны других представителей человеческого рода; 3) духовную личность как полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.


Джемс подчеркивал, что у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление; и на практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит.


Стремление выявить психологические основания социализации присуще психоаналитическому подходу и его модификациям (3. Фрейд, Э.Фромм, Э. Эриксон и др.).


Значительное воздействие на развитие теории социализации оказала психоаналитическая концепция Зигмунда Фрейда.


В его учении о человеке большое внимание уделено проблемам формирования, развития и структуры личности. Согласно его теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Фрейдом была обоснована идея о том, что на повседневное поведение индивида влияют неосознаваемые мотивы, лежащие в глубинах психики. Огромное значение для осмысления процессов развития личности имели разработанные Фрейдом «защитные механизмы», призванные обеспечить целостность и стабильность личности, а также описанные им принудительные факторы, которые, по его мнению, представляют собой, с одной стороны, необходимый инструмент обуздания инстинктов, без которого человеку грозит самоуничтожение, а с другой – нечто такое, что ведет ко все большему несовершенству личности, к росту неврозов.


В исследовании социализации важная роль принадлежит Эмилю Дюркгейму. В основе его теоретической конструкции лежит концепция социологизма. Он рассматривал общество как часть природы, как независимую от индивидов, вне- и надындивидуальную реальность. По Дюркгейму, общество доминирует над индивидом и создает его, является источником всех высших ценностей. Он подчеркивал, что социальное существо не дается в готовом виде в первоначальной конституции человека и не вырастает из нее путем спонтанного развития, а создается путем целенаправленной социализации.


По Дюркгейму, общество в лице своих институтов воспитания претворяет в жизнь идею единства дисциплины и морального долга, контролируя человеческие влияния и потребности, ибо они потенциально не ограничены. Социализированная личность, по его мнению, – личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Общеизвестен и постоянно цитируется вывод Дюркгейма о том, что воспитание есть не что иное, как «методическая социализация молодого поколения». Основная функция социализации, понимаемой им как приобщение индивидов к идее «коллективного сознания», заключается в установлении однородности и целостности общества, гарантирующих его нормальную жизнедеятельность и в то же время отвечающих интересам индивида как части общества.


Другой подход к анализу социализации основывается на теоретико-методологических принципах понимающей социологии, сформировавшихся в конце XIX – начале XX в. В отличие от позитивистской социологической традиции, избравшей путь познания от социума к индивиду, понимающая социология сориентировалась на другой путь исследования, а именно: от индивида – к социуму.


Основоположник понимающей социологии Макс Вебер, анализируя человеческое поведение с присущими ему связями и регулярностью, когда субъективно осмысленные действия индивида соотносятся с поведением других людей, пришел к такому истолкованию «понимания» поведения как «общественно ориентированные действия».


Принадлежащая Веберу концепция идеального типа как теоретической конструкции социальной реальности в индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости, рациональной правильности применима для создания логической модели исследования социализации.


Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации личности приобрела особую интенсивность в XX в. Наука получила множество моделей постановки и решения этих проблем. Признанная точка зрения о мультипарадигмальности социологии может быть отнесена и к социологическим исследованиям социализации. Ее теоретики, придерживаясь тех или иных социологических традиций и школ, предлагали либо соответствующие их позициям подходы к анализу социализации, либо создавали конкурирующие теории, которые способствовали становлению новых парадигм.


Общепризнанным теоретиком социализации личности в современной западной социологии является Толкотт Парсонс. Его концепция общества как социальной системы основывается на центральном понятии нормативного характера – равновесие. Общество в равновесии – общество без конфликта, где каждый знает свою роль, понимает, чего от него ждут. Полного равновесия не достичь, но общество должно стремиться к этому. По его утверждению, имеются два главных средства, при помощи которых поддерживается социальное равновесие, и в результате отказа от одного или обоих возникает нарушение равновесия. Первое средство – это социализация, посредством которой новорожденный индивид становится социальной личностью. Второе средство – социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей.


Т. Парсонс видел взаимодействие социума и личности как непрерывный процесс воздействия общества на личность с целью убеждения последней в необходимости принятия, согласия с нормативными общественными предписаниями. Для убеждения личности следовать нормам общества Т. Парсонс считал необходимым усиление мотивации участия людей в социальной жизни по нормативным правилам. Эта мотивация, с его точки зрения, имеет три уровня: 1) высоко генерализированная приверженность ценностным образцам, непосредственно связанным с религиозными ориентациями; 2) уровень эротических комплексов; 3) уровень, непосредственно связанный с услугами и инструментальной деятельностью.


Особую методологическую значимость для анализа социализации представляет научное наследие Питирима Сорокина. Он считал, что любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством четырех универсальных категорий, а именно: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина); эстетического удовлетворения (Красота); социальной адаптации и морали (Добро); и, наконец, конструирующая все остальные ценности в единое социальное целое (Польза).


Сорокин констатировал три основные формы актов поведения людей – дозволенные, должные и рекомендуемые. Каждая из этих форм существует как бы в связке с соответствующей ей оппозиционной санкцией: рекомендуемым актам (подвиг или услуга) соответствуют награды; запрещенным (преступление) – кара; дозволенным – «должные реакции».


Сорокин писал, что «если нормы “должного” поведения двух или большего числа лиц совершенно различны, а в зависимости от этого различны для каждого из них и нормы поведения “запрещенного и рекомендованного”, то между поведением этих лиц, соприкасающихся друг с другом, не может установиться гармонический консенсус...». Исследовав влияние социальных потрясений на поведение личности, Сорокин пришел к выводу о том, что тенденция к моральной индифферентности и рутинному поведению усиливается в периоды обострения общественных кризисов, когда большинство ищет гедонистического удовлетворения, а меньшинство ориентировано на альтруистическую, религиозную и т. п. активность. Когда социальное потрясение минует, поведение людей возвращается к прежнему, «нормальному» распределению.


Ряд фундаментальных идей для анализа социализации принадлежит Роберту Мертону. Он внес важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии. По Мертону, аномия – результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения. Рассматривая нормативную структуру общества, т. е. структуру отношений между нормами, ролями, статусами, ценностями и институциональными порядками и способы адаптации к ней, Мертон отметил, что отношения между этими компонентами могут отличаться согласованностью-рассогласованностью, варьирующими в самых широких пределах, более того, могут быть конфликтными. Р. Мертон отождествляет функции социализации и социального контроля, подчеркивая, что консенсус индивидуальных целей и коллективных ценностей может быть достигнут за счет перенесения социальных норм в сознание личности, благодаря чему и создаются внутренние, неформальные источники социального порядка.


Смещение акцентов с объективистского подхода при анализе социализации, как в теориях Парсонса, Дюркгейма и др., на субъективистский наблюдается в теориях представителей символического интеракционизма.


У. Томас и Ф. Знанецкий утверждали, что социальные явления, процессы следует рассматривать как результат сознательной деятельности людей и, изучая социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и субъективную позицию индивидов, включенных в эти ситуации.


Проблема социализации пронизывает труды теоретиков социологической концепции личности и Я-концепции американских ученых Чарлза Кули и Джорджа Мида. Основываясь на социальной психологии У. Джемса, Кули трактует социализацию индивидуального сознания как социальный процесс, приобщение индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию». По утверждению Кули, общество и индивиды – неотделимые аспекты одного общего целого, так что где бы мы ни обнаружили индивидуальный факт, мы можем отыскать и сопутствующий ему социальный факт. Кули полагал, что индивидуальное «Я» приобретает социальность в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников и пр.), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.


Джордж Мид детально рассматривает проблему вхождения индивида в общество как процесс превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я». По Миду, происхождение «Я» целиком социально. В то же время социальное «Я» является источником движения и развития общества. Общество и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий.


Юрген Хабермас является основателем «критической теории социализации». В рамках этой теории процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть» его личности, которая представляет общественную сущность индивида, его социальный характер, обеспечивающий ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает ему возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм, ценностей, т. е. позволяет критически относиться к элементам социальной среды, мешающим человеку самоутверждаться. По Хабермасу, становится возможным ненасильственная социализация в результате взаимодействия личности с социальной средой, самоутверждения личности, осознания ею необходимости полного развития своих способностей и потенций. Причем самоутверждение личности связывается не с условиями социальной среды, а с условиями индивидуальной жизни. В его концепции «жизненного мира» – мира непосредственного общения и естественной «коммуникации» людей – социализация предстает одним из процессов репродукции жизненного мира. Ю. Хабермас не уподобляет личность слепку общественных установлений, она лишь отчасти такова. В то же время социализирующийся человек всегда сохраняет возможность дистанцирования по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм, ценностей, т. е. позволяет критически относиться к элементам социальной среды, мешающим человеку самоутверждаться.


Огромная роль в разработке теории социализации принадлежит П. Бергеру и Т. Лукману, которые по-новому представляют связи между человеком и обществом. «Общество – человеческий продукт. Общество – объективная реальность. Человек – социальный продукт. Уже должно быть ясно, что анализ социального мира, который исключает хотя бы один из этих трех моментов, будет неполным и искажающим», – пишут исследователи.


«Общество понимается как непрерывный диалектический процесс, включающий три момента: экстернализацию, объктивацию и интернализацию».


По П. Бергеру и Т. Лукману, взаимосвязь между человеком и социальным миром есть диалектическое единство: человек посредством экстернализации создает социальный мир, через объективацию этот социальный мир институализируется (становится объективной реальностью) и через интернализацию этот объективный социальный мир переводится во внутренний мир индивида.


Социологический универсалий отшлифованного временем знания содержится в трудах современного американского социолога Нейла Смелзера. Он обобщает теоретические концепции классиков социологии, анализирует конкретные примеры, приводит эмпирические доказательства. Смелзер определяет, что социализация, т. е. пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям, имеет две цели: способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.


Успешная социализация, как отмечает Смелзер, обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но они наделены способностью их освоить. Культурные ценности – от законов до неписаных правил хорошего тона – регулируют поступки и стремления людей. Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети осваивают эти ценности благодаря социализации. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация – двусторонний, разнонаправленный процесс формирования неповторимой личности. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию и социализируется.


Смелзер не ограничивается пониманием социализации как развития личности по восходящей. Он определяет такую важную ее характеристику, как ресоциализация, называя ресоциализацией усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Агентами социализации, по Смелзеру, являются социальные институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации.


Вслед за Парсонсом Н. Смелзер отмечал, что социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она ограничивает социализацию, только частично давая использовать биологические возможности человека. Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, но и медленно осваивают навыки, необходимые для выживания.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

279
Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!