Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392169955
Язык:
Объем текста: 441 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел V. Правосознание и правовая культура. Лекция 21. Правосознание как социологическая и юридическая категория

Лекция 22. Правовая социализация

Лекция 23. Правовая культура как социологическая категория

Лекция 24. Правовая культура и правосознание

Лекция 25. Правовая культура, государство, право

Раздел VI. Социология юридической практики. Лекция 26. Правовая политика

Лекция 27. Правовое регулирование и правовое воздействие

Лекция 28. Правотворчество

Лекция 29. Правоотношения

Лекция 30. Социологические аспекты реализации права

Лекция 31. Правопорядок

Лекция 32. Правомерное и противоправное поведение

Лекция 33. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности

Раздел VII. Государство и право: социология изменений и развития. Лекция 34. Изменение и развитие как категории социологии права

Лекция 35. Глобализация и эволюционное развитие современного мира

Лекция 36. Социология международного права и международных отношений

Лекция 37. Государство, право и космическая деятельность



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ VII.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: СОЦИОЛОГИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И РАЗВИТИЯ


ЛЕКЦИЯ 34.
ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА


– Пространство и время как свойства социальной материи.


– Социальные изменения.


– Социальное развитие.


Пространство и время как свойства социальной материи


Социология предполагает рассмотрение социальных явлений как системных объектов, как структуру элементов, функционально между собой связанных. Еще со времен О. Конта традицией социологического анализа стало изучение явлений в статике и динамике. Статические свойства социальных систем неразрывно связаны с категорией пространства, динамические – с категорией времени.


Проблема пространства и времени – философская проблема. В истории философии эта тема всегда была предметом пристального внимания и широкого обсуждения. Разброс мнений здесь (как всегда в философии) предельно широкий (вплоть до полярных), общего знаменателя нет. Вместе с тем даже полярные взгляды на феномены пространства и времени позволяют точнее определить их свойства, лучше понять методологические возможности данных категорий при использовании другими науками, в частности социологией права.


Все многообразие подходов может быть сведено к двум основным концепциям: субстанциальной и реляционной. Согласно первой пространство и время рассматриваются как самодовлеющие сущности, как субстанции, существующие сами по себе. Так, философы-идеалисты отрицают зависимость пространства и времени от материи, рассматривают их либо как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), либо как априорные формы чувственного созерцания (Кант), либо как категории абсолютного духа (Гегель). С позиции реляционной концепции, напротив, пространство и время – особый род отношений между объектами и процессами, это единство пространства, времени и материи. Данная концепция была подкреплена теорией относительности, которая обнаружила неразрывную связь пространства и времени между собой.


Поскольку обе концепции упираются в неразрешимость главных вопросов философии (о первичности идеального или материального и о познаваемости мира), ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину. Вместе с тем каждая из концепций имеет свой эвристический потенциал, который по-своему используют социологи.


К всеобщим свойствам пространства относятся протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов, возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов. Протяженной можно считать любую систему, в которой возможны изменения характера связей и взаимодействия составляющих ее элементов, их числа, взаимного расположения и качественных особенностей. В этом смысле пространство всегда связано со структурой материальных систем.


Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему. Его специфическими свойствами являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.


Таким образом, время есть мера фиксации изменения состояний системных объектов. Время не абсолютно, оно меняется в зависимости от структуры и других свойств данных объектов. Любая материальная система существует и развивается по своему собственному времени. Можно выделить космическое время (отражает ритмы Вселенной и Солнечной системы), геолого-географическое (показывает этапы развития Земли), биологическое (ритмы жизни живых организмов) и, наконец, социальное время (фиксирует процессы, проходящие в обществе). Пространства физического, биологического и социального миров имеют свое собственное время.


Разделить пространство и время различных системных объектов можно только в сфере мысли, умозрительно, в реальности мы имеем наложение различных видов времени и пространства друг на друга. Так, социальное пространство и время, безусловно, имеют свою специфику и вполне могут рассматриваться автономно, без учета действия космоса и биосферы (например, историческая наука, как правило, так и делает). Однако человек, общество – неотъемлемые части природы и космоса, и на них в полной мере распространяются особенности пространства и времени этих глобальных систем. Задача социологического исследования как раз и состоит в том, чтобы дифференцировать пространственно-временные характеристики различных объектов и устанавливать их взаимодействие и взаимовлияние.


Пространство и время социальных систем отличаются значительными особенностями, важнейшая из которых – одновременное существование в материальной и идеальной сферах. В качестве эмпирических объектов социальные системы обусловлены двумя главными факторами – инстинктами и материальными интересами людей. Индивидуальное и массовое поведение приобретает форму стандартов и процедур прежде всего под воздействием факторов, влияющих на физическое выживание людей как биологического вида. Производство, власть, брачно-семейные отношения не терпят хаоса, здесь человек всегда стремился к регламентации, упорядоченности поведения. Иными словами, в материальной жизни человеческих коллективов господствуют детерминизм, причинно-следственные связи, что делает их сходными с природными процессами. В этом случае пространственно-временные характеристики социальных систем вполне сопоставимы с обычными физическими величинами. Народы, страны и государства занимали или занимают вполне определенную территорию и в конкретное время.


Совсем другое дело – идеальная, духовная сторона жизни людей, включающая рациональный и иррациональный компоненты. Сознание и бессознательное в человеке – особая сфера, где детерминистские связи во многом утрачивают свою роль, а воля, эмоции и интуиция приобретают первостепенное значение. Сознание и воля творят свой собственный, человеческий мир, мир культуры, качественно отличающийся от мира природы. Здесь пространство и время отличаются такими свойствами, как бесконечная вариативность, уникальность, субъективность. Видов пространства и времени может быть столько, сколько существует человеческих коллективов. Каждая социальная система способна породить свое собственное представление о пространстве и времени.


Сложность для социологии права состоит в том, что при анализе пространственно-временных характеристик политико-правовых явлений необходимо учитывать наложение материальной и идеальной сфер жизни. Если рассматривать государство и право как материальные системы, следует использовать номотетический метод (поиск закономерностей), если подходить к ним как идеальным системам – идеографический (описательный).


Возьмем, например, такое фундаментальное свойство времени, как необратимость. Если рассматривать государство и право как материальные системы, время их развития действительно необратимо. Время необратимо в том смысле, что факт, случившийся ранее, невозможно ни отменить, ни изменить. Например, такие явления политической жизни, как государственный переворот, революция, гражданская война, крах империи, имевшие место в истории страны, невозможно ни предотвратить, ни изменить, ни сделать бывшее не бывшим. Можно пытаться бороться с последствиями этих явлений, снова восстановить империю и посадить на престол свергнутого монарха, но это будет уже другой отрезок времени. Время распространяет свое абсолютное господство над людьми, а значит, и над институтами, ими созданными. В эмпирической жизни по-другому не бывает.


Если обратиться к области сознания и подсознания, то необратимость времени не кажется такой абсолютной. Мысленно мы вполне можем переместиться в прошлые эпохи и заново пережить тот или иной исторический факт, быть участником или наблюдателем того или иного исторического события. Отдельные индивиды, большие и малые социальные группы в своем сознании могут многократно, бесконечное количество раз возвращаться во времени в прошлое, доказывая тем самым его обратимость. Так, историческая память народов постоянно возвращает их к социальным катаклизмам, оказавшим влияние на их судьбу.


В известном смысле общественное сознание более консервативный феномен, чем эмпирические формы социального бытия. Например, современная Европа по основным своим параметрам (наука, техника, быт, семейные отношения, государственное устройство, право) разительно отличается от эпохи Средневековья, так что есть основания говорить даже о двух разных цивилизациях. Вместе с тем архаичные пласты общественного сознания западных европейцев постоянно проявляют себя. Что такое прецедентное право как не бесконечный возврат в свое прошлое? Судья, решающий дело согласно прецеденту трехсотлетней давности, как бы обращает современность вспять, в который раз воспроизводя стереотип средневекового поведения и мышления. В прецедентной системе права время (а с ним и общественная практика) двигается назад, а не вперед. Другой пример – нацистская Германия. В стране высокой культуры и духовности вдруг проснулось сознание древних германцев, обуреваемых страстью разрушения и завоевания. Третий рейх продемонстрировал движение немцев вспять, к своим истокам, обнаружил их стремление сломать необратимость времени.


История изобилует примерами, когда консервативное сознание сдерживает социальное развитие, потому что сознание все еще находится в прошлом. История, государство и право вполне могут поворачиваться вспять, если сознание людей обращается назад и хочет восстановить прошлое. В этом проявляется специфика социального времени.


Важная особенность социального времени – его неравномерность. Исторические эпохи, культуры и народы отличаются друг от друга во многом потому, что у них разная скорость протекания времени, разные его темп и ритм. Социальное время способно ускоряться, как бы уплотняясь при этом, или замедляться вплоть до впечатления его полной остановки. Так, этнология знает много первобытных народов, появившихся тысячелетия назад и остановивших свое развитие на стадии каменного века. Народы Запада и Востока отличаются друг от друга, в частности, скоростью протекания времени. На мусульманском Востоке время не просто движется медленно, оно там специально тормозится и даже обращается вспять, чтобы уйти в VII век – время возникновения ислама. Народы Запада, напротив, руководствуясь идеей прогресса и стремясь к новшествам и усовершенствованиям в области науки, техники и общественных отношений, постоянно ускоряют ритм жизни. Процессы глобализации несколько выравнивают скорость протекания времени, но в основном между многими странами и регионами различие в восприятии времени продолжает оставаться существенным.


Признание неравномерности времени – важная методологическая посылка для, например, сравнительного правоведения и государствоведения. Наличие собственных часов, собственного критерия времени в той или иной правовой культуре говорит нам о ее самодостаточности и самоценности. Всякая самобытная культура вырабатывает собственные критерии своей оценки. Так, социолог права, сопоставляя, например, мусульманское право и англосаксонское, неизбежно оказывается в затруднительном положении: сравнить нормы, институты и процедуры двух правовых систем, базирующихся на противоположном (во многом) мировоззренческом и культурном опыте. Здесь всегда возникает соблазн вольно или невольно возвысить одну правовую систему над другой, что будет, конечно, отступлением от принципов подлинной социологической науки.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

279
Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!