Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392169955
Язык:
Объем текста: 441 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел V. Правосознание и правовая культура. Лекция 21. Правосознание как социологическая и юридическая категория

Лекция 22. Правовая социализация

Лекция 23. Правовая культура как социологическая категория

Лекция 24. Правовая культура и правосознание

Лекция 25. Правовая культура, государство, право

Раздел VI. Социология юридической практики. Лекция 26. Правовая политика

Лекция 27. Правовое регулирование и правовое воздействие

Лекция 28. Правотворчество

Лекция 29. Правоотношения

Лекция 30. Социологические аспекты реализации права

Лекция 31. Правопорядок

Лекция 32. Правомерное и противоправное поведение

Лекция 33. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности

Раздел VII. Государство и право: социология изменений и развития. Лекция 34. Изменение и развитие как категории социологии права

Лекция 35. Глобализация и эволюционное развитие современного мира

Лекция 36. Социология международного права и международных отношений

Лекция 37. Государство, право и космическая деятельность



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЛЕКЦИЯ 24.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОСОЗНАНИЕ


– Определение правовой культуры.


– Типология правовых культур.


– Правовая культура и обычай.


– Правовая культура и правосознание.


Определение правовой культуры


Правовой культурой в узком смысле слова называют совокупность социокультурных ценностей, которые выражены на языке правовых норм и которыми руководствуются индивид, группа, общество в организации своей жизнедеятельности. Если придерживаться такого понимания правовой культуры, то она может быть охарактеризована как одна из сфер (областей) культуры, т. е. автономной целевой подсистемы с отличительными свойствами, не присущими другим сферам. Функция регуляции характерна для различных областей культуры, она присутствует в политической, религиозной, художественной, физической и т. д. культуре. Но в правовой культуре более, чем в других сферах культурной деятельности, регулятивная функция, во-первых, рационально упорядочена и, во-вторых, является главной, оттесняющей другие функции на второй план.


Правовая культура представляет собой и определенный аспект культуры как общего регулятора коллективной жизни людей, поскольку она связана с самыми разными сферами человеческой деятельности. Эти сферы между собой взаимодействуют, и вокруг ядра правовой культуры (или правовой культуры в узком смысле слова) складывается целая система гуманитарных знаний и представлений, выполняющих важные задачи обоснования (вплоть до освящения), многообразного анализа, фиксации, критики правовых норм и социокультурных ценностей. Эти знания и представления берутся из сфер религии, философии, истории, культурологии, социологии, филологии, психологии, педагогики и т. д., а также, разумеется, из сферы права. Они соединяются, группируются и входят важной составной частью в комплексы, позволяющие человеку ориентироваться в окружающей социокультурной среде. Такие комплексы называются тезаурусами.


Тезаурус в современной социологии и культурологии понимается как полный систематический набор данных в той или иной области знания, позволяющий в ней ориентироваться. Тезаурус отражает иерархию субъективных представлений о мире, он может рассматриваться как часть действительности, освоенная субъектом. Тезаурус обладает своеобразным свойством структуры: иерархия знаний в его пределах строится не от общего к частному, а от своего к чужому. Именно поэтому однородные знания разных людей, а в профессиональной практике – даже разных экспертов могут существенно отличаться по контексту, способам оценки, форме представления и т. д. Из этого обстоятельства возник и правовой институт суда присяжных, ведущий происхождение от требования к английским судьям XII века опрашивать 12 соседей и свидетелей по существу рассматриваемого дела. Хранение знаний в форме тезаурусов (в целом характерное для человека) не позволяет при определении компетентности эксперта основываться только на объеме полученного им профессионального образования.


Представленная в тезаурусах правовая культура уже не так тесно связана с юридическим языком, она опирается на повседневные социальные практики, а именно те, где императивно устанавливаются правила взаимодействия людей (индивидов, сообществ, организаций и т. д.). Это – правовая культура в широком смысле слова.


В научной и учебной литературе в разное время излагались и другие концепции рассмотрения правовой культуры, в том числе и в двух планах – в широком и узком смыслах слова. Так, например, Г. В. Назаренко в учебном пособии «Теория государства и права» исходил из того, что «правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе ясные законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок»; «правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения». Существуют и особые теории, в которых «соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества», что неизбежно приводит к построению иной модели правовой культуры.


Классификация сложных феноменов культуры определяется задачами исследователя, должна быть эффективной при их решении. Поэтому единообразия в классификациях не требуется, обязательным же является объяснение используемых понятий, лежащих в основе развиваемой концепции.


Ценности – основа правовых культур. В социологии права существенное значение придается системе ценностей данного общества, которые и реализуются в правовых нормах.


Ценности – это разделяемые в обществе (сообществе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться (терминальные ценности), и основных средств их достижения (инструментальные ценности). Ценность – то, что позволяет нам ориентироваться в социальной среде, реализуя наши стратегические интересы. Ценности императивны, они образуют основу социокультурных позитивных установок и запретов (социокультурных кодов) и базируются на противопоставлении «добра» и «зла», «своего» и «чужого». Именно это разделяет ценности и антиценности. В роли ценностей могут выступить цели и социальные проекты, и в этом случае они также приобретают императивное значение. Эти императивы нередко регулируют обширные зоны человеческой жизнедеятельности.


Роль ценностных факторов в социальной жизни во многом определяющая. И главное – ценности обладают принудительным действием, которое вытекает из их нормативного содержания. Иначе говоря, при помощи ценностей поведение людей вводится в рамки определенных социальных устоев, подчиняется общим правилам коллективной жизни, и это непременная составляющая процесса социализации.


Есть и более прикладное понимание ценностей. Ценности могут рассматриваться как все то, что имеет значение для человека в его жизни. В этом случае к ценностям относятся и предметы материального мира (вещи, здания, еда и т. д.), и произведения искусства, и различные услуги, в которых люди нуждаются, и многое другое из сферы обыденной жизни. Однако и здесь сохраняется природа ценностей как жизненных ориентиров человека, как регуляторов отношений между людьми.


В понятийный словарь гуманитарных наук термин «ценность» был введен в XIX в. немецким философом и ученым Рудольфом Лотце. По его характеристике, ценность существует лишь в ее значимости для субъекта и в то же время объективна, обладая общезначимостью для индивидов. Лотце связал понятие ценности с проблемой понимания и отметил двойственность ценности, ее субъективно-объективную природу. В последующих трактовках этой категории подчеркивалась то субъективность ценности, то ее объективность. Объективистская трактовка ценности воплотилась в диспозициональной концепции личности Гордона Олпорта, в 1930–1960-е гг. разработавшего «тест изучения ценностей». В российской социологии диспозиционную концепцию личности предложил В. А. Ядов, и она принята многими исследователями. На современных российских исследователей ценностей и ценностных ориентации немалую роль оказали работы О. Г. Дробницкого, в последнее время заметны следы подходов, принятых в свое время классиками Чикагской социологической школы.


В ходе исследования ценностей как теоретической проблемы ученые разных стран, представители различных научных школ высказали немало оригинальных идей, позволяющих говорить о достаточно высоком уровне ее разработки. Развитие теории ценностей ожидается в направлении уточнений, которые вносит в нее сама жизнь, а именно ситуация переходного периода и рождения нового типа цивилизации – информационной, и в направлении применения к исследованию новых научных методов, формирующихся в последнее время. В ряде случаев необходимо заново пройти путь самых общих рассуждений, чтобы определиться с исходными позициями эмпирического исследования.


Специфика гуманитарного знания предполагает, что используемая в нем терминология подчиняется по ряду параметров другим правилам в сравнении с терминологией так называемых точных наук. Здесь возможна многозначность терминов и, более того, историческая изменчивость их содержания, поэтому оказывается существенной история их возникновения и понимания разными научными школами. В сущности, в большинстве случаев в гуманитарном знании ученый имеет дело вовсе не с терминами, а с концептами, т. е. со словами, в которых помимо некоего содержания присутствует еще и возникающий в сознании образ, который, в свою очередь, вызывает ту или иную эмоциональную реакцию. Концепты, в отличие от терминов, трудно перевести на другой язык, они несут отпечатки истории языка и культуры, что приводит к сложностям в понимании гуманитарных концепций, созданных в разных странах: одни и те же концепты в них редко бывают абсолютно идентичными.


Именно таким концептом оказывается понятие «ценность». Оно в русском языке восходит к прилагательному «ценный», которое образовано от существительного «цена». Если обратиться к словарю В. И. Даля, фиксирующему употребление слова «цена» и производных от него в XIX в., становится ясно, что слово «ценность» в то время еще не занимает заметного места в русском языке, определяется «как свойство по прилагательному».


В новых европейских языках два значения ценности – как стоимости и как значимости – обычно разведены. Так, во французском языке есть слово prix – цена, ценность (в значении стоимости) и есть слово valeur, впервые зафиксированное в текстах 1080 г., очевидно, от лат. valeo – быть здоровым, сильным, могущественным, которое и используется в научных текстах в значении «ценность». В английском сходно: price и value (valuables), в немецком – Kostbarkeit (предмет) и Wert (понятие). Хотя английское value и немецкое Wert могут сопрягаться со значением «стоимость», но обычно не в прямом, а в переносном смысле. И все же вряд ли тезис Фридриха Ницше о «переоценке ценностей» означает то же самое, что такой же лозунг означал у Диогена. А тот же лозунг, произнесенный на русском языке и воспринятый русским культурным тезаурусом (упорядоченной совокупностью социокультурных ориентации), означает нечто третье.


Даже самые подробные разъяснения значений, указанных в первоисточниках, не могут отменить того факта, что «ценность» – не термин, а концепт, так что на эмоциональном, почти не осознаваемом уровне представитель русской культуры вкладывает в это слово некий дополнительный смысл, определяемый историей его бытования в российской среде. И сегодня оно у нас по-прежнему тесно связано с понятием цены, платы. Насыщение его инородным, пришедшим из западной философии содержанием происходит без опоры на собственную научную традицию его истолкования, которая начала складываться совсем недавно, поэтому в концепциях отечественных ученых-гуманитариев термин легко воспринимает смыслы, которые предлагают различные западные научные школы.


Тем не менее можно выделить некий общий смысл, который соединяет исходное понимание ценности в русской культуре, насчитывающее много веков, и в какой-то мере его научные интерпретации, появившиеся в последние десятилетия: ценность – это все то, что дороже денег. Если это вещь, то за нее не жалко отдать запрашиваемые деньги. Если это люди (родители, родственники, друзья, любимые, герои, кумиры и т. д.) или понятия (Родина, свобода, дружба, любовь, молодость, здоровье, искусство, наука и т. д.), то и в этом случае они относятся к ценностям, если воспринимаются как бесценные, т. е. более значимые, чем любые деньги. Наконец, если сами деньги воспринимаются как ценность, они тоже становятся бесценными – утрачивают количественную сторону.


Эти особенности бытования в русском языке слова «ценность» отражаются в правовой культуре, характерной для современной России. Их необходимо учитывать в исследованиях в области социологии права как при разработке программы и инструментария исследований, так и при обобщении данных, полученных в эмпирических исследованиях.


Это, в частности, показал общероссийский социологический мониторинг «Российский вуз глазами студентов», который проводился Московским гуманитарным университетом в 2000–2009 гг. и охватил более 13 тыс. студентов государственных и негосударственных вузов по всей стране. Мониторинг во многом был направлен на выявление ценностных ориентации студентов. Он показал, что студенчество московских и региональных вузов если и имеют различия в ценностных ориентациях, то совсем не в таких масштабах, чтобы говорить о пропасти, разделяющей столицу и провинцию. Для студенчества регионов больше свойственны патриотические устремления, намерение после окончания вуза работать по специальности, ожидание гарантированного вузом трудоустройства, несколько больший уровень оптимизма во взглядах на будущее и др. Но эти отличия, как правило, незначительны.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

279
Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!