Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392169955
Язык:
Объем текста: 441 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел V. Правосознание и правовая культура. Лекция 21. Правосознание как социологическая и юридическая категория

Лекция 22. Правовая социализация

Лекция 23. Правовая культура как социологическая категория

Лекция 24. Правовая культура и правосознание

Лекция 25. Правовая культура, государство, право

Раздел VI. Социология юридической практики. Лекция 26. Правовая политика

Лекция 27. Правовое регулирование и правовое воздействие

Лекция 28. Правотворчество

Лекция 29. Правоотношения

Лекция 30. Социологические аспекты реализации права

Лекция 31. Правопорядок

Лекция 32. Правомерное и противоправное поведение

Лекция 33. Юридическая ответственность как вид социальной ответственности

Раздел VII. Государство и право: социология изменений и развития. Лекция 34. Изменение и развитие как категории социологии права

Лекция 35. Глобализация и эволюционное развитие современного мира

Лекция 36. Социология международного права и международных отношений

Лекция 37. Государство, право и космическая деятельность



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЛЕКЦИЯ 33.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


– Понятие, структура и виды социальной ответственности.


– Юридическая ответственность – вид социальной ответственности.


– Юридическая ответственность как социологическая проблема.


Понятие, структура и виды социальной ответственности


Понятие социальной ответственности


Слово «ответственность» в разных своих формах встречается человеку уже в период его детства и юности. «Когда же ты повзрослеешь? Когда у тебя наконец-то появится ответственность?» – вздыхают родители по поводу очередной шалости своего отпрыска. В школе или институте прямо призывают учащихся ответственно подходить к учебе.


Это слово часто звучит в трудовых и служебных отношениях, в управленческой среде. Об ответственности говорят, например, когда хотят определить сферу компетенции, объем обязанностей того или иного социального субъекта: «Вы несете личную ответственность», «Ответственность возлагается лично на вас» – эти и подобные фразы часто можно слышать при принятии управленческих решений. Они означают, с одной стороны, что тот или иной вопрос, достижение определенной цели, решение задачи находится в ведении конкретного лица. С другой стороны, в этой фразе содержится и почти неприкрытая угроза наступления неблагоприятных последствий, если искомая цель не будет достигнута, задача не будет решена.


В последние десятилетия нередко слышны фразы о социальной ответственности бизнеса, организаций, о корпоративной социальной ответственности. Например, говорят о «социально ответственных инвестициях», «ответственном управлении компанией» и т. д., подразумевая тем самым повышение качества продукции, охрану окружающей среды, осуществление благотворительности.


Не стесняются употреблять это слово и политики. «Мы, как ответственная политическая партия», – подчас слышишь с высокой трибуны. В этом контексте слово «ответственность» стало неким символом, подчас не имеющим внутреннего содержания. Однако само использование слова «ответственность» в коммерческих (в широком смысле) целях показательно: ответственность тот инструмент, с помощью которого стараются понравиться широким массам (потребителям, избирателям) либо доказать свою профпригодность.


У этого слова есть еще одна особенность: оно способно подстраиваться под различные социальные ситуации, к разным социальным группам. Порой его звучание необычно: известная фраза, проникшая в широкое употребление из блатного лексикона, «за базар ответишь», тому свидетельство. Любая среда предполагает «ответственность». Можно сказать, что социальный механизм, обозначаемый этим словом, находится за пределами добра и зла, он по меньшей мере обеспечивает существование порядка в любой социальной группе, безотносительно к тому, чем эта группа является.


Социальная ответственность в разных своих обличиях является одной из важнейших тем социальной философии, теории и социологии права, этики, политологии. Для правовых научных дисциплин вопрос о социальной ответственности – это вопрос о «местобытии» юридической ответственности среди иных видов социальной ответственности, специфики юридической ответственности и механизме ее функционирования.


О содержании понятия «ответственность» нам прежде всего могут сказать те смыслы, которые закрепляются за этим словом общественным сознанием. Только надо заметить, что слово не предопределяет содержание предмета; оно передает содержание мысли о предмете, что в конечном итоге влияет (применительно к социальным институтам) и на сам предмет.


Исследователи отмечают, что слово «ответственность» появилось как в русском, так и в ряде иных языков мира сравнительно недавно: на рубеже XVII–XIX вв. В первом издании Словаря академии Российской (Спб., 1789–1794) этого слова – ни как существительного, ни как прилагательного – нет. Лишь в издании данного Словаря, вышедшем в 1822 г., можно найти прилагательное «ответственный» со значением «требующий ответственности, хлопотливый». Впрочем, в древности понятию «ответственность» соответствовало слово «ответ» в значении «держать ответ»: так, в «Повести временных лет» есть описание эпизода, когда князья Олег Святославович и Борис взяли совместно с половцами Чернигов. Летописец пишет: «Олег же и Борис пришли в Чернигов, думая, что победили, а на самом деле земле Русской великое зло причинили, пролив кровь христианскую, за которую взыщет Бог с них, и ответ дадут они за погубленные души христианские».


Словарь русского языка С. И. Ожегова связывает существительное «ответственность» с рядом иных слов: прилагательным «ответственный», глаголами «ответить» и «отвечать», а также существительным «ответ». Ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои поступки перед кем-либо, быть ответственным за них. В свою очередь, «ответственный» означает: 1) облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности; 2) человек с развитым чувством долга; и 3) существенно важный («ответственный момент»). В некоторых контекстах слово «ответственность» прямо может быть заменено словом «ответ» («держать ответ за что-либо» – как в пословице «семь бед – один ответ»), «Дать ответ» – это «ответить», еще одно слово, соприкасающееся с проблематикой ответственности. И одновременно «ответить» – это получить возмездие за что-либо, нести ответственность. У глагола «отвечать» есть и еще одно значение – «соответствовать чему-либо». Чисто юридический смысл слово «ответственность» приобретает в звучании правового понятия «ответчик».


Ключевым для всех смыслов слова «ответственность» является слово «ответ», которое, в свою очередь, таит в себе смыслы, связанные с корнем «-вет-». Этимологический словарь М. Фасмера дает такие значения этого корня, имеющего индоевропейскую основу, т. е. весьма древнему по своему происхождению: «только др.-русск. вЪтъ «совет, договор»... Сюда же отвéт, привéт, обéт, совéт, вéче, отвéтить, отвечáть, завещáть».


Таким образом, этимология подсказывает нам несколько значений, «спрятанных» в слове ответственность.


Исходя из норм словообразования, ответственность – это состояние «держания ответа», ответа на что-либо или за что-либо, перед кем-либо или от кого-либо. Ответ, который можно «требовать» и нужно «держать» – в том числе в случае несоответствия поступка, деятельности каким-либо требованиям. «Необходимость держать ответ», в свою очередь, является своеобразным долгом, обязанностью, которая может побуждаться либо внутренне, либо внешне. Добровольное исполнение долга, обязанности свидетельствует об особом личном качестве субъекта, его ответственном бытии. Ответственность в этом значении приобретает духовный смысл. Такое проявление ответственности нередко одобряется, поощряется. Ответственность может быть возложена внешне, стать внешней обязанностью. Неисполнение долга, обязанности и шире общественных требований и ожиданий приводит к негативным последствиям для соответствующего лица, к нему применяются меры ответственности в смысле санкций, наказаний, возмездия. И «ответственность» тем отличается от «обязанности», что в понятии «ответственность» всегда присутствует – открыто или скрыто, в качестве возможности – наказание.


Все рассмотренные выше значения слова «ответственность», эти смыслы – плод исторического развития как самого понятия ответственность, так и тех понятий, которые вобрало в себя понятие ответственности. Первоначально на исторической сцене ответственность выходит в форме возмездия, кары, наказания – и именно этот смысл в наибольшей степени сохраняет понятие юридической ответственности.


Возмездие – функция достаточно развитого правопорядка, хотя и основанного, быть может, еще на нормах обычного права. Возмездие идет на смену кровной мести, института, который регулировал отношения между коллективными образованиями, родами и племенами, и состоящего в том, чтобы отомстить за мнимую или реальную обиду враждебному роду, включая потомков обидчика. Месть рассматривается как обязанность всех состоящих в роду родственников, обязанность даже не перед живущими, а перед предками и высшими силами. Месть должна осуществляться либо до полного уничтожения чужого рода, либо до примирения, которое порой происходило под давлением извне. Понятно, что состояние вражды было очень трудно исчерпать; месть, следовавшая за обидой, стимулировала месть со стороны враждебного рода и так далее до бесконечности. Кровная месть иррациональна, восстановления справедливости не происходит, справедливость теряется в «дурной бесконечности» (Гегель) мстящих поступков.


Уже на ранней стадии своего развития государство постаралось прекратить такого рода обычаи, конфликт из частноправовой плоскости «перевести» в плоскость публично-правовую. Инструментом, который позволил совершить эту трансформацию и одновременно принять решение о запрете кровной месте, стал такой вид государственного принуждения как наказание, в идеале – справедливое наказание, налагаемое внешне нейтральным по отношению к конфликту лицом.


Преступление воспринималось, как полагают исследователи древнего права, не столько как нарушение общественного порядка, но прежде всего как посягательство на основы мироздания. Анализируя понятия преступления и наказания в древнеегипетском праве, проф. В. А. Томсинов отмечает: «Понятие преступления имело в древнеегипетском мировоззрении прежде всего религиозно-моральное содержание. В этом качестве оно воспринималось злом вселенского масштаба, то есть деянием, вносящим в мир хаос, несправедливость, ложь, – одним словом, состояние, прямо противоположное маат; порядку, справедливости, правде».


Как следствие, и наказание мыслилось как действие, восстанавливающее порядок мироздания: «наказанию неизбежно должны были придавать значение меры, восстанавливающей прежний порядок в мире... наказание должно было представляться в виде меры воздействия не только на преступника, но и на мир в целом».


Таким образом, не только возмездие в рамках института кровной мести, но и государственное наказание мыслилось как компенсирующее и восстановительное воздействие, воздаяние. Этот компенсирующий характер с формальной стороны также виден в древнем принципе талиона, согласно которому наказание должно точно соответствовать преступлению, должно его воспроизводить («зуб за зуб»), от которого постепенно отходила правовая практика разных культур. Только компенсация здесь – это не частноправовая компенсация ущерба, а компенсация абстрактным высшим силам для восстановления порядка мироздания. Компенсационная функция наказания не утрачена в любом современном виде ответственности и является реализацией идеи т. н. ретрибутивной справедливости.


В древнегреческой мифологии богиня, которая была «ответственна» за ответственность, – Немезида, богиня возмездия. Возмездие в этом смысле имеет древний характер, и его можно признать также одной из мирообразующих потенций. Возмездие явно относится к космическим силам, проникающим в отношения между богами и планетами, людьми и животными. Иными словами, люди заботят Немезиду только как одно из проявлений всеобщего порядка, Космоса. Немезида наблюдает за справедливым распределением благ среди людей и в этом смысле близка по своим функциям другой известной богине Дике, богине справедливости. Вообще, у древних греков справедливость и возмездие ходят рука об руку. Дике вроде бы богиня справедливости, но на кратерах ее изображение можно встретить с палицей в руках. Да и справедливость она реализует весьма показательным образом: выискивает в людских отношениях несправедливость, сообщает об этом Зевсу, а потом пронзает мечом сердце (вариант: разбивает палицей голову) несправедливых людей. Она не лишает их жизни, она лишает их сердца и разума. Дике – богиня по родственным своим связям отнюдь не «простушка»: она – одна из дочерей Фемиды от союза с Зевсом. Фемида – мать Дике – также выступает одним из символов порядка вещей, правосудия и правопорядка.


Вопросы преступления и наказания были одной из важнейших тем и древнегреческой философии. Наказание воспринималось не просто как социальная функция, но как движущая сила космического развития. Как отмечает А. Ф. Лосев, «Анаксимандру принадлежат загадочные слова (фрг. 9): «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются, согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время». Здесь намечается та эстетическая модификация, которая обычно именуется трагическим: общее, воплощаясь в частном и индивидуальном, не может вместиться в нем целиком и приводит одно единичное к столкновению с другим единичным. Таким образом, в конце концов все гибнет, возвращаясь во всеобщее лоно». Наказание, по мысли Анаксимандра, – не просто социальное действие; наказанию придана эстетически-трагическая, космологическая функция очищения, возвращения к исходному бытию.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

279
Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 2" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!