Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Секреты письменных знаков

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.10.2014
ISBN: 9785392162024
Язык:
Объем текста: 360 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Раскопки в первоисточниках. 1.1. Как возникла письменность

1.2. Загадки происхождения алфавитов

1.3. А что придумали индусы и персы?

1.4. Не просто ряд знаков

1.5. Так что же такое язык?

1.6. Спасите букву «Ё»!

1.7. Из истории письменных принадлежностей

Часть II. Покопаемся в рукописях. 2.1. Подделки, фальшивки...

2.2. Загадки в биографиях великих

2.3. А если вспомнить руны

2.4. Блатная музыка

2.5. Немного о тайнописи

2.6. Такая вот китайская грамота

2.7. Поговорим о каллиграфии и не только

Часть III. А если копнуть глубже?. 3.1. А теперь вглядимся в арабески

3.2. Секреты славянской азбуки

3.3. Нет, мы не скифы. Наши корни глубже!

3.4. Таинственный народ

3.5. Этруски, убадийцы, шумеры…

3.6. «Прававилон» был на Севере?

3.7. Словесные рекорды и ребусы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



1.7. Из истории письменных принадлежностей


Около 450 экспонатов включала в себя экспозиция выставки «История бумаги: от папирусов до компьютеров», проходившая в Милане в 1988 г. Выставка рассказывала о том трудном и подчас болезненном процессе, которым сопровождалось вхождение бумаги в жизнь и деятельность человечества. Здесь можно было увидеть уникальные папирусы, каменные доски и древние манускрипты, которые предшествовали бумаге. Организаторы выставки также ставили перед собой задачу показать роль бумаги в развитии человеческого творчества, науки и культуры. Минуло 25 лет, а роль бумаги, как мне кажется, не слишком уменьшилась, несмотря на разговоры о переходе к безбумажным технологиям.


Сейчас невозможно сказать, кто и когда изобрёл папирус — писчий материал из тростника, росшего в Египте, Палестине, Индии, Вавилоне. Приготовляли папирус следующим образом: трёхгранные стебли растения после снятия коры разрезали на тонкие ленты и укладывали параллельно на влажной доске так, чтобы их края соприкасались. Потом накладывали другой такой же слой под прямым углом к первому. Лист, состоявший из двух слоёв, спрессовывали и сбивали молотком до нужной толщины. Заодно из лент выдавливалась клейкая масса, прочно соединявшая слои. Длина папирусных свитков достигала 14–15 м!


На смену папирусу во II в. до н. э. пришёл пергамент. Появился он вследствие введённого египетским царём Птолемеем «эмбарго» – он запретил вывоз из своей страны папируса, дабы помешать царю Пергама Эвмену II создать библиотеку, конкурирующую с Александрийской. В поисках нового писчего материала пергамские умельцы воспользовались опытом ионийцев, которые издавна писали на бараньих и козьих шкурах, соскоблив с них шерсть. В Пергаме этот метод усовершенствовали, так на свет появился пергамент. В Средние века различали пергамент итальянский и немецкий: у первого оборотная сторона листа была рыжая или жёлтая, а писчая поверхность – очень белая и гладкая от втирания мела либо извести. Немецкий же пергамент был со всех сторон одинаковым. Для пергамента годились только кожи баранов, телят и коз, но отнюдь не ослиные шкуры! Из них тогда делали большие барабаны.


Найденные в июле 2001 г. при раскопках кургана в Калмыкии два глиняных предмета очень похожи на печати, их возраст – 4000 лет. В те далекие времена печати были предметами роскоши.


Для археолога печати — находка знаковая. Она позволяет судить о том, как было устроено общество изучаемого народа, об уровне его культуры и материального производства. Но тут дело было в том, что ученые не были вполне уверены, печати ли это. Находка очень взволновала историков — слишком много загадок: никогда раньше в калмыцких курганах не находили вещи, подобные печатям. Если это всё-таки печати, то почему нет предметов, где были бы их оттиски? А если это не печати, то что?


Два таинственных предмета и впрямь очень напоминали штампы — это овальные «лепешки» величиной с кулак, их внешняя, рабочая, сторона украшена орнаментом в виде сетки, в ячейках сетки — маленькие круглые отпечатки, к оборотной стороне каждой «печати» приделана ручка.


Для современного человека всякого рода штампы — предмет вполне обычный, это знак собственности, метка. Мы ставим печать на документах, предметах, упаковках. Этот обычай пришел к нам из глубокой древности с Переднего Востока, именно там — на территории нынешних Турции и Ирака — нашли самые древние печати, их возраст более 6000 лет.


Штампы обычно изготавливали из камней, кости, фаянса, дерева, а вот из глины — очень редко. Они могли быть овальными, квадратными или фигурными, на внешней стороне всегда имелось изображение, которое оттискивали на предметах из более мягких материалов — глины, воска. С обратной стороны крепили петельки, чтобы их можно было подвешивать. На самые древние печати наносили геометрический орнамент, позже стали изображать людей и зверей. Но калмыцкие находки не были похожи ни на одну из известных учёным печатей — они выглядели очень просто и представлялись более архаичными, чем их прототипы.


Согласитесь, довольно странно использовать печати в похоронном ритуале, ведь лишнего в могилу не клали — лишь то, что необходимо для загробной жизни: оружие (если умерший был воином), украшения, посуду, немного еды. Покойного укладывали в глубокую яму, посыпали красной охрой, сверху перекрывали тростником или деревянными плахами, могли пожертвовать даже колесо, имитируя повозку. Но зачем нужны печати?


На Переднем Востоке в течение многих тысячелетий печати служили для подтверждения подлинности какого-либо предмета, гарантировали законность совершенной сделки. Они также предохраняли товары от воровства. В Средней Азии их подвешивали к головным уборам или поясам как амулеты. По древнему обычаю печати клали рядом с усопшим в погребение, чтобы охранять его от злых духов. Может быть, печати из калмыцкого кургана — элемент особого погребального ритуала, которым степняки эпохи бронзы отдавали дань значительному человеку их племени?


Древние ассирийцы посылали друг другу письма на глиняных табличках, закупоренных в глиняные же оболочки-конверты. Уже тогда, чтобы обеспечить защиту этих «конвертов» от постороннего любопытства, отправители иногда ставили на них оттиски своих личных печатей. Печати эти напоминали по устройству нынешний малярный валик. Печать представляла собой выточенный из камня — яшмы, оникса, украшенный изображением валик, пронизанный по оси отверстием. Туда просовывали палочку и катили валик по поверхности «конверта»; изображение оттискивалось на влажной глине.


Первые почтовые штемпеля появились в Древнем Египте около 2575 г. до н. э. По приказу фараона тамошние почтмейстеры ставили на письма их оттиски, указывающие город отправления. В захоронении распорядившегося об этом фараона была обнаружена коллекция папирусов со 186 оттисками почтовых штемпелей, смазанных синей и красной краской. Коллекция была перевезена в Британский музей.


Они, видимо, и натолкнули в 1660 г. откупщика королевской почты сэра Генри Бишопа на мысль о введении в Лондоне почтовых штемпелей. Согласно его приказу вводился «штемпель, который будет накладываться на каждое письмо, обозначая день и месяц, когда письмо поступило на почту, чтобы чиновники не могли задерживать писем от одной почты до другой, что случалось раньше».


Так что история возникновения печатей и штампов уходит своими корнями в глубокую древность. Исстари существовал обычай помечать свою собственность при помощи какого-либо знака, принадлежащего определенному лицу. Известны печати, происходящие из древних государств Двуречья. Шумерские печати, самые ранние образцы которых датируются примерно 3000 г. до н. э., представляют собой каменные цилиндрики высотой от 1 до 6 см, нередко с отверстиями: по-видимому, многие владельцы печатей носили их на шнурке. На рабочей поверхности печатей вырезались надписи (в зеркальном отображении) и рисунки.




Секреты письменных знаков

Познание окружающего мира и себя самого всегда было для человека разумного одной из главных задач бытия. Результатами познания необходимо было поделиться с соплеменниками, донести знания до будущих поколений. Так в глубине тысячелетий человеческой истории возникли устная и письменная речь, сформировались и стали развиваться языки.<br> Эта книга поможет читателям узнать, как возникли письменность и ее различные алфавиты, что такое язык, разобраться в истории письменных принадлежностей. Отталкиваясь от древнеиндийских и древнеперсидских первоисточников, от текстов, написанных клинописью, рунами, иероглифами и арабской вязью, автор перебрасывает мостик в наши дни — к блатному жаргону, тайнописи, каллиграфии.<br> Это позволяет раскрыть секреты славянской азбуки, выявить ее первоистоки, разобраться в отечественной истории, которая оказывается гораздо глубже и интереснее, чем принято считать официально.<br> Для самой широкой читательской аудитории. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sekrety_pismennykh_znakov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Познание окружающего мира и себя самого всегда было для человека разумного одной из главных задач бытия. Результатами познания необходимо было поделиться с соплеменниками, донести знания до будущих поколений. Так в глубине тысячелетий человеческой истории возникли устная и письменная речь, сформировались и стали развиваться языки.<br> Эта книга поможет читателям узнать, как возникли письменность и ее различные алфавиты, что такое язык, разобраться в истории письменных принадлежностей. Отталкиваясь от древнеиндийских и древнеперсидских первоисточников, от текстов, написанных клинописью, рунами, иероглифами и арабской вязью, автор перебрасывает мостик в наши дни — к блатному жаргону, тайнописи, каллиграфии.<br> Это позволяет раскрыть секреты славянской азбуки, выявить ее первоистоки, разобраться в отечественной истории, которая оказывается гораздо глубже и интереснее, чем принято считать официально.<br> Для самой широкой читательской аудитории. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sekrety_pismennykh_znakov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Секреты письменных знаков" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством!