Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Секреты письменных знаков

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.10.2014
ISBN: 9785392162024
Язык:
Объем текста: 360 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Раскопки в первоисточниках. 1.1. Как возникла письменность

1.2. Загадки происхождения алфавитов

1.3. А что придумали индусы и персы?

1.4. Не просто ряд знаков

1.5. Так что же такое язык?

1.6. Спасите букву «Ё»!

1.7. Из истории письменных принадлежностей

Часть II. Покопаемся в рукописях. 2.1. Подделки, фальшивки...

2.2. Загадки в биографиях великих

2.3. А если вспомнить руны

2.4. Блатная музыка

2.5. Немного о тайнописи

2.6. Такая вот китайская грамота

2.7. Поговорим о каллиграфии и не только

Часть III. А если копнуть глубже?. 3.1. А теперь вглядимся в арабески

3.2. Секреты славянской азбуки

3.3. Нет, мы не скифы. Наши корни глубже!

3.4. Таинственный народ

3.5. Этруски, убадийцы, шумеры…

3.6. «Прававилон» был на Севере?

3.7. Словесные рекорды и ребусы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЧАСТЬ I.
РАСКОПКИ В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ


1.1. Как возникла письменность


Глядя на «красноречиво молчащие» древние надписи, невольно вспоминаешь прекрасное четверостишье Ивана Бунина:


Молчат гробницы, мумии и кости, —


Лишь слову жизнь дана:


Из древней тьмы на мировом погосте


Звучат лишь Письмена.


Кто, где и когда первым изобрел письменность — однозначно сказать, увы, невозможно, ибо версии по этому поводу существуют очень разные. Рассмотрим основные, отправляясь от положения, что развитая письменность — первооснова всех мировых цивилизаций. Она отражает не только уровень культурного развития общества, его духовности и эмоциональности, но и служит верным индикатором его самобытности: религиозности и мистичности, логичности и абстрактности, коммуникативности и замкнутости, миролюбия и воинственности, консерватизма и новаторства, традиций и обычаев, мечтаний и чаяний, а также его психологии, философии, этики...


Древние египтяне называли письмо «речами богов» и верили, что если запись их имен сохранится, то и они сами сумеют сохранить свое «я» в загробной жизни. Иероглифам приписывалась возможность вдыхать жизнь в любые предметы, что широко использовалось при изготовлении талисманов. Египтяне глубоко верили в магическую силу писаного слова и считали, что иероглифы имеют собственную независимую жизнь. Ритуальный текст, написанный на стене могильной камеры, был, по их мнению, не менее действенным, чем текст, прочитанный людьми вслух.


Долгое время древнейшим письмом на земле считалась шумерская клинопись, появившаяся за два с половиной тысячелетия до н. э. Так было до тех пор, пока летом 1984 г. при раскопках огромного кургана у реки Хабур на северо-востоке Сирии английские археологи не обнаружили еще более древние образчики письменности. В раскопе оказались две небольшие таблички из обожжённой глины. На одной их стороне просматривалось вдавленное углубление, похоже, обозначающее цифру 10, а на другой — пиктограмма животного — козы или овцы.


Таблички относились к доклинописному, гораздо более раннему периоду развития письменности. Их можно было сравнить только с табличками, имеющими пиктограммы. Эти находки, обнаруженные гораздо севернее древнего Шумера, навели на мысль, что очагом возникновения письма мог быть этот район Ближнего Востока. Вместе с табличками нашли также буллу — глиняный конверт с печатью позднеурукской эпохи, что позволило отнести находку к 3500—3000 гг. до н. э.


В комнате, которую раскопали археологи, нашлась ещё одна полностью сохранившаяся табличка. На ней нанесён текст, относящийся к среднему вавилонскому периоду, — договор о передаче двух мужчин женщине и ее сыновьям. Это ещё раз подтверждает, что потребность в письменности была обусловлена в первую очередь причинами социального характера...


Науке известны многочисленные образцы вавилонской клинописи и египетских иероглифов: это шумерские тексты XXIV в. до н. э., пиктографические таблички из известняка конца IV в. до н. э.; глиняный конус, датируемый 2400 г. до н. э., рассказывающий о войне двух властителей в Месопотамии; каменная табличка, датируемая примерно 1760 г. до н. э., на которой под диктовку царя Вавилонии Хаммурапи была записана история строительства канала и крепостной стены, и др.


Барельефы, изображающие битву на реке Улай между ассирийским царем Ашшурбанипалом и царем Элама Теумманом (646 г. до н. э.), показывают эволюцию от «говорящей картинки» к всё более условному пиктографическому изображению предметов. Упрощенные обозначения, в основу которых положен образ, превратившийся в знак, называются пиктограммами, а письмо при их помощи — пиктографическим. В слове «пиктография» латинское pictus значит написанный красками, нарисованный, и греческое grapho — пишу. Смысл получается такой: «рисуя, пишу». Сквозь пласты тысячелетий пиктография дошла до нашего времени. Две детские фигурки на знаке уличного движения означают: «Осторожно, здесь улицу переходят дети!»; две ступеньки: «Здесь подземный переход». Все знаки уличного движения — пиктограммы.


Очередным шагом стало создание стабильных систем мнемонических знаков. Пиктография возникла для передачи сообщений посредством рисунков отдельных предметов. Когда такие рисунки, пиктограммы (более или менее похожие на изображаемые предметы, служащие их иконическими знаками) начинают (на Ближнем Востоке с XIII тысячелетия до н. э.) регулярно воспроизводиться в одних и тех же или близких функциях, можно говорить о начале становления идеографических систем письменности.


Постепенно знаками стали обозначать не только предметы, но и действия, а потом и понятия. Например, рисунок глаза стал обозначать не только слово «глаз», но и действие — «смотреть» и даже понятие — «зрение». Такой знак называется идеограммой, а письмо при помощи таких знаков — идеографическим, или идеографией (от греческих слов idea — понятие и grapho — пишу). Письмо, где нарисованный знак — идеограмма — обозначает слово, понятие, — очень сложное письмо. Сколько слов в языке, столько идеограмм! Мозги вывихнешь их запоминать!


Но идеографическая письменность позволяла передавать лишь очень конкретные, а отнюдь не абстрактные понятия. Идеограммы могут соотноситься со словами, хотя и в отвлечении от их грамматической формы. Знак для предмета «нога» по ассоциации может выражать понятие «идти». Идеограмма становится уже логограммой, т. е. знаком не для понятия вообще, а для слова или ассоциативного ряда слов. На следующей ступени такой знак, во-первых, все больше схематизируется, т. е. утрачивает свойство иконичности и приобретает свойство символичности, а во-вторых, обретает способность выражать не только данное слово, но и другое слово, одинаково с ним звучащее, а также грамматическую морфему. Так постепенно формируются словесно-морфемный и словесно-слоговой типы письма.


Следующим шагом в развитии письменности стало изобретение знаков, которые приближали графические символы к разговорному языку. В отличие от других видов древней письменности иероглифы позволили создать нечто вроде первых иллюстрированных книг, в которых изображения сопровождались текстами диалогов действующих лиц. Однако и тут всё не очень просто.


Часто использовались рисунки или серии рисунков, повествующие о каких-либо событиях (например, об успешной охоте или же походе царя Верхнего Египта на Нижний Египет). Но такие знаки, передавая смысловую информацию о чём-либо, никак не соотносились со звучащей речью, её значащими единицами.


Китайское письмо, являющееся логографическим, будучи ближе к идеографическому типу, оказалось очень устойчивым, сохранилось на протяжении почти семи тысячелетий, поскольку соответствует строю китайского слова. А вот для корейского, вьетнамского и в значительной степени японского языков, которые первоначально использовали китайское письмо, в силу иного строения в них словоформ исторически были избраны новые пути развития их собственных графических систем.


Логографические системы (типа китайской) насчитывают в своем составе многие тысячи и даже десятки тысяч знаков. Большое число графем затрудняет их запоминание и усложняет процесс обучения языку, но текст в логографической записи занимает меньше места.


Силлабические системы (типа кипрского письма VI—IV вв. до н. э.) имеют порядка нескольких сотен или десятков сотен графем, в силу чего их усвоение оказывается более лёгким. Фонематические системы обходятся несколькими десятками знаков. Их усвоение не представляет большой сложности, но тексты, записанные посредством фонематической графики, занимают много места.


Логографические, силлабические и фонематические системы были созданы около 6000 лет тому назад. Изображать людей и животных в своих рисунках на камне, на стенах пещер наши предки начали десятки тысяч лет назад. Но эти рисунки не объединились в систему письма. Становление же письма в собственном смысле слова опиралось на длительные поиски оптимальных средств сохранения информации. Письму предшествовали так называемые протописьменности. На начальном этапе они не представляли собой устойчивых систем с регулярно воспроизводимыми знаками.


Переход от протописьменности к собственно письму наблюдается в многочисленных древнейших рисунках в Египте, Шумере, Эламе, в протоиндских рисунках IV—III тысячелетий до н. э., в рисуночном письме ацтеков, в письменных знаках майя.


Для передачи сообщений долго привлекались мнемонические знаки: зарубки на деревьях, ветки или камни, особым образом положенные на пути следования, узлы. Объявление войны могло быть обозначено присланной стрелой. У индейцев Южной и Центральной Америки создавались кипу — своеобразные узелковые послания. В Северной Америке (у ирокезов, гуронов и др.) получили распространения вампумы, представляющие собой сплетенные из шнурков полосы. Вплетенным в них разноцветным раковинам приписывалось разное символическое значение (война, вражда, угроза, мир, благополучие). Из раковин мог составляться рисунок (например, красный топор на черном фоне — объявление войны).


В японском письме логограммы (исторически восходящие к китайским иероглифам или построенные по их принципу) предназначены для фиксации простых слов и корней, а слоговые знаки (силлабограммы) используются для передачи грамматических аффиксов. В корейском письме имеются знаки для обозначения фонем, но они сочетаются в силлабограмму.


Иероглифические системы письменности для обозначения слов или звуков используют реальные образы, а идеографическое письмо обычно состоит из абстрактных знаков и выражает непосредственно идеи, изображая иногда целые предложения без выделения отдельных слов. Древнейшие известные нам иероглифы — египетские — встречаются еще за 4000 лет до н. э. Иероглифическое письмо продержалось в Египте несколько тысячелетий. И лишь с появлением в этой стране в первые века н. э. гораздо более простого буквенного письма знание исконно египетской письменности было утрачено, причем сравнительно быстро...


На Востоке по сравнению с Западом была одна особенность, обеспечивавшая относительно большую преемственность культур: иероглифическая письменность. Несмотря на её недостатки по сравнению с алфавитной, она имеет то преимущество, что фонемы продолжают быть понятными при смене звучания развивающегося языка и при изменении идеологических представлений. Небольшое число китайцев, овладевших грамотой, читали Конфуция и Лао-Цзы и чувствовали на себе обаяние их мыслей гораздо больше, чем средневековые монахи, штудировавшие Библию. Ведь слова меняют смысл в зависимости: а) от перевода; б) интонации; в) эрудиции читателя и г) от его системы ассоциаций. Иероглифы же однозначны, как математические символы. Поэтому разрывы между культурами внутри Китая были меньше, чем между античной (греко-римской) и средневековой (романо-германской) культурами или между среднеперсидской и арабской, т. е. мусульманской.




Секреты письменных знаков

Познание окружающего мира и себя самого всегда было для человека разумного одной из главных задач бытия. Результатами познания необходимо было поделиться с соплеменниками, донести знания до будущих поколений. Так в глубине тысячелетий человеческой истории возникли устная и письменная речь, сформировались и стали развиваться языки.<br> Эта книга поможет читателям узнать, как возникли письменность и ее различные алфавиты, что такое язык, разобраться в истории письменных принадлежностей. Отталкиваясь от древнеиндийских и древнеперсидских первоисточников, от текстов, написанных клинописью, рунами, иероглифами и арабской вязью, автор перебрасывает мостик в наши дни — к блатному жаргону, тайнописи, каллиграфии.<br> Это позволяет раскрыть секреты славянской азбуки, выявить ее первоистоки, разобраться в отечественной истории, которая оказывается гораздо глубже и интереснее, чем принято считать официально.<br> Для самой широкой читательской аудитории. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sekrety_pismennykh_znakov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Познание окружающего мира и себя самого всегда было для человека разумного одной из главных задач бытия. Результатами познания необходимо было поделиться с соплеменниками, донести знания до будущих поколений. Так в глубине тысячелетий человеческой истории возникли устная и письменная речь, сформировались и стали развиваться языки.<br> Эта книга поможет читателям узнать, как возникли письменность и ее различные алфавиты, что такое язык, разобраться в истории письменных принадлежностей. Отталкиваясь от древнеиндийских и древнеперсидских первоисточников, от текстов, написанных клинописью, рунами, иероглифами и арабской вязью, автор перебрасывает мостик в наши дни — к блатному жаргону, тайнописи, каллиграфии.<br> Это позволяет раскрыть секреты славянской азбуки, выявить ее первоистоки, разобраться в отечественной истории, которая оказывается гораздо глубже и интереснее, чем принято считать официально.<br> Для самой широкой читательской аудитории. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sekrety_pismennykh_znakov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Секреты письменных знаков" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством!