|
ОглавлениеЧасть I. Раскопки в первоисточниках. 1.1. Как возникла письменность 1.2. Загадки происхождения алфавитов 1.3. А что придумали индусы и персы? 1.7. Из истории письменных принадлежностей Часть II. Покопаемся в рукописях. 2.1. Подделки, фальшивки... 2.2. Загадки в биографиях великих 2.6. Такая вот китайская грамота 2.7. Поговорим о каллиграфии и не только Часть III. А если копнуть глубже?. 3.1. А теперь вглядимся в арабески 3.2. Секреты славянской азбуки 3.3. Нет, мы не скифы. Наши корни глубже! 3.5. Этруски, убадийцы, шумеры… 3.6. «Прававилон» был на Севере? 3.7. Словесные рекорды и ребусы Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу1.4. Не просто ряд знаковСистемы письма и их вариации. История цивилизации знала 2050 алфавитов. Только 50 дожили до наших дней. Из них около половины встречаются в Индии, их употребление имеет местный характер. Остальные — вариации трех систем письма — латинского, арабского и китайского. При этом самым распространенным считается латинский, на нём пишут более трети населения земного шара. Почему одни алфавиты были приняты многими народами, а другие (например, рунический) угасли навсегда? Удача или неудача во многом обусловлена формой знаков. Можно изобрести знаки любой сложности, но на практике в качестве основы букв обычно употребляются простые формы: кружок, крестик, чёрточка, треугольник, квадратик и тому подобное. Их легко писать, нетрудно запомнить. Не последнюю роль в утверждении тех или иных форм букв играли и психофизиологические особенности человека. Многообразие начертаний букв в различных типах письма достигается комбинированием всего-навсего двух движений: вертикальных колебаний и горизонтального перемещения руки. При этом само письмо — процесс ритмический. В жизни человека такие процессы (например, чередование работы и отдыха) издавна играют важную роль. Видимо, для организма выгодны ритмические процессы, в том числе и чередующаяся работа мышц при письме. Обычное курсивное письмо варьирует этот процесс, создавая различные узоры букв путем одновременного передвижения пера по горизонтали. Вот почему современное курсивное письмо, получившее широкое распространение в латинице и кириллице, наиболее выгодно, оптимально для руки. Геометрический же стиль письма, нарушающий ритм изломами, не отвечает природе естественных движений. Еще и поэтому одни алфавиты прижились, а другие нет. Виды почерков, в свою очередь, нередко связаны с реалиями окружающего мира. Так, римские заглавные буквы олицетворяют собой солидные, рациональные здания Римской империи. Буквы «А» и «М» крепко упираются в землю своими широко расставленными ногами, буква «I» напоминает колонну, «Т» и «Г» — перемычки окон и дверей, «Д» и «С» похожи на арку акведука или моста. Готическое письмо, нервное и чувствительное, идет от остроконечных крыш и окон, от общей устремленности всего стиля вверх. Византийскому великолепию храмов и облачению священнослужителей соответствует рукописная вязь средневековых греческих и русских письмен. В Европе до VI—VII вв. господствовал унциал, который сменил каролингский шрифт, вышедший из каролингской «Дворцовой школы» во времена Людовика Благочестивого. В конце IX в. его сменил более торопливый курсив, названный примитивным готическим шрифтом в период с 1150 по 1250 г., когда из Италии пришел романский шрифт, которому типография Мануция придала достоинство ясного начертания. Искусство письма в Средние века осваивали немногие. Оно было очень трудным, потому что означало не просто умение держать перо: надо было знать латынь, труды античных авторов, философов, отцов церкви, все, что составляло предмет грамматики и риторики. Нужно было владеть словами, их разными смыслами и противоречивым содержанием... Арабские каллиграфы создали более сотни видов почерка, настолько разнообразных, что арабески стали составным элементом всякого орнамента. Арабские буквы под рукой каллиграфа приобретают круглую, квадратную, пятиугольную форму, очертания плодов, цветов, птиц; самим надписям придаются фигурные формы — в виде соловья, розы и т. п. Еще и сегодня арабские письмена-орнаменты, именуемые арабесками, действуют на европейцев завораживающе. Но об этом подробнее — в одной из следующих глав. В древности во многих регионах Земли процветало так называемое узелковое письмо. Но сохранилось оно, как обычно считают, только в Южной Америке, у потомков инков. В империи инков узелковое письмо, кипу, играло важнейшую роль: специальные гонцы мчались от одного населенного пункта к другому с указами и сообщениями, выполненными этим способом. Так передавали даже многочисленные цифровые данные, например сведения о податях. «Письма» были разноцветными: важное значение имели не только узелки, но и цвет нитей. Так, красный цвет обозначал воинов, желтый — золото. Почти семьсот образцов кипу сохранилось в музеях и частных коллекциях Перу, Боливии и других стран. В хрониках упоминается и другая письменность, которую, однако, уничтожили еще до прихода конкистадоров. Сам факт печален, но он свидетельствует о том, что кипу было конкурентоспособной системой письма. В литературе можно найти не очень ясные свидетельства существования в древности аналогичных систем узелкового письма и счета не только в Южной Америке, но и в Европе, в особенности у кельтов, а также у славян. Правда, в Европе ход развития культуры был иным — сначала пиктограммы, потом слоговое письмо, а затем и более привычные для нас буквенные алфавиты постепенно вытеснили узелковые письмена. К тому же завязывание узлов церковники приравнивали к колдовству, а последнее всегда порицалось. К нашему времени от узелкового письма остались только следы вроде выражения «узелок на память», а также различных народных обычаев, гаданий, узоров. Внимание! Авторские права на книгу "Секреты письменных знаков" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством! |