Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Секреты письменных знаков

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.10.2014
ISBN: 9785392162024
Язык:
Объем текста: 360 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Раскопки в первоисточниках. 1.1. Как возникла письменность

1.2. Загадки происхождения алфавитов

1.3. А что придумали индусы и персы?

1.4. Не просто ряд знаков

1.5. Так что же такое язык?

1.6. Спасите букву «Ё»!

1.7. Из истории письменных принадлежностей

Часть II. Покопаемся в рукописях. 2.1. Подделки, фальшивки...

2.2. Загадки в биографиях великих

2.3. А если вспомнить руны

2.4. Блатная музыка

2.5. Немного о тайнописи

2.6. Такая вот китайская грамота

2.7. Поговорим о каллиграфии и не только

Часть III. А если копнуть глубже?. 3.1. А теперь вглядимся в арабески

3.2. Секреты славянской азбуки

3.3. Нет, мы не скифы. Наши корни глубже!

3.4. Таинственный народ

3.5. Этруски, убадийцы, шумеры…

3.6. «Прававилон» был на Севере?

3.7. Словесные рекорды и ребусы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



3.2. Секреты славянской азбуки


О смысле азбуки. Так изобрели Кирилл и Мефодий кириллицу или только усовершенствовали древнеславянскую письменность, существовавшую до них? На этот счет высказаны разные мнения. По крайней мере, в послании папы Иоанна VIII (872—882) говорится, что «славянские письмена» были известны до Кирилла и он их «только вновь написал, вновь открыл».


Сегодня внести ясность в этот вопрос трудно, но необходимо. Века изучения славянской письменности позволили установить, что она строится на основе определённых закономерностей. Показательны в этом плане исследования российского ученого А. Зиновьева.


Обычно славянский алфавит изображают в виде сплошного ряда от аза до ижицы. Зиновьев разделил азбуку в соответствии с представлениями древних мыслителей о мироздании. Так, еще во времена Пифагора мир во всей его необъятности подразделялся на «правизну» и «левизну». «Правый» путь определялся как единственно верный, приводящий к свету разума, истине и добру. «Левый» — это путь заблудших, которые впадают во зло и ложь, обрекая себя на погибель. Если рассмотреть буквы кириллицы как первоэлементы этого биполярного тождества, то мы получим азбуку, состоящую из двух буквенных рядов.


Почти все буквы правого ряда представлены словами, смысл которых достаточно ясен. Более того, если прочесть подряд все буквы-слова, то начинает проявляться внутренний смысл, складываются отдельные предложения.


Напротив, практически все буквы левого ряда выражены слогами или усложненными словами, они вроде бы бессвязны и бессмысленны.


Если прочесть вдумчиво буквы-слова кириллицы несколько раз подряд, — пишет А. Зиновьев, — постепенно появится и прояснится скрытый смысл, потому что отдельные знаки-звуки сольются в единое предложение, и череда букв «правизны» и «левизны» превратится в текст, преисполненный глубоким смыслом.


В первом приближении он будет звучать так:


Буквы аз — ферт:


— «Изначально будь знающим, говори — поступай добронравно, по естеству, живи, крепко люби землю, народ и постигай суть вещей, как люди мыслящим станешь, нашим мудрецом, изречешь слово истины, укрепишь закон».


Буквы хер — ижица:


— «Вертопрах низменный, мерзкий, ничтожная тварь, шваль, пустомели суетные, праздные бездельники, воры, пьянчуги, сквернословы, выпадет доля мучительна, изъязвят, изгрызут узника узы, заточенному отсекут голову; издохнешь псиной смердящей».


Так открывается содержание нравственных заветов, послание мудрых наставников будущим ученикам, зашифрованное многие века назад. Создатели праславянской азбуки проявили себя не только как мудрые просветители, но и как психологи и педагоги: заучивая кириллицу как азбучную молитву, люди впитывали её морально-этические установки — призыв и запрет, которые, войдя в сознание, влияли на мысли, настроения, поступки.


Примечательно также, что буквы «правизны» легко писать, тогда как буквы «левизны» имеют усложненное начертание. Последнее привело, в частности, к тому, что от десяти из них постепенно отказались.


Итак, кириллица, как выясняется, не простой ряд знаков, служащий для передачи звуков речи, для чтения и письма. Наша азбука обладает особой структурой, которая способна передать священным книгам славян всю полноту содержания.


Ко времени официального создания славянской азбуки в мире господствовал догмат трехъязычья: три алфавита — еврейский, греческий и латинский — были «освящены» христианской традицией, на них писали канонизированные книги Ветхого и Нового Заветов. Любой же другой алфавит, не содержащий тайнописного закона, считался оскверняющим вероучение.


Принятие славянами христианства потребовало перевода книг Священного Писания на понятный им язык. Родной язык, утверждал Кирилл, — это путь к высшему проявлению духа, путь к откровению. Получается, что Кирилл и Мефодий доказали, что славянская азбука обладает высшей степенью священства, ни в чём не уступает древнееврейской, греческой и латинской? Нет, все гораздо сложнее.


Русскую азбуку можно считать уникальной по сравнению со всеми известными способами буквенного письма. От других алфавитов она отличается не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического соответствия: один звук — одна буква. В нашей азбуке, и только в ней, есть смысл, содержание, причем отнюдь не тривиальное.


Для начала давайте вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и придумана, чтобы облегчить запоминание последовательности цветов радуги. Это так называемый акрофонический способ запоминания: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т. д. Такой способ, положенный в основу азбуки, обеспечивает удобство её запоминания и тем самым максимально быстрое её распространение.


Среди основных алфавитов, употребляемых в Европе, три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (глаголица). Латиница этого признака не содержит, поэтому она могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда акрофония роли не играет.


В греческом алфавите остатки акрофонии прослеживаются в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее — вита), гамма и т. д. Однако в греческом языке эти слова ничего не означают и являются слегка искаженными производными от еврейских слов алеф — «бык», бет — «дом», гимель — «верблюд»... Иврит до сих пор полностью сохраняет акрофонию, что немало способствует быстрому обучению иммигрантов в Израиле. Сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на заимствование греками еврейского способа письма.


Праславянская азбука тоже в полной мере обладает признаком акрофоничности, однако при этом весьма существенно отличается от иврита. В иврите все названия букв — имена существительные в единственном числе именительного падежа, а среди названий 29 букв славянской азбуки по крайней мере 7 слов — глаголы. Из них четыре в повелительном наклонении: два в единственном числе (рцы, цы) и два — во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один в третьем лице единственного числа (есть) и один в прошедшем времени — (веди). (Кстати сказать, в «древнем» иврите понятие глагол вообще отсутствует.) Более того: среди названий праславянских букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки), как и в обычной разговорной речи.


В нормальной связной речи один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая частота глагола, что прямо указывает на осмысленный характер азбучных наименований. Таким образом, можно предположить, что праславянская азбука представляет собой своеобразное Послание — совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие, т. е. букву. При этом системы начертания (кодировки) букв для передачи одной и той же звуковой системы могут быть разными, например кириллица = глаголица для праславянского языка и т. п.


А теперь давайте прочитаем Послание, которое содержится в праславянской азбуке. Рассмотрим три первые её буквы — аз, буки, веди. Азъ — «я». Буки (букы) — «буквы, письмена», веди (веде) — «познал», совершенное прошедшее время от ведити — «знать», «ведать». Объединив акрофонические названия первых трех букв азбуки, получаем фразу: аз буки веде — я знаю буквы.


Объединяются во фразы и все последующие буквы азбуки: глагол — «слово», причем не только изречённое, но и написанное. Добро — «достояние, нажитое богатство». Есть (есте) — третье лицо единственного числа от глагола «быть». Глагол добро есте: слово — это достояние.


Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось «живете») — повелительное наклонение, множественное число от «жить» — «жить в труде, а не прозябать». Зело — «усердно, со рвением». Земля — «планета Земля и ее обитатели, земляне». И — союз «и». Иже — «те, которые, они же». Како — «как», «подобно». Люди — «существа разумные». Живите зело, земля, и иже како люди: живите трудясь усердно, земляне, как и подобает людям.




Секреты письменных знаков

Познание окружающего мира и себя самого всегда было для человека разумного одной из главных задач бытия. Результатами познания необходимо было поделиться с соплеменниками, донести знания до будущих поколений. Так в глубине тысячелетий человеческой истории возникли устная и письменная речь, сформировались и стали развиваться языки.<br> Эта книга поможет читателям узнать, как возникли письменность и ее различные алфавиты, что такое язык, разобраться в истории письменных принадлежностей. Отталкиваясь от древнеиндийских и древнеперсидских первоисточников, от текстов, написанных клинописью, рунами, иероглифами и арабской вязью, автор перебрасывает мостик в наши дни — к блатному жаргону, тайнописи, каллиграфии.<br> Это позволяет раскрыть секреты славянской азбуки, выявить ее первоистоки, разобраться в отечественной истории, которая оказывается гораздо глубже и интереснее, чем принято считать официально.<br> Для самой широкой читательской аудитории. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sekrety_pismennykh_znakov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Познание окружающего мира и себя самого всегда было для человека разумного одной из главных задач бытия. Результатами познания необходимо было поделиться с соплеменниками, донести знания до будущих поколений. Так в глубине тысячелетий человеческой истории возникли устная и письменная речь, сформировались и стали развиваться языки.<br> Эта книга поможет читателям узнать, как возникли письменность и ее различные алфавиты, что такое язык, разобраться в истории письменных принадлежностей. Отталкиваясь от древнеиндийских и древнеперсидских первоисточников, от текстов, написанных клинописью, рунами, иероглифами и арабской вязью, автор перебрасывает мостик в наши дни — к блатному жаргону, тайнописи, каллиграфии.<br> Это позволяет раскрыть секреты славянской азбуки, выявить ее первоистоки, разобраться в отечественной истории, которая оказывается гораздо глубже и интереснее, чем принято считать официально.<br> Для самой широкой читательской аудитории. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sekrety_pismennykh_znakov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Секреты письменных знаков" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством!