|
ОглавлениеЧасть I. Раскопки в первоисточниках. 1.1. Как возникла письменность 1.2. Загадки происхождения алфавитов 1.3. А что придумали индусы и персы? 1.7. Из истории письменных принадлежностей Часть II. Покопаемся в рукописях. 2.1. Подделки, фальшивки... 2.2. Загадки в биографиях великих 2.6. Такая вот китайская грамота 2.7. Поговорим о каллиграфии и не только Часть III. А если копнуть глубже?. 3.1. А теперь вглядимся в арабески 3.2. Секреты славянской азбуки 3.3. Нет, мы не скифы. Наши корни глубже! 3.5. Этруски, убадийцы, шумеры… 3.6. «Прававилон» был на Севере? 3.7. Словесные рекорды и ребусы Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу1.2. Загадки происхождения алфавитовТрудно переоценить степень важности открытия, которое сделал шумеролог Анатолий Кифишин, поскольку речь идет о пересмотре представлений об истоках человеческой культуры, изобретении письменности и локализации очагов цивилизации. Доклад А. Кифишина прозвучал осенью 1996 г. в Институте археологии РАН, вызвав восхищение у одних историков и замешательство у других, в представления которых не укладывалась принципиально новая информация, полученная лингвистом... В XIX в., когда раскопки в Месопотамии (на территории нынешнего Ирака) дали в руки ученых тысячи глиняных табличек, где клинописью на шумерском языке были изложены сказания о сотворении мира, потопе, богах и царях, датируемые IV тысячелетием до н. э., встал вопрос о том, откуда пришли в Месопотамию предки древних шумеров — народа, который, как считается, положил начало человеческой цивилизации. Этот вопрос пытались поставить и в этническом, и в лингвистическом ключе — найти родственные шумерам народы и языки. Знаменитый шумерский вопрос стал поводом для множества спекуляций. И вот сделан огромный шаг в его разрешении: тексты на протошумерском языке открыты сразу в двух древнейших святилищах — в Чатал Гуюке (Малая Азия) и в Каменной Могиле (Приазовье). А. Кифишин заявил о дешифровке текстов протошумерской письменности, обнаруженных на стелах, в гротах и пещерах древнего святилища Каменная Могила под Мелитополем. Этот памятник хорошо известен археологам, но до последнего времени изрезанный пиктограммами песчаник считался делом рук первобытных охотников, смесью рисунков с орнаментом. Российскому шумерологу удалось дешифровать около 40 из 60 надписей: они повествуют об Ану, Энлиле и Оанне — верховных божествах шумерского пантеона. Ключом к дешифровке послужило открытие в начале 60-х гг. XX в. английским ученым Мелларом святилища VI—V тысячелетий до н. э. Чатал Гуюк. Здесь были обнаружены странные орнаменты, которые сначала посчитали за декоративные панно. Оказалось, что рисунки из Чатал Гуюка тождественны пиктограммам из Каменной Могилы — в древнейших капищах записан один и тот же «канонический» текст. Тождественность текстов свидетельствует о существовании «единого информационного пространства» во времена VI—IV тысячелетий до н. э. — одни и те же предания объединяли народы, живущие вокруг Черного и Азовского морей и в восточном Средиземноморье, на территории современной Турции. Открытие протошумерской письменности, выполненной в разных техниках (процарапывание песчаника, рисунок красками) и датируемой по крайней мере двумя тысячелетиями раньше, чем глиняные клинописные таблички, долго считавшиеся первыми памятниками письменности, переворачивает представления о древней культуре. До последнего времени считалось, что история началась в «благодатном полумесяце» (плодородные земли в районе современных Сирии и Ливана). Теперь же выясняется, что шумерские предания сформировались не в кругу земледельческих народов Междуречья, а связаны по меньшей мере с каменным веком, когда люди промышляли охотой и собирательством. В Каменной Могиле рисунки мамонтов соседствуют с текстами, которые выполнены в столь изощренной манере (отдельные пиктограммы сливаются, образуя лигатуры — своего рода сверхтекст), что наше линейное буквенное письмо представляется по сравнению со священными письменами древних жрецов прописями для дебилов. Сложная организация текста долгие годы не позволяла разглядеть, что он составлен из пиктограмм, уже известных шумерологам. Археология и лингвистика совместными усилиями совершили сейчас колоссальный прорыв в понимании истории Древнего мира — жителям и России, и Украины будет лестно осознать, что на их землях формировались очаги мировой цивилизации. В свете новых фактов и шумерский вопрос приобретает иное звучание — важна не «национальность» шумеров, а дух их культуры — представления о мире, мифы и предания, которые дошли до нашего времени не только в виде сказок и легенд, но и в образе жизни людей, в том, что психологи называют «коллективным бессознательным». Этот дух лежит в основе культур самых разных народов, населявших пространство Евразии и Африки. Можно предположить, что около десяти тысячелетий назад единство народов восточного Средиземноморья обеспечивалось единством преданий и ритуалов, чему способствовала высокая «жреческая цивилизация», следы которой обнаружены в Чатал Гуюке и Каменной Могиле. Сегодня такие ритуалы приобрели новые формы, они связаны с отправлениями современных религиозных культов, но весьма многое сохранилось. Например, в канву Священного Писания (Библии) вплетено несколько историй, фигурирующих в древних шумерских преданиях, в частности о Гильгамеше. Парадоксальным образом оказывается, что религиозные представления о мире могут содержать информацию, имеющую большее научное значение, чем те или иные факты. Так что многие рассуждения о «полудиких» охотниках каменного века основаны на высокомерном отношении людей, пользующихся благами технической цивилизации, к тем, чьим оружием были лук, стрелы и каменные ножи. Внимание! Авторские права на книгу "Секреты письменных знаков" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством! |