|
ОглавлениеЧасть I. Раскопки в первоисточниках. 1.1. Как возникла письменность 1.2. Загадки происхождения алфавитов 1.3. А что придумали индусы и персы? 1.7. Из истории письменных принадлежностей Часть II. Покопаемся в рукописях. 2.1. Подделки, фальшивки... 2.2. Загадки в биографиях великих 2.6. Такая вот китайская грамота 2.7. Поговорим о каллиграфии и не только Часть III. А если копнуть глубже?. 3.1. А теперь вглядимся в арабески 3.2. Секреты славянской азбуки 3.3. Нет, мы не скифы. Наши корни глубже! 3.5. Этруски, убадийцы, шумеры… 3.6. «Прававилон» был на Севере? 3.7. Словесные рекорды и ребусы Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу3.6. «Прававилон» был на Севере?Тайна фигурок из древнего храма. До нас дошло не много достоверных свидетельств о верованиях славян в языческие времена. А ведь на Руси и после крещения долгие годы было распространено «двоеверие» — христианские и языческие обряды причудливо переплетались между собой. Такие сочетания мы и поныне наблюдаем в «крашенках» на Пасху, при встрече Масленицы, в праздновании дня Ивана Купалы. Обряды сохранились в народных традициях, особенно среди сельского населения. Многие крупнейшие языческие храмы-капища уже 1000 лет назад были заброшены, за исключением тех, что размещались на землях, где крещение прошло позже. Нередко это происходило против воли населения — например, в краях на запад от Руси, куда устремили свои взоры германские феодалы. Может быть, именно из-за естественного сопротивления насилию там дольше всего сохранялись древние верования. Именно по дошедшим до нашего времени сведениям об обычаях племен бодричей и лютичей наиболее полно удалось реконструировать пантеон славянских богов. В этой связи особый интерес представляют фигурки из знаменитого языческого храма бодричей и лютичей, известного в XI—XII вв. под названием Ретра. Храм притаился на острове посреди озера; только в XIX в. это место на востоке Германии оказалось в поле зрения археологов. Я упоминаю об этом потому, что в судьбе древней славянской письменности роль святилища стала исключительной. По свидетельству католического епископа Титмара, посетившего храм в те времена, на славянских идолах особыми знаками были начертаны их имена. Именно особыми знаками, а не рунами, прекрасно известными епископу. Храм был разрушен еще в ходе натиска германцев, но бронзовые фигурки жрецы, видимо, успели закопать. В XVII в. их случайно нашел немецкий священник Шпонхольц. Было это близ деревни Прильвиц, поэтому фигурки называют прильвицкими. В 1771 г. немецкий исследователь издал книгу с гравюрами художника Вогена, изображающими находки и надписи на них. Но в 1945 г. большинство фигурок погибло при штурме советскими войсками бывшего герцогского замка, где хранились находки. В замке засели эсэсовцы, а наши артиллеристы во время штурма стреляли прямой наводкой... Но вернемся к «научной биографии» культовых фигурок. Сначала германские любители древностей были уверены, что надписи выполнены рунами. Но польские и чешские ученые стали подозревать своих коллег в подделках. Ведь в XIX в. постоянно шел спор о происхождении славянской культуры, известный в России как противостояние западников и славянофилов. Поэтому у поляков и чехов отношение к теориям, согласно которым славяне до Кирилла и Мефодия писали рунами, было отрицательным. Некоторые стали считать фигурки искусной подделкой, якобы призванной доказать наличие рун у славян-язычников. Но дело в том, что на фигурках были вовсе не руны, а именно особые, нерасшифрованные тогда знаки. Однако вместо того чтобы всерьёз попробовать их прочесть, учёные втянулись в споры о подлинности находки. В итоге еще в первой половине XIX в. дело дошло до специального следствия и судебного разбирательства, подтвердившего подлинность фигурок, изображённых на гравюрах Вогена. Гибель коллекции в 1945 г. только усилила ореол загадочности, с самого начала окутывавший всю эту историю. Внимание! Авторские права на книгу "Секреты письменных знаков" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством! |