|
ОглавлениеЧасть I. Раскопки в первоисточниках. 1.1. Как возникла письменность 1.2. Загадки происхождения алфавитов 1.3. А что придумали индусы и персы? 1.7. Из истории письменных принадлежностей Часть II. Покопаемся в рукописях. 2.1. Подделки, фальшивки... 2.2. Загадки в биографиях великих 2.6. Такая вот китайская грамота 2.7. Поговорим о каллиграфии и не только Часть III. А если копнуть глубже?. 3.1. А теперь вглядимся в арабески 3.2. Секреты славянской азбуки 3.3. Нет, мы не скифы. Наши корни глубже! 3.5. Этруски, убадийцы, шумеры… 3.6. «Прававилон» был на Севере? 3.7. Словесные рекорды и ребусы Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу2.7. Поговорим о каллиграфии и не толькоЗа долгий путь своей эволюции с глубокой древности вплоть до дня сегодняшнего человечество изобрело не менее 1000 видов письменности. Хотя основной функцией последней является фиксирование речи во времени и передача её на расстояние, люди неизменно стремились сделать письмо красивым и даже поднять его до определённого уровня искусства, благодаря чему появились фигурные и художественные шрифты. Однако среди всего этого многообразия видов письменности только китайской иероглифике из средства повседневного письменного общения удалось вырасти в самостоятельный вид искусства — каллиграфию. Во всех странах иероглифического ареала важнейшим видом искусства была в прошлом и является до сих пор каллиграфия. Каллиграфию называют беспредметной живописью и беззвучной музыкой. А ещё говорят, что каллиграфия — это танец без исполнителя, архитектура без конструкций и стройматериалов. Такие восхищенные эпитеты — дань преклонения перед Искусством с большой буквы. Каллиграфия внешней формой и внутренними свойствами, комбинацией и приёмами наложения черт одновременно предметно и абстрактно отражает такие важные атрибуты красоты формы, как сбалансированность, пропорциональность, варьирование высотой и размерами, связность, параллелизм, движение и статичность, изменчивость, гармония и др. Мы почти разучились писать ручкой — любой текст удобнее набирать и править в компьютере. Неспешный эпистолярный жанр не выдерживает конкуренции с холодными и безликими, но зато такими практичными и удобными e-mail. И всё же древнее и совершенно непрактичное искусство каллиграфии переживает сейчас настоящий ренессанс. Хотите сменить ритм, остановиться, сосредоточившись на себе, своей душе, своих внутренних ощущениях? Займитесь каллиграфией. Можно медитировать, выводя по прописям строчки с идеальным наклоном. А можно отказаться от образца. Каллиграфия — не просто «изящный почерк», не художественно оформленный текст, а искусство, в котором сочетаются ремесло мастера и его характер, мировоззрение и художественный вкус. Как в любом искусстве, здесь царит условность. К какой бы области ни относился каллиграфический текст — религии, философии, поэзии, главное в нем не информативность, а яркость и выразительность. Китайская каллиграфия выработала для себя строгие правила письма и высокие критерии оценки написанного. По каллиграфическому произведению можно судить о культурном уровне, художественном мастерстве, мыслях и чувствах его творца. Как в древности, так и сегодня среди мастеров каллиграфии встречается немало художников, литераторов, мыслителей, политиков и учёных. Воздавая хвалу каллиграфу, вошло в привычку упомянуть и другие его успехи и таланты. Иными словами, высокое мастерство каллиграфа считается «зеркалом» его эрудиции и глубины мысли. Ритм — главный атрибут как музыки, так и каллиграфии. В чертах иероглифа варьируется толстое и тонкое, лёгкое и тяжёлое, квадрат и круг, кривое и ровное, густота и бледность туши, что создает яркий ритмический рисунок, аналогичный пульсирующему музыкальному ритму. И каллиграфия, и музыка способны передавать сильные душевные переживания автора или исполнителя. Неудивительно, что каллиграфическое произведение во все времена сравнивали с «песенными переливами» либо с «чарующей мелодией, рождаемой пальцами музыканта». Великий китайский каллиграф Ван Сичжи (303—361) так объяснял эту разницу: «Обычный текст нуждается в содержании; каллиграфия же воспитывает душу и чувства, главное в ней — форма и жест». Особенно это касается каллиграфии китайской (она используется также в Японии и Корее) и арабской, которые без преувеличения можно назвать и духовными практиками. К латинской каллиграфии это относится в меньшей степени. Любому письменному знаку присущи три функции: графическая, фонетическая и лексическая. Китайское каллиграфическое искусство наиболее тесно связано с графической функцией. Китайский иероглиф представляет собой самостоятельный графический знак, вписанный в реальный или воображаемый квадрат. По статистике, всего в китайском письменном языке насчитывается около 90 тыс. иероглифов, появившихся и использовавшихся в разные исторические периоды, из которых в современном языке наиболее употребимы 3500. Правила написания и сложения букв в фонетическом письме абсолютно отличаются от законов китайской иероглифики. В большинстве случаев фонетическое письмо оперирует 20—30 буквами, что больше числа основных иероглифических черт, однако буквы обычно состоят лишь из трех графических элементов: прямая линия, дуга и точка. Особенно отличается способ словосложения: в фонетическом письме независимо от количества букв в слове они пишутся по порядку одна за другой в строку, чаще всего слева направо. А многоликость и удивительная магия китайского иероглифа, который уже является словом или понятием, заключается в возможности варьирования симметрией, асимметрией, плотностью, высотой с помощью многочисленных комбинаций иероглифических черт и различных способов конструирования. Если большинство известных миру письменностей располагает лишь двумя-тремя стандартными и скорописными стилями письма, то в китайской каллиграфии насчитывается около 10 стилей. Внимание! Авторские права на книгу "Секреты письменных знаков" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством! |