Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Секреты письменных знаков

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.10.2014
ISBN: 9785392162024
Язык:
Объем текста: 360 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Раскопки в первоисточниках. 1.1. Как возникла письменность

1.2. Загадки происхождения алфавитов

1.3. А что придумали индусы и персы?

1.4. Не просто ряд знаков

1.5. Так что же такое язык?

1.6. Спасите букву «Ё»!

1.7. Из истории письменных принадлежностей

Часть II. Покопаемся в рукописях. 2.1. Подделки, фальшивки...

2.2. Загадки в биографиях великих

2.3. А если вспомнить руны

2.4. Блатная музыка

2.5. Немного о тайнописи

2.6. Такая вот китайская грамота

2.7. Поговорим о каллиграфии и не только

Часть III. А если копнуть глубже?. 3.1. А теперь вглядимся в арабески

3.2. Секреты славянской азбуки

3.3. Нет, мы не скифы. Наши корни глубже!

3.4. Таинственный народ

3.5. Этруски, убадийцы, шумеры…

3.6. «Прававилон» был на Севере?

3.7. Словесные рекорды и ребусы



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



1.3. А что придумали индусы и персы?


Цивилизация Инда. Более 4000 лет назад на плодородной равнине Пенджаба (Пятиречье), орошаемой пятью крупными притоками Инда, возникла процветающая цивилизация, которая простиралась на юго-западе до побережья Оманского залива и Гуджарата.


Самые ранние и наиболее известные из литературных памятников древней Индии — гимны «Ригведа» составили единое собрание, как полагают ученые, в конце II тысячелетия до н. э. «Ригведа» (священное знание, помещённое в строфы) была составлена в Пенджабе. Текст «Ригведы» написан на архаическом ведийском санскрите и включает 1028 гимнов, или 10 462 стиха. Он создан в III—I тысячелетиях до н. э. Учёные установили особую близость «Ригведы» с иранской «Авестой», например в обряде возлияния божественного напитка сомы.


Большинство древних текстов написаны шрифтом брахми и не разделены на слова и предложения. Тексты, как правило, короткие, что, вероятно, объясняется трудностью нанесения письменных знаков на такие «писчие материалы», как камень и металл. Древние индусы высекали тексты на скалах, колоннах, плитах, кирпичах, металлических пластинках, керамике, дереве, реже — на кости и тканях. Материалом для письма служили и пальмовые листья.


Происхождение древнеиндийского шрифта брахми до сих пор одна из трудных загадок, но ясно, что за долгую историю индийской письменности брахми прошел несколько этапов развития. С III в. до н. э. на северо-западе Индии получил распространение и шрифт кхароштхи. Ряд текстов индо-греческих правителей и даже отдельные надписи эпохи царя Ашоки были составлены на греческом. Арамейское письмо употреблялось в тех областях северо-западной Индии, которые некогда были провинциями Ахеменидской империи. Империя Ахеменидов была основана Киром Великим (558—530 гг. до н. э.). Индия тогда стала двадцатой сатрапией Персидской империи. В последние годы в руки учёных попали билингвы (эдикты Ашоки на греческом и арамейском языках).


Из дошедших до нас надписей самые древние составлены на разговорных языках — пракритах, причисляемых к среднеиндийским. Санскрит в северной Индии начали применять во второй половине I в. до н. э., но особенно широко — только с конца III в. н. э. На нем чаще всего составлялись государственные эдикты.


Письменные памятники древней Индии довольно разнообразны — эпические поэмы, драмы, астрологические трактаты, буддистские притчи, брахманские шастры, пураны и др. Из дошедших до нас сочинений древнейшими считаются Веды — священные тексты, которые традиция рассматривала как шрути (услышанное от богов) и считала результатом божественного откровения в противоположность преданию смрити (запоминаемое), куда входят более поздние сборники этико-правовых предписаний, а также ритуальные тексты.


Ведийская литература весьма обширна. Главными считаются четыре сборника. Уже упоминавшаяся «Ригведа» (гимны), «Самаведа» (песнопения), «Яджурведа» (жертвенные формулы) и «Атхарваведа» (магические заклинания). Известны также Араньяки — наставления для отшельников и людей, временно удалившихся в леса, и Упанишады — религиозно-философские трактаты, поучения, передаваемые от учителя ученику.


Имя Бхарата в древности было окружено ореолом особой славы. В честь этого прославленного царя вся северная Индия уже очень давно стала называться Бхаратаваршей — страной потомков царя Бхараты. (Мало кто знает, что Индийская Республика сейчас официально именуется Бхарат.) К роду Бхаратов относились и некоторые герои «Махабхараты».


«Махабхарата» — великий народный эпос Индии — поистине уникальное явление мировой литературной истории. Достаточно вспомнить ее объем. В нынешнем виде «Махабхарата» содержит 100 тыс. шлок (двустиший). Она — самое большое литературное произведение, известное человечеству. «Махабхарата» в восемь раз больше, чем «Илиада» и «Одиссея» вместе взятые; она больше, чем все эпосы на европейских языках. Знатоки утверждают, что в ней содержатся практически все знания того времени о религии, мифологии, законах, этике, философии, искусстве управления государством и ведения войны, истории, этнографии. Эпос поистине энциклопедичен и с кинематографической точностью, кадр за кадром, разворачивает пред нами живую картину культурной жизни индийцев на протяжении нескольких столетий. Заслуживает упоминания и эпическая поэма «Рамаяна», которая содержит около 24 тыс. шлок.


Индологи часто обращаются к Пуранам — сборникам преданий и сказаний о богах, героях, царях и мудрецах, содержащих легенды о далеком прошлом, генеалогию богов, рассказы о сотворении вселенной, повествования о народах и государствах. Известны тексты и на языке пали.


«Манусмрити» часто именуют «Законами Ману». Сборник состоит из 12 глав, в которых рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и государственного управления, совершении разных обрядов, даются наставления для отшельников и аскетов, перечисляются нормы праведного образа жизни и т. д. Время его создания — II в. до н. э.


В северо-западном регионе Индостана, в штате Пенджаб, расположено небольшое поселение Хараппа. Оно приютилось неподалеку от огромного холма, скрывавшего, как оказалось, развалины очень древнего города, ставшего объектом пристального интереса археологов. Его открытие начиналось так. Двое англичан, братья Джон и Вильям Брантон, в 1856 г. строили восточно-индийскую железную дорогу, прокладывали путь между Карачи и Лахором. Они очень нуждались в прочном материале для основы под колею. Кирпич устроил бы их как нельзя лучше. Строители обратились к местным жителям, и те рассказали, что близ деревушки Хараппа есть огромный холм, буквально напичканный какими-то разрушенными зданиями из кирпича.


Тысячи и тысячи штук великолепного кирпича были добыты и использованы для основы целой сотни миль железнодорожного полотна. То, что кирпичам этим более 4000 лет, никому и в голову не приходило. И лишь 70 лет спустя, в 1921 г., индийский археолог Рам Сахин занялся археологическими раскопками этого холма. Стало ясно, что под холмом погребен древний город, сооружённый в III тысячелетии до н. э.


В 650 км к юго-западу от Хараппы на берегу Инда находилась другая насыпь, тоже огромная. В 1922 г. археологическая экспедиция, руководимая Р. Д. Банерджи, приступила к раскопкам, и вскоре мир узнал, что еще один древнейший город, который был почти двойником первого, существовал на месте «поселения мертвых» — Мохенджо-Даро. Как и Хараппа, он был построен из обожжённого кирпича и имел превосходную планировку. Города строились правильными четырехугольными кварталами, с широкими главными улицами, имели водопровод и дренажные кирпичные стоки. В результате была открыта цивилизация, которая существовала более 1000 лет и была одной из самых процветающих на Земле.


При раскопках в руках археологов оказались разнообразные предметы, дающие представление о жизни, религии, искусстве, быте, хозяйстве протоиндийцев. К числу произведений древнего прикладного искусства специалисты относят печати, изготовленные из стеарита и терракоты. На них изображены миниатюрные фигурки зверей (тигров, медведей, носорогов, быков, оленей, обезьян, зайцев) и птиц (голубей, попугаев) и даже целые сцены. Некоторые из печатей (а их число уже перевалило за 2000) представляют собой подлинные шедевры камнерезного искусства. Запечатлённые на них сцены дают возможность хотя бы краем глаза заглянуть в эпоху, отделённую от современности пластами нескольких тысячелетий. Ведь протоиндийская цивилизация датируется 2500—1800 гг. до н. э. И что для нас очень важно — с изображениями на печатях нередко соседствуют надписи.




Секреты письменных знаков

Познание окружающего мира и себя самого всегда было для человека разумного одной из главных задач бытия. Результатами познания необходимо было поделиться с соплеменниками, донести знания до будущих поколений. Так в глубине тысячелетий человеческой истории возникли устная и письменная речь, сформировались и стали развиваться языки.<br> Эта книга поможет читателям узнать, как возникли письменность и ее различные алфавиты, что такое язык, разобраться в истории письменных принадлежностей. Отталкиваясь от древнеиндийских и древнеперсидских первоисточников, от текстов, написанных клинописью, рунами, иероглифами и арабской вязью, автор перебрасывает мостик в наши дни — к блатному жаргону, тайнописи, каллиграфии.<br> Это позволяет раскрыть секреты славянской азбуки, выявить ее первоистоки, разобраться в отечественной истории, которая оказывается гораздо глубже и интереснее, чем принято считать официально.<br> Для самой широкой читательской аудитории. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sekrety_pismennykh_znakov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Деловая Ищенко Е.П. Секреты письменных знаков

Познание окружающего мира и себя самого всегда было для человека разумного одной из главных задач бытия. Результатами познания необходимо было поделиться с соплеменниками, донести знания до будущих поколений. Так в глубине тысячелетий человеческой истории возникли устная и письменная речь, сформировались и стали развиваться языки.<br> Эта книга поможет читателям узнать, как возникли письменность и ее различные алфавиты, что такое язык, разобраться в истории письменных принадлежностей. Отталкиваясь от древнеиндийских и древнеперсидских первоисточников, от текстов, написанных клинописью, рунами, иероглифами и арабской вязью, автор перебрасывает мостик в наши дни — к блатному жаргону, тайнописи, каллиграфии.<br> Это позволяет раскрыть секреты славянской азбуки, выявить ее первоистоки, разобраться в отечественной истории, которая оказывается гораздо глубже и интереснее, чем принято считать официально.<br> Для самой широкой читательской аудитории. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sekrety_pismennykh_znakov/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Секреты письменных знаков" (Ищенко Е.П.) охраняются законодательством!