Английский и др. языки Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Английский и др. языки
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.01.2015
ISBN: 9785392171088
Язык:
Объем текста: 721 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение. Как соотносятся между собой язык и речь?

1. Язык

2. Речь

3. Культура

Глава 1. Культура общения. 1. Что представляет собой общение

2. Общение и коммуникация

3. Виды и формы общения

4. Как добиться оптимального общения

Глава 2. Текст в структуре общения. 1. Что такое речевая деятельность

2. Механизмы речи

3. Виды речевой деятельности

4. Чтение как вид речевой деятельности

5. Текст (высказывание) как единица общения

6. Речевые жанры

7. Категории текста

8. Стилистическая окраска текста

Глава 3. Культура речи. 1. Культура речи как составная часть культуры в целом

2. Культура речи как культура речевой деятельности — современное представление о культуре речи

3. Речевая культура общества и речевая культура личности

4. Критерии оценки культуры речи

5. Нормированность как главный механизм культуры речи

6. Уровни культуры речи

Глава 4. Этические и коммуникативные нормы. 1. Коммуникативная ситуация

2. Этические нормы

3. Коммуникативные нормы

4. Речевой этикет

Глава 5. Коммуникативные качества речи. 1. Уместность речи

2. Богатство речи

3.Чистота речи

4. Точность речи

5. Логичность речи

6. Доступность речи

7. Выразительность речи

8. Правильность речи

Глава 6. Культура несловесной речи. 1. Основные виды и функции невербальных средств

2. Основные аспекты культуры несловесной речи

3. Визуальные невербальные средства

4. Акустические невербальные средства

Глава 7. Культура устной и письменной речи. 1. Особенности устной и письменной речи

2. Публичная речь и ее особенности

Глава 8. Жанры устной и письменной речи. 1. Роды и виды публичной речи

2. Аргументирующая речь

3. Информирующая речь

4. Эпидейктическая речь

5. Вторичные тексты: жанровое своеобразие

6. Конспект

7. Аннотация

8. Реферат



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



4. ЭПИДЕЙКТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ


Что такое эпидейктическая речь?
Какими свойствами она обладает?
Какие речевые жанры включает?


Эпидейктическая речь (от греч. deiknumi — показываю, делаю видным, известным, приветствую), — речь, цель которой — выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного: «... Поговорим о добродетели и пороке, прекрасном и постыдном, потому что эти понятия являются объектами для человека, произносящего хвалу или хулу» (Аристотель «Риторика»). Жанры, в которых реализуется этот вид речи, — поздравление, тост, похвала — встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т. д. Ее основное содержание — похвала и порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателя, содержать элементы аргументации.


С необходимостью произнести эпидейктическую речь мы часто сталкиваемся в быту, поздравляя юбиляров и новобрачных, произнося тост за счастье в новой квартире и объясняя ребенку неправильность его действий. Существует также официальная эпидейктическая речь, которая произносится при праздновании какого-либо государственного события, например официальные речи на праздновании 300-летия Петербурга.


Этот тип речи возник в Греции в V веке до н. э. Считалось, что произносящий эпидейктическую речь должен выразить свое понимание прекрасного и постыдного, дать оценку, содержащую похвалу или порицание, рассуждать о добродетели и пороке. Причем объектом для восхваления может быть не только человек, но и явление, и животное, и неодушевленный предмет. Аристотель говорил об этом так: «Нам часто случается, серьезно или несерьезно, хвалить не только человека или бога, но и неодушевленные предметы, и первое встреченное животное». По Аристотелю, задача эпидейктической речи — хвала добродетели в разных ее проявлениях, хвала всему, что достойно похвалы: справедливости, мужеству, мудрости, щедрости, благоразумию и другим достойнейшим качествам. Хвала также может возноситься человеку или общности людей, носителям этих (одного из этих) качеств. Восхвалялись поступки, результатом которых было благо для окружающих. Хвалебная речь такого типа должна возбудить у слушателей чувство восхищения, благодарности, ликования, гордости, радости. Параллельно с этим эпидейктическая речь, по правилам древних, могла возбуждать и другие, прямо противоположные чувства. Аристотель называет их «хула». Хула, т. е. порицание, осуждение, была направлена на возбуждение столь же сильных, но осуждающих чувств. Осуждались трусость, несправедливость, пороки, свойственные человеческой натуре, скупость и др. Но, даже порицая, эпидейктическая речь (и в этом ее особенность!) возбуждала не чувство уныния или безнадежности, а чувства негодования, гнева — словом, чувства, направленные на осуждение и, мы бы сейчас сказали, исправление недостатков.


Особый вид эпидейктической речи обращен, по мнению Аристотеля, к прошлому, к истории: «Прекрасно также все памятное, и чем памятнее, тем прекраснее». Не случайно и до сих пор торжественные хвалебные речи часто обращены к прошлому: они произносятся в честь годовщин побед, юбилеев победителей, при открытии исторических памятников. Цель каждой такой речи — возбудить в потомках чувство благодарности, гордости, чувство патриотизма и сопричастности.


Чтобы решить поставленные задачи — возбудить у аудитории высокие чувства — эпидейктическая речь регламентировалась рядом правил. Аристотель считал, что а) хвалить нужно то, что больше всего ценится в обществе и, соответственно, у данной аудитории; б) законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения: оратору нужно было показать, как герой мужественно боролся с непреодолимыми трудностями, лишениями, препятствиями и как сумел все преодолеть. При этом преувеличение, как отмечает А. К. Михальская, — не неискренность, а закон жанра, принятая в речевой традиции условность; в) оратор должен использовать сравнение действий восхваляемого либо с поступками героев прошлого, либо с действиями обычных людей, чтобы выделить на этом фоне его заслуги; г) случайно совершенный поступок древние представляли как осуществленный обдуманно.




Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Пособие содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» и ответы на них.<br /> Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает пособие незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

179
Английский и др. языки Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Английский и др. языки Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Английский и др. языки Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Пособие содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» и ответы на них.<br /> Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает пособие незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Внимание! Авторские права на книгу "Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие" (Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р.) охраняются законодательством!