Английский и др. языки Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Английский и др. языки
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.01.2015
ISBN: 9785392171088
Язык:
Объем текста: 721 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение. Как соотносятся между собой язык и речь?

1. Язык

2. Речь

3. Культура

Глава 1. Культура общения. 1. Что представляет собой общение

2. Общение и коммуникация

3. Виды и формы общения

4. Как добиться оптимального общения

Глава 2. Текст в структуре общения. 1. Что такое речевая деятельность

2. Механизмы речи

3. Виды речевой деятельности

4. Чтение как вид речевой деятельности

5. Текст (высказывание) как единица общения

6. Речевые жанры

7. Категории текста

8. Стилистическая окраска текста

Глава 3. Культура речи. 1. Культура речи как составная часть культуры в целом

2. Культура речи как культура речевой деятельности — современное представление о культуре речи

3. Речевая культура общества и речевая культура личности

4. Критерии оценки культуры речи

5. Нормированность как главный механизм культуры речи

6. Уровни культуры речи

Глава 4. Этические и коммуникативные нормы. 1. Коммуникативная ситуация

2. Этические нормы

3. Коммуникативные нормы

4. Речевой этикет

Глава 5. Коммуникативные качества речи. 1. Уместность речи

2. Богатство речи

3.Чистота речи

4. Точность речи

5. Логичность речи

6. Доступность речи

7. Выразительность речи

8. Правильность речи

Глава 6. Культура несловесной речи. 1. Основные виды и функции невербальных средств

2. Основные аспекты культуры несловесной речи

3. Визуальные невербальные средства

4. Акустические невербальные средства

Глава 7. Культура устной и письменной речи. 1. Особенности устной и письменной речи

2. Публичная речь и ее особенности

Глава 8. Жанры устной и письменной речи. 1. Роды и виды публичной речи

2. Аргументирующая речь

3. Информирующая речь

4. Эпидейктическая речь

5. Вторичные тексты: жанровое своеобразие

6. Конспект

7. Аннотация

8. Реферат



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



2. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ


Умение выступать публично — это врожденный талант или умение, которое можно выработать?


Устная речь является для человека более привычным способом выражения собственных мыслей, и это понятно: сначала древний человек научился говорить и лишь затем писать.


Стало быть, устная речь и не должна представлять особых трудностей в плане реализации. Так ли это на самом деле? Это и так, и не совсем так. Большинство из нас легко и не задумываясь бросают реплики в разговоре, вступают в непринужденную беседу со знакомыми людьми, отвечают на вопросы прохожих на улице о том, как пройти к такому-то месту. Вместе с тем очень часто предстоящее перед большой аудиторией серьезное выступление повергает нас в трепет. И, сколько бы Дейл Карнеги ни уговаривал, сколько бы ни убеждал, что если можешь говорить перед Смитом, то сможешь и перед десятками Смитов, — легче не становится. Самое интересное, что страх перед аудиторией или перед микрофоном — явление очень и очень частое. Оно свойственно даже весьма известным людям. Говорят, что когда Марк Твен впервые поднялся на кафедру, чтобы прочитать лекцию, он почувствовал, словно рот у него набит ватой, а пульс такой, как будто он участвует в каком-нибудь состязании на кубок. Известно, что панически боялся микрофонов Чарли Чаплин, человек, который имел власть над тысячными аудиториями. Вследствие этого, все его выступления на радио приходилось предварительно записывать. Кому-то после некоторых попыток удается справиться с этим страхом, забыть о нем, тогда он начинает говорить все увереннее и увереннее, а кому-то требуется для приобретения такой же уверенности гораздо больше времени и сил.


Во всех учебниках и пособиях по риторике можно встретить историю знаменитого древнегреческого оратора Демосфена, которую привел историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания». Первая речь Демосфена перед слушателями была неудачной, ее даже не дослушали до конца. Присутствующие смеялись над ним, выражали свое недовольство. В богатой ораторскими талантами Древней Греции, наверное, не было менее подходящего для этого занятия человека, чем Демосфен в начале своей деятельности: голос его был слаб, дикция неясной, он плохо жестикулировал, не владел мимикой, да и само содержание его речей не выдерживало критики. Трудно даже представить, что человек сможет преодолеть совокупность этих недостатков. Очень подробно рассказывает Плутарх о том, как преодолевал свои слабости Демосфен. Нередко он уединялся на два-три месяца подряд, выбрив половину головы, чтобы не возникло соблазна бросить занятия, даже если очень захочется, до тех пор, пока волосы не отрастут. Устроив себе для занятий комнату в подвале, он, чтобы сделать дикцию четкой, набирал камешки в рот и так читал на память отрывки из произведений поэтов. Добиваясь силы голоса, он упражнялся в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на гору, стараясь как можно дольше не переводить дыхания. Любую беседу, разговор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в красноречии. Оставшись один, он повторял весь разговор, придавая изложению стройность, приводил дополнительные аргументы. Он внимательно слушал речи своих современников, отмечал для себя их достоинства и недостатки, запоминал удачные выражения, придумывал синонимичные способы изложения одной и той же мысли, выбирая наиболее удачный вариант. Зато теперь мы знаем Демосфена как одного из наиболее ярких ораторов Древней Греции, и, если бы не Плутарх, наверное, никто из потомков даже не догадался бы, чего стоила эта известность самому Демосфену.


«Поэтами рождаются. Ораторами становятся», — это известное высказывание Цицерона как нельзя лучше иллюстрирует историю Демосфена. И хотя существует другое мнение, утверждающее, что ораторское мастерство — это искусство, овладеть этим искусством в той или иной степени при большом желании и настойчивости может практически каждый, тем более что редкий человек обладает той совокупностью недостатков, что обнаруживались у Демосфена. Следовательно, не потребуется таких же титанических усилий для их преодоления. Кроме того, Демосфен непременно хотел сделать ораторство своей профессией, а для любого нашего современника это лишь дополнение к профессии, правда, иногда (политический деятель, преподаватель, священник, лектор, секретарь по связям с общественностью, риэлтер, менеджер по продажам и т. д.) дополнение, весьма сильно сказывающееся на возможности достичь успеха в избранной сферы деятельности.


Примерами больших достижений в области ораторского мастерства может служить корпус депутатов. Взрослые наверняка помнят Съезд народных депутатов СССР летом 1989 года. Практически впервые у людей появилась возможность открыто говорить публично, были сформулированы важнейшие темы для обсуждения: выборы президента страны и обсуждение предложенных кандидатур, пути развития демократии в СССР, способы реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям, взаимоотношения с союзными республиками и центром и др. Сейчас многие из этих вопросов кажутся естественными, они привычно ставятся преподавателями и обсуждаются и на семинарских занятиях в вузах, и на уроках граждановедения и экономики в школах. Соответствующей лексикой владеют в настоящее время все, любой школьник, не говоря о студенте, может привести примеры, сформулировать плюсы и минусы различных подходов. Но в 1989 году все выглядело совсем по-другому: сформулировать свою позицию могли лишь немногие депутаты, сделать поправки к принимаемому закону — тем более. Эмоции захлестывали, было большое желание высказаться, но речи не достигали предполагаемого результата, слушателям было очень тяжело вычленить главное, понять аргументы говорящих. Среди всех выступавших можно было выделить лишь нескольких человек, профессии которых и раньше были связаны с публичной речью, четким формулированием каких-либо положений. На общем фоне с лучшей стороны проявили себя юрист А. Собчак, историк Ю. Афанасьев, экономист Г. Попов. Не правда ли, знакомые всем имена? Именно умение логично, аргументированно говорить, убеждать, вносить важные поправки, отстаивать свою точку зрения и выделило этих депутатов среди других, помогло их карьерному росту. Прошло много лет. Анализируя публичные речи народных избранников, можно сделать вывод, что в целом есть огромные изменения. Конечно, и сейчас есть люди, делающие вид, что они «от сохи» или «от станка» и потому «академиев не кончали», но это редкость и, честно говоря, скорее поза, как теперь принято говорить, «имидж». В целом говорящие с трибуны понимают, что выражают не всегда и не только свою личную позицию, речь — «лицо» и партии, и фракции, и самого депутата. В печать просачиваются сведения, что речи многих политиков пишутся профессионалами — спичрайтерами, что многие берут уроки речевого и актерского мастерства, что над имиджем каждого известного политика работают профессионалы и т. д. И это хорошо, потому что политика пусть на время становится профессией каждого депутата, а любую работу нужно выполнять профессионально, качественно. Для нас же важно, что если хорошо выступать публично научился корпус депутатов, то значит, что это не такая уж это неразрешимая проблема. Просто, формируя и корректируя свой стиль речевого поведения во время публичных выступлений, необходимо ориентироваться на уже разработанные правила, стараясь не повторять типичных ошибок, которые свойственны, как правило, всем начинающим говорить публично.


Каковы общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публичного выступления?


Общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публично выступления, следующие:


1. Принцип краткости, но, следует добавить, достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление обычно оценивается аудиторией как «более деловое». Доведенный до парадоксальности этот принцип прозвучал в словах Франклина Рузвельта, который учил выступать своего сына: «Будь искренен, будь краток, садись». Но все же выступление должно быть достаточно длинным, чтобы слушатели смогли усвоить передаваемую им информацию.


2. Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему.


3. Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется в виду усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности и т. д.


4. Принцип результативности, поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен не только подразумеваться, но и обязательно формулироваться словесно.


Как захватить внимание аудитории?


Всем известно, что внимание бывает непроизвольным, возникающим непреднамеренно, как реакция на звук, движущийся предмет, вспыхнувший свет и т. д., и произвольным — сознательно регулируемым, сосредоточенным на объекте. Оратор входит или встает и направляется к трибуне — непроизвольное внимание аудитории сосредотачивается на его действиях, оно же поддерживается за счет зазвучавшего голоса, а дальше. Дальше возможны два варианта: а) услышанное не заинтересовало слушателей, и непроизвольное внимание, которое само по себе недолговечно, мимолетно, не трансформировалось в произвольное; б) услышанное заинтересовало слушателей и непроизвольное внимание трансформировалось в произвольное. Тогда следующая задача говорящего — поддерживать это внимание в течение всего выступления.


Какой должна быть композиция публичного выступления?


Информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована, чтобы ее удобнее было воспринимать и излагать. Традиционно принята трехчастная композиция, знакомая каждому школьнику, в том числе и бывшему, поскольку именно эта композиция используется в школьных сочинениях: вступление, основная часть, заключение.


Каждая структурная часть имеет свою цель, обладает своими особенностями и строится с учетом определенных закономерностей. Более подробно каждая структурная часть будет рассмотрена ниже.




Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Пособие содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» и ответы на них.<br /> Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает пособие незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

179
Английский и др. языки Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Английский и др. языки Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Английский и др. языки Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие

Пособие содержит вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» и ответы на них.<br /> Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает пособие незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Внимание! Авторские права на книгу "Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие" (Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р.) охраняются законодательством!