|
ОглавлениеВведение. Как соотносятся между собой язык и речь? Глава 1. Культура общения. 1. Что представляет собой общение 4. Как добиться оптимального общения Глава 2. Текст в структуре общения. 1. Что такое речевая деятельность 4. Чтение как вид речевой деятельности 5. Текст (высказывание) как единица общения 8. Стилистическая окраска текста Глава 3. Культура речи. 1. Культура речи как составная часть культуры в целом 2. Культура речи как культура речевой деятельности — современное представление о культуре речи 3. Речевая культура общества и речевая культура личности 4. Критерии оценки культуры речи 5. Нормированность как главный механизм культуры речи Глава 4. Этические и коммуникативные нормы. 1. Коммуникативная ситуация Глава 5. Коммуникативные качества речи. 1. Уместность речи Глава 6. Культура несловесной речи. 1. Основные виды и функции невербальных средств 2. Основные аспекты культуры несловесной речи 3. Визуальные невербальные средства 4. Акустические невербальные средства Глава 7. Культура устной и письменной речи. 1. Особенности устной и письменной речи 2. Публичная речь и ее особенности Глава 8. Жанры устной и письменной речи. 1. Роды и виды публичной речи 5. Вторичные тексты: жанровое своеобразие Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу4. АКУСТИЧЕСКИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВАЧто относится к акустическим невербальным средствам?В акустические невербальные средства входят прежде всего голос (его сила, громкость, тембр и т. д.), интонация (различного рода ударения и паузы, темп, ритм и т. п.), а также молчание, то есть все то, что имеет отношение к звучащей речи. Первое впечатление от человека мы получаем не только благодаря его внешнему виду, но и голосу. При этом как раз звуки голоса, интонация и облик человека в целом играют решающую роль в том, как его воспринимают, возникает ли желание иметь что-то общее с этим человеком или нет. Голос очень многое может сказать о человеке. В первую очередь мы обращаем внимание на звучание голоса, темп и ритм речи, ее отчетливость, а также на ее интонационный рисунок. На интонационный рисунок высказывания оказывает большое влияние темп речи. Темп речи (ее скорость) зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, контекста, от стиля произношения и т. д. Медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей. В этом случае часто используется интонационная незавершенность, которая на письме обычно передается многоточием. Тембр зависит в первую очередь от высоты основного тона, характерной для вашего индивидуального голоса, а также от обертонов (изменений резонирующей ротовой полости), которые придают голосу особую качественную окраску звучания (теплую, холодную, мягкую и т. д.) Благозвучность голоса характеризуется чистотой и приятностью тембра, свободного от посторонних призвуков: хрипа, сипения, зажатости, тусклости, «загнанности» звука голоса и т. п. Подробнее о компонентах голоса и слагаемых интонации вы узнаете в главе 7 «Культура устной и письменной речи» данного пособия, а мы обратим ваше внимание на то, что с точки зрения культуры речи особенно важны дикция и интонация. Дикцией принято называть отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Дикция не включается обычно в несловесные акустические средства речи, но она имеет прямое отношение к культуре речи. Отчетливость произнесения — это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения, а также настроенность на партнера — забота о том, чтобы партнеру не пришлось прилагать усилия, чтобы расслышать речь. В то же время нечеткое, расплывчатое произношение воспринимается, в первую очередь, как неуважение к собеседнику. Соответственно, дикция бывает хорошей и плохой. При хорошей дикции в звучащей речи слышится правильное, разборчивое произнесение слов, поэтому слушателям не приходится напрягаться, чтобы разобрать, что именно говорит собеседник. При плохой дикции возникает настолько нечеткая артикуляция со «смазанными» звуками, что говорящего очень трудно понять: смысл его слов иногда не удается восстановить даже благодаря контексту. Пример плохой дикции вы можете вспомнить по одной из ролей Ролана Быкова, который сыграл логопеда в фильме «По семейным обстоятельствам». Но если у персонажа фильма проблемы с дикцией были вызваны физическими причинами (шепелявостью и картавостью), то обычно плохая дикция является следствием «ленивой артикуляции», в результате которой, по выражению К. С. Станиславского, возникает «каша во рту». Внимание! Авторские права на книгу "Русский язык и культура речи в вопросах и ответах. Учебное пособие" (Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р.) охраняются законодательством! |