|
Оглавление1.3. Социальная сфера как подсистема национальной экономики 2. Социально-культурный комплекс как ядро современной социальной системы — системы развития человека 2.1. Культура — хранилище и транслятор социального опыта 2.2. Наука — генератор новых знаний 2.3. Образование как производитель и транслятор знаний и духовных ценностей 2.4. Здравоохранение как социальный институт поддержания здоровья и работоспособности населения 3.3. Суть изменений в методике измерения социального развития 3.4. Содержание новой концепции социально-экономического развития человека 4.3. Количественная характеристика трудового потенциала 4.4. Формы выражения человеческого потенциала 4.5. Условия реализации человеческого капитала в России 5.2. Государственное регулирование социальных инвестиций 5.3. Социальные инвестиции бизнеса 6.2. Социально-трудовые (партнерские) отношения и проблемы их развития 6.3. Использование трудового потенциала 7.2. Структуры управления и регулирования воспроизводства человеческого потенциала 7.3. Эффективность социальных инвестиций 8. Модернизация экономики России и развитие человека Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу1.1. Тройственная природа человека — первооснова тройственного характера труда и стратегического развития обществаВ научной литературе утвердилось положение о том, что человек имеет двойственную природу: биологическую и социальную. Однако на высоких ступенях развития человека, общества, усложнения производства все отчетливее проявляется третья сторона — мыслительная, познавательная, стратегически целенаправленная деятельность. Хотя этот аспект человеческой деятельности начал формироваться на биологической основе в то же время, как и социальный аспект — на этапе становления человека разумного (HOMO SAPIENS). В зачаточном состоянии мыслительная деятельность присуща некоторым приматам, а также птицам, таким их видам, как вороновые, попугаи, совы. Например, размер мозга вороновых самый крупный среди птиц. Они могут решать довольно сложные задачи, для них характерна такая черта поведения, как оценка ситуации и принятие решения. Городские вороны (а также некоторые животные) иногда используют отдельные посторонние предметы для достижения простой цели. Американские исследователи наблюдали в Новой Каледонии, как вороны доставали из-под коры дерева насекомых, используя просто палочки, лист пандуса, веточку, которую они откусывали так, чтобы получился крючок. В Оксфорде проводили эксперимент: ворона Бетти из разных предметов выбирала крючок, чтобы достать корм из ведерка, опущенного в прозрачный цилиндр. Если ей предлагали орудие (проволоку), не влезавшее в цилиндр, она его сгибала, т. е. самостоятельно решала задачу. По мнению профессора МГУ им. М. В. Ломоносова З. Зориной, вороны способны логически мыслить. Они понимают, что если А больше В, а В больше С, то А больше С. С подобными задачами могут справиться человекообразные обезьяны [4а]. Но только человек в процессе эволюции, в процессе совместной деятельности мог развить способность к мышлению, поднять ее на очень высокий уровень (вершиной можно считать науку, художественное творчество и т. п.), превратив ее в основу самостоятельного вида человеческой жизнедеятельности, что свидетельствует об особой природе человека по сравнению со всеми остальными животными и птицами, другими живыми существами. Это свойство, в свою очередь, оказало очень сильное влияние на развитие самого человека. Вернон Л. Смит, ссылаясь на других исследователей (Pilbeam, 1984, North and Tomas, 1977), отмечает, что люди (Homo erectus), которых можно с культурной и биологической точек зрения отличать от других человекообразных, живут на Земле приблизительно 1,6 млн лет, первобытный человек разумный, Homo sapiens, в частности неандерталец, появился 125 000 лет назад, а анатомически современный человек — около 45 000 лет назад. Исследования показывают, что Homo erectus изготовлял и использовал орудия и, возможно, начал использовать огонь примерно 700 000 лет назад. «Следовательно, — подчеркивает Вернон Л. Смит, — мы можем сказать, что на протяжении всей эпохи своего существования на Земле человек успешно выживал как исключительно умелый охотник. И только недавно, в последние 8—10 тыс. лет (менее 1% времени своего существования на Земле), человек оставил кочевой образ жизни охотника и, поселившись в деревнях, начал выращивать урожай и приручать животных. Трудно переоценить значение этой сельскохозяйственной или первой экономической революции для понимания того, кто мы есть и кем мы стали. Выбрав образ жизни пахаря и пастуха, человек сделал самый важный шаг по лестнице, ведущей к гораздо более сложной специализации, обмену, значительному росту избыточного продукта, возникновению государства и наконец промышленной революции» [5, с. 413]. Многие исследования говорят о том, что занятие охотой требовало значительных знаний и умений, физической выносливости и социальной организации, определенной технологии и разделения видов деятельности, серьезных рисков и высокой мотивации, так как ценность выигрыша и цена ошибки были очень большими. Такие исключительные требования к охотнику могли стать хорошим средством эволюционного отбора и повлиять на развитие интеллекта и генетического фонда, которые способствовали последующему более быстрому созданию современной цивилизации [5, с. 417]. Внимание! Авторские права на книгу "Основы социально-экономической теории развития человека. Монография" (Буланов В.С.) охраняются законодательством! |