История Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.02.2013
ISBN: 9785392024667
Язык:
Объем текста: 419 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

РАЗДЕЛ I Методология россиеведческих исследований. Глава 1 Постсоветское зарубежье как историографическая проблема россиеведения

Глава 2 Российская историческая наука в годы трансформаций и реформ второй половины 1980 - начала 2000-х годов: формирование методологического плюрализма

Глава 3 Регионалистика как область научного знания и направление россиеведческих исследований122

Глава 4 Формирование экспертного знания современного россиеведения

РАЗДЕЛ II Реформы экономических отношений в СССР и Российской Федерации: россиеведческие аспекты современной глобалистики

Глава 1 Россия в глобальном экономическом пространстве (Россия и экономическая глобализация)

Глава 2 Оборонно-промышленный комплекс СССР/РФ в системе национальной безопасности страны

Глава 3 Формирование и развитие энергодиалога Россия - ЕС в 2000-х годах

РАЗДЕЛ III Власть и общество в СССР/РФ: исторические модели взаимодействия. Глава 1 Политическое управление в России: традиции и инновации

Глава 2 От советского общества - к постсоветскому. Основные вехи эпохи перемен 1985-1993 годов

Глава 3 Империя, партии и массы в системе взаимодействия власти и общества в России

РАЗДЕЛ IV Постсоветское зарубежье в контексте современного россиеведения. Глава 1 Россия и страны Центрально-Азиатского региона: проблемы и перспективы взаимодействия

Глава 2 Украина и Россия: актуальные проблемы двусторонних отношений (1991-2009)

Глава 3 Энергетическая стратегия стран Каспийского региона

Глава 4 Сепаратизм на Большом Кавказе: причины, динамика, перспективы

РАЗДЕЛ V Культурная и духовная жизнь СССР/РФ в эпоху перестройки и ее трансформация в современной России

Глава 1 Культурные процессы в Российской Федерации. 1990-2000-е годы

Глава 2 Советские и российские СМИ в процессе становления информационного общества в РФ

Глава 3 Русская православная церковь в постсоветской России на рубеже XX-XXI вв.

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2 Украина и Россия: актуальные проблемы двусторонних отношений (1991-2009)


Распад Союза Советских Социалистических Республик в 1991 г. стал точкой отсчета нового исторического периода для России и Украины, которые с этого времени развивались как два отдельных суверенных государства. Взаимодействие между Москвой и Киевом в 1991—2009 годах являлось важнейшим направлением внешнеполитической, экономической деятельности и культурной жизни обеих стран и, безусловно, останется таковым в дальнейшем. Вместе с тем российско-украинские отношения на протяжении рассматриваемого периода представляли собой сложный комплекс взаимных интересов и противоречий, характеризуясь чередованием положительной и отрицательной динамики.


8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беларусь) президент Украины Л. Кравчук вместе с лидерами Российской Федерации и Республики Беларусь подписал Соглашение, поставившее точку на существовании Советского Союза (СССР) и объявившее о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В документе подчеркивалась приверженность принципам открытости границ и свободы передвижения граждан, а также содержался перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намеревались осуществлять посредством общих координирующих институтов: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков; в области таможенной политики, сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды; участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью. Руководители трех государств также декларировали, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием». Верховный Совет Украины ратифицировал Соглашение с поправками.


Наряду с другими участниками СНГ Киев формально подтверждал приверженность, помимо прочего, к сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства на территории бывшего СССР, хотя применительно к тому периоду правильнее было бы говорить о сохранении существующих экономических связей.


Однако в российско-украинских отношениях практически сразу выявился ряд серьезных проблем, которые оказывали существенное, если не определяющее, влияние как на характер двусторонних отношений, так и на стратегию Киева применительно к проектам, направленным на поддержку и усиление интеграционного потенциала. Главной проблемой стало определение конфигурации украинско-российских отношений.


Украина не могла вести международную деятельность и определять внутриполитический курс, абстрагируясь от российских интересов, в том числе игнорируя российское военное и экономическое присутствие, а также наличие большой доли этнически русского и русскоговорящего населения в целом. Не только российские, но и украинские исследователи признавали, что молодое государство не обладало экономической самодостаточностью, находясь в серьезной зависимости от импорта энергоносителей и экспорта ряда стратегически важных видов продукции, необходимых для полноценной работы ключевых предприятий в различных отраслях украинской промышленности, безальтернативным поставщиком которых в обозримой перспективе могла быть только Российская Федерация.


Сейчас очевидно, что ни Киев, ни Москва не были готовы строить отношения на новых принципах, во многом придерживаясь определенных стереотипов. Для истории Украины первых десятилетий независимости было характерно наличие среди политического бомонда и политически активной части населения в целом большого числа сторонников немедленного утверждения государства в качестве полноценной самостоятельной силы на внешней арене и во внутренней жизни, нередко при отрицании объективных факторов, диктующих необходимость компромиссов. В свою очередь, Россия, охваченная в 1990-е годы напряженной внутриполитической борьбой и острейшими экономическими кризисами, оказалась не способна использовать собственные преимущества для выстраивания целостной модели политического и экономического взаимодействия с Украиной, видя последнюю, как правило, исключительно в роли младшего партнера, который «никуда не денется» при любом развитии событий.


В конце 1991 года — 1992 году в целом сложилась структура органов межгосударственного взаимодействия в рамках СНГ, были приняты многочисленные документы, предусматривающие развитие интеграции по различным направлениям. Но реализации большинства идей, высказанных и оформленных в виде конкретных документов в первые годы существования СНГ, государствам — участникам Содружества добиться не удалось. Российские и украинские политики обвиняли друг друга в нежелании наладить эффективное взаимодействие. Однако основная причина отсутствия ожидаемых результатов заключалась в различных подходах сторон к реальному наполнению деятельности организации.


Многочисленные противоречия, обнаружившиеся в отношениях между Киевом и Москвой в первые годы независимого существования, привели к отказу Украины от полноценного участия в деятельности СНГ. 22 января 1993 г. на заседании Совета глав государств СНГ в Минске был принят Устав Содружества, который Украина отказалась ратифицировать. Содружество изначально представляло собой достаточно рыхлое объединение, не налагающее на его участников строгих обязательств по согласованию своих действий в широком спектре вопросов политического и экономического характера, практически не ограничивающее участия в других международных объединениях и организациях. Поэтому Киев оказался фактически свободен в выборе своего внешнего курса. К началу 2000-х годов специалисты как в России, так и на Украине все чаще стали говорить о том, что СНГ — организация лишь для обеспечения относительно безболезненного «развода» между бывшими братскими советскими республиками, а не интеграционное объединение. Авторитет СНГ как международной интеграционной структуры в общественном сознании Украины также неизменно падал. Так, по данным украинских социологических опросов, в 1991 г. необходимость сближения со странами СНГ поддерживали примерно 40% населения, а в 1999 г. 15%.


Причины напряженных межгосударственных отношений Украины и России коренились, по мнению историков, в объективной сложности разделения единого хозяйственного и общественно-политического пространства, в котором русские и украинцы сосуществовали на протяжении столетий. Особую роль в отношениях между Украиной и другими странами постсоветского пространства, в том числе с Российской Федерацией и Республикой Беларусь, должны были играть многовековые культурные связи, языковая и ментальная общность. По мнению подавляющего большинства российских политиков, представителей научной и образовательной общественности, именно культурная близость братских славянских народов неизбежно должна была стать цементирующей основой любых совместных интеграционных проектов. С этим согласны и украинские исследователи, отмечающие, что «личная породнен- ность населения Украины и России, отсутствие чувства «заграницы» в отношении друг друга рано или поздно будут способствовать утверждению позитивного образа России в украинских верхах и дружественных двусторонних отношений».


Однако в действительности применительно к периоду 1990— 2000-х годов можно говорить только об установлении более-менее прочных культурных связей между приграничными российскими и украинскими (с преимущественно этнически русским и русскоязычным населением) регионами. Характерной чертой первых двух десятилетий существования независимой Украины являлось постепенное увеличение культурно-психологической дистанции со своими соседями на постсоветском пространстве, в особенности с Россией. Это стало следствием проводимой Киевом политики, направленной на усиление национальной украинской компоненты в образовательной, научной и культурной сферах, в средствах массовой информации и публичной жизни в целом.


Доля этнически русского населения сократилась с 22,1% (по данным переписи 1989 г.) до 17,3% (по данным переписи 2001 г.). По мнению исследователей, эта тенденция сохранялась на протяжении 2000-х годов. Москва ожидала, что русский язык на Украине получит официальный статус второго государственного. Однако этого не произошло. До 15 мая 2003 г. русский язык имел статус языка межнационального общения. После ратификации Украиной Европейской хартии региональных языков, подписанной от имени страны 2 мая 1996 г. в Страсбурге, русский язык на Украине получил статус языка национальных меньшинств (согласно ст. 10 Конституции страны).


Украинское руководство ни при Л. Кравчуке, ни при Л. Кучме (хотя во время президентской кампании в 1994 г. он выступал за предоставление русскому языку статуса официального), ни тем более в период президентства В. Ющенко так и не предприняло конкретных шагов, направленных на закрепление особого положения русского языка, что стало одной из причин серьезного охлаждения двусторонних отношений. Данные исследований Национальной академии наук Украины свидетельствуют о сохранении на Украине двуязычия (так, в 2006 г. 38% населения Украины считали русский язык родным, а более 60% подтвердили, что часто им пользуются в повседневном общении), доля населения, владеющего русским языком, неизменно сокращалась. В первую очередь это было обусловлено государственной политикой в сфере образования всех уровней и средств массовой информации, где украинский язык постепенно становился доминирующим, хотя и не вытеснил полностью русский язык, сохраняющий определенные позиции.


Исследователи констатируют, что в западных регионах Украины фактически не осталось русскоязычных школ, в стране год от года усиливалась диспропорция в количестве русскоязычных граждан и русскоязычных дошкольных заведений. Очевидным было также устойчивое снижение количества обучающихся на русском языке в украинских вузах, в том числе и в последние годы (в 2004/05 уч. г. — 20%, в 2006/07 уч. г. — 17% от общего числа обучающихся). При этом особенно серьезное сокращение доли русскоязычного образования и СМИ наблюдалось в западных регионах Украины, в то время как в наиболее населенных и преимущественно русскоговорящих восточных и юго-восточных регионах русский язык сохранял свое значение как равный с украинским, а в некоторых регионах — и основное средство общения.


Болезненным вопросом в отношениях России и Украины стало нарушение единства общей духовной и культурной среды Московского патриархата, до конца 1980-х г. объединяющего всех православных Украины и других бывших советских республик. При активной поддержке украинских политических сил радикально- националистической ориентации была воссоздана Украинская автокефальная православная церковь (наследница Польской автокефальной православной церкви, функционировавшей в западно-украинских землях и ликвидированной как самостоятельная организация советской властью). В июне 1990 г. УАПЦ получила новый Устав и собственного главу — Патриарха Киевского и всей Украины. Юридические права УАПЦ были признаны украинским правительством в 1995 г. В 1991 г., на волне распада СССР, группа священнослужителей УПЦ Московского патриархата во главе с митрополитом Филаретом (Денисенко) выдвинула проект получения канонической автокефалии. Архиерейский собор РПЦ не удовлетворил эту просьбу, Филарет был лишен своего сана. Тем не менее, в июне 1992 г. при содействии высших украинских чиновников, парламентариев федерального и регионального уровня была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата, а Филарет стал ее главой, приняв официальный титул Патриарха Киевского и всей Руси — Украины. В. Ющенко в середине 2000-х годов сделал ряд заявлений о необходимости создания «Поместной православной Украинской церкви», отмечая, что без этого невозможно говорить о «духовной независимости нации». Таким образом, часть украинского населения, принадлежащая к наиболее распространенной на Украине христианской конфессии — православию, оказалась расколота. Оторванность многих прихожан от некогда единой на территории СНГ православной церковной организации полностью соответствовала курсу украинской политической элиты на усиление на-ционального элемента и минимизацию влияния Москвы, включая инициируемые Россией интеграционные идеи, в том числе в сфере духовной жизни.




История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

Россиеведение — это комплексная научная дисциплина, рассматриваемая в рамках магистерского курса по истории. Ее исследование закономерно, потому что кризисное развитие России в отдельные годы постсоветской эпохи стимулировало интерес общественности к более успешным годам советского периода и противоречивому в целом развитию страны в 1991-2009 гг. В данном учебном пособии рассматривается история СССР/РФ в 1985-2009 гг. Учебное пособие дает богатый материал для типологии, моделирования, изучения альтернативных сценариев развития в рамках характеризуемой дисциплины. Для студентов, аспирантов и широкого круга читателей.

249
История Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

История Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

История Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

Россиеведение — это комплексная научная дисциплина, рассматриваемая в рамках магистерского курса по истории. Ее исследование закономерно, потому что кризисное развитие России в отдельные годы постсоветской эпохи стимулировало интерес общественности к более успешным годам советского периода и противоречивому в целом развитию страны в 1991-2009 гг. В данном учебном пособии рассматривается история СССР/РФ в 1985-2009 гг. Учебное пособие дает богатый материал для типологии, моделирования, изучения альтернативных сценариев развития в рамках характеризуемой дисциплины. Для студентов, аспирантов и широкого круга читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения" (Безбородов А.Б.) охраняются законодательством!