История Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.02.2013
ISBN: 9785392024667
Язык:
Объем текста: 419 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

РАЗДЕЛ I Методология россиеведческих исследований. Глава 1 Постсоветское зарубежье как историографическая проблема россиеведения

Глава 2 Российская историческая наука в годы трансформаций и реформ второй половины 1980 - начала 2000-х годов: формирование методологического плюрализма

Глава 3 Регионалистика как область научного знания и направление россиеведческих исследований122

Глава 4 Формирование экспертного знания современного россиеведения

РАЗДЕЛ II Реформы экономических отношений в СССР и Российской Федерации: россиеведческие аспекты современной глобалистики

Глава 1 Россия в глобальном экономическом пространстве (Россия и экономическая глобализация)

Глава 2 Оборонно-промышленный комплекс СССР/РФ в системе национальной безопасности страны

Глава 3 Формирование и развитие энергодиалога Россия - ЕС в 2000-х годах

РАЗДЕЛ III Власть и общество в СССР/РФ: исторические модели взаимодействия. Глава 1 Политическое управление в России: традиции и инновации

Глава 2 От советского общества - к постсоветскому. Основные вехи эпохи перемен 1985-1993 годов

Глава 3 Империя, партии и массы в системе взаимодействия власти и общества в России

РАЗДЕЛ IV Постсоветское зарубежье в контексте современного россиеведения. Глава 1 Россия и страны Центрально-Азиатского региона: проблемы и перспективы взаимодействия

Глава 2 Украина и Россия: актуальные проблемы двусторонних отношений (1991-2009)

Глава 3 Энергетическая стратегия стран Каспийского региона

Глава 4 Сепаратизм на Большом Кавказе: причины, динамика, перспективы

РАЗДЕЛ V Культурная и духовная жизнь СССР/РФ в эпоху перестройки и ее трансформация в современной России

Глава 1 Культурные процессы в Российской Федерации. 1990-2000-е годы

Глава 2 Советские и российские СМИ в процессе становления информационного общества в РФ

Глава 3 Русская православная церковь в постсоветской России на рубеже XX-XXI вв.

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2 От советского общества - к постсоветскому. Основные вехи эпохи перемен 1985-1993 годов


Все страны, вошедшие в стадию индустриального общества, рано или поздно обречены пережить кризис этой социальной системы. Легкость преодоления этого кризиса зависит от способности системы изменяться, от ее гибкости и открытости.


СССР столкнулся с целой группой кризисов. Во-первых, это был кризис сверхдержавы, выразившийся в том, что СССР стал отставать в гонке вооружений, столкнулся с безвыходным положением в Афганистане. Население все сильнее разочаровывалось в достижениях советской экономики, сравнивая их с достижениями стран Запада.


Этот кризис был связан с другим — кризисом «государственного социализма», т. е. государственно-монополистического индустриального общества. Система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для удовлетворения растущих потребностей населения. Люди, которые раньше довольствовались просто добротной одеждой, теперь хотели одеваться модно, население требовало качественных и разнообразных продуктов, а неповоротливая промышленность не могла угнаться за усложнившимися потребностями. Это было одной из причин роста числа дефицитных товаров. Такое положение вызывало недовольство населения. Рост культурного уровня жителей СССР позволял им осознавать опасности, о которых раньше не задумывались. Прежде всего это касается экологической проблемы. Люди хотели не только покупать качественные продукты и товары, но и жить в здоровой окружающей среде.


Одним из проявлений кризиса бюрократизированной индустриальной экономики стал кризис советского сельского хозяйства. СССР по-прежнему производил достаточное количество аграрной продукции, но немалая часть сгнивала при хранении. Выстраивались огромные очереди за дефицитными продуктами.


Третий кризис, который стал одной из причин Перестройки, — кризис авторитарной политической системы. Советские люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления, тем более что коммунистическая идеология объявляла, что в СССР существует демократия и народ является хозяином страны. Постепенно сформировались элементы гражданского общества — самостоятельные от власти общественные течения. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция.


Социально-политические противоречия накладывались на этнонациональные.


Революционные преобразования вызрели в обществе. Но партийные лидеры сумели своевременно возглавить движение народа к переменам, провозгласив перестройку.


Вскоре после своего прихода к власти Горбачев 23 апреля 1985 г. собрал пленум ЦК, на котором объявил основы своей политики. Продолжая курс Андропова, Горбачев настаивал на ускорении развития СССР, и его политика получила название «ускорение». Генсек особенно подчеркнуть связь своей политики с Андроповым: «Благодаря активной работе партии, начиная с 1983 г., удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку». Вслед за Андроповым Горбачев указывал на традиционные резервы ускорения, прежде всего на укрепление дисциплины. Однако наряду с этой бюрократической рекомендацией большое внимание в речи было уделено «активизации человеческого фактора» и «неуклонному расширению участия трудящихся в управлении». Горбачев считал, что начатый Андроповым эксперимент принес положительные результаты. Учитывая ограниченность эксперимента, Горбачев собирался постепенно расширять товарно-денежные отношения и в конечном итоге полностью перевести большинство предприятий на самоокупаемость, доводя хозрасчет почти до ста процентов. Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая поможет улучшить качество продукции до уровня капиталистических стран. Проводилось укрупнение ведомств (прежде всего в агропромышленной сфере).


На этом этапе реформы проводились авторитарно. Горбачев вывел из руководства своих противников Романова и Тихонова. Председателем Совета Министров стал сторонник Горбачева Н. Рыжков. Отдел пропаганды ЦК КПСС возглавил А. Яковлев. Московский горком партии возглавил Б. Ельцин.


В 1985-1987 годах продолжались широкие репрессии против коррупционеров. Если в 1980 г. было выявлено 6024 взятки, а в 1983 г. - 8568, то в 1985 - уже 10 561 (т. е. на 75,3% больше, чем в 1980 г.), а в 1986 г. - 11 408 (на 8% больше, чем в 1985 г.). В 1987 г. происходит снижение этого количества до 7848. При этом коэффициент преступности в большинстве республик, включая Узбекистан, где деятельность правоохранительных органов приобрела наибольшую известность, укладывался в 20-26 на 100 тыс. жителей. Больше этого были показатели в России (38,2) и Белоруссии (31,7), а безусловным рекордсменом был Казахстан (57,7). Таким образом, реальная статистика преступности не совсем соответствовала географии публичных разоблачений, которые переросли в широкую кампанию. Несмотря на то что арестовывались тысячи людей, криминальный капитал сохранялся. «Дела» по коррупции часто носили демонстрационный характер, доказательная база следствия была неудовлетворительной. Аресты реальных и мнимых взяточников вызывали энтузиазм среди населения и недовольство в среде чиновничества.


Горбачев вынужден был постоянно учитывать опасность консервативного переворота. В то же время население демонстрировало Горбачеву свою поддержку. Толпы восторженных людей окружали Горбачева во время его поездок и призывали Генсека проводить преобразования более активно. В этих условиях Горбачев стал склоняться к идее демократизации, т. е. более широкого привлечения простых граждан к политике, чтобы можно было в случае необходимости противопоставить поддержку «низов» консервативной части партийного аппарата.


В феврале 1986 г. собрался очередной XXVII съезд КПСС, который должен был принять новую редакцию программы партии. Со времен Хрущева программа значительно устарела. Из нее пришлось исключить утопические положения о близком наступлении коммунизма. Горбачев включил в программу также свои излюбленные положения об «экономических» (т. е. рыночных) методах руководства экономикой и об «ускорении». Но наибольший интерес в стране и мире вызвала та часть доклада Генсека, где он сформулировал основные направления политики реформ, которая была названа перестройкой.


Если необходимо перестраивать, значит что-то построено неверно, не так, как требуется. «По достоинству оценивая достигнутое, руководство КПСС считает своим долгом честно и прямо сказать партии и народу о наших упущениях... В течение ряда лет, и не только в силу объективных факторов, но и причин прежде всего субъективного порядка, практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались. Инертность, застылость форм и методов управления, снижение динамизма в работе, нарастание бюрократизма — все это наносило немалый ущерб делу. В жизни общества начинали проступать застойные явления. Ситуация требовала перемен, но в центральных органах, да и на местах, начинала брать вверх своеобразная психология: как бы улучшить дела, ничего не меняя. Но так не бывает, товарищи. Как говорят — остановишься на миг — отстанешь на версту». Таким образом, Горбачев видит причину отставания в самом факте неизменности общества. Он еще точно не знает, как его изменять, но уверен, что как-то менять необходимо. Главные противники — бюрократизм и косность.


Планы преобразований предполагали рост темпов развития производства, прежде всего машиностроения, и его техническую модернизацию (ускорение), усиление самостоятельности предприятий и углубление рыночных отношений (самоуправление и хозрасчет), расширение информированности общества о положении в стране и мире (гласность), привлечение граждан к участию в политической жизни при сохранении однопартийной власти КПСС (демократизация), улучшение отношений с капиталистическими странами на основе равноправия и открытости (новое мышление). Было прекращено уголовное преследование инакомыслящих. Нарушение демократических норм, отсутствие гласности и командно-административные (а не рыночные) методы руководства экономикой Горбачев считал причинами «застоя», бюрократизации, которые в докладе подверглись резкой критике. Доклад Горбачева вызвал большие надежды, но реально за провозглашением основных идей перестройки не последовало решительных действий. К концу 1986 г. это стало вызывать разочарование.


Одновременно с преобразованиями внутри страны Горбачев пытался добиться улучшения отношений со странами Запада. До некоторой степени стимулировав начало преобразований в СССР, внешнеполитические трудности заметно сократили средства на их проведение. Таким образом, геополитическая ситуация затруднила (а тем самым и затянула) экономические реформы и способствовала обострению более поздних социальных столкновений — неизбежных в любом случае, но в других масштабах и формах. Внешние факторы играли не только стимулирующую, но и сдерживающую роль в отношении реформ, доминирующие причины которых лежали все же внутри страны.


В 1987 г. путем частичных уступок Горбачеву удалось урегулировать ракетный кризис. В мае 1988 г. президент Р. Рейган прибыл с визитом в Москву.


Экономические реформы задерживались и из-за трагических обстоятельств чернобыльской катастрофы, произошедшей 26 апреля 1986 г. На атомной электростанции в Чернобыле взорвался один из реакторов. Радиоактивными материалами были заражены обширные пространства Белоруссии, Украины и России. Смертельная угроза нависла над миллионами людей. Здоровью значительной части пострадавших был нанесен большой ущерб. Борьба с последствиями аварии потребовала огромных усилий и материальных затрат в размере более 8 млрд руб. Несмотря на то что авария во многом была случайной, она имела и важную предпосылку — веру в безопасность атомной энергетики и стремление решить проблемы страны с помощью технических инноваций, внедряемых без оглядки на подготовленность социальных условий научно-технического рывка. В условиях ускорения поощрялись смелые эксперименты. Один из них и привел к аварии.


27 января 1987 г. Горбачев выступил на пленуме ЦК с речью, где провозгласил начало более решительных преобразований. Генсек подверг резкой критике ведомственную бюрократию. Власть ведомств над предприятиями значительно ограничивалась.


30 июня 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, который предоставлял заводам и фабрикам широкую хозяйственную самостоятельность. Авторы этой реформы учитывали опыт 60-х годов и справедливо опасались бесконтрольности руководителей предприятий. Поэтому учреждались советы трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями по контролю за работой директоров и определению стратегии предприятий. Сами руководители должны были избираться трудовыми коллективами и могли сменяться, если их работа будет неэффективной и отрицательно скажется на заработках работников. Такое самоуправление должно было превратить работников в хозяев предприятий, заинтересовать их в самоотверженном труде и в то же время обеспечить хозяйствование именно на благо самих работников.


Однако система советов на большинстве предприятий не заработала, так как они действовали под твердым контролем администрации, партийной и профсоюзной организаций, которые по-прежнему принимали важнейшие решения. Установив свой контроль над советами и освободившись от опеки вышестоящих ведомств, партийно-хозяйственная администрация стала практически бесконтрольной.


Чтобы поставить предприятия-монополисты в условия конкуренции и тем самым сбить цены и заставить работников предприятий работать более эффективно, в 1987 г. реформаторы разрешили развитие негосударственных промышленных и торговых предприятий. Считалось, что это не нарушает принципы коммунистической идеологии, так как новые хозяйственные организации назывались кооперативами. Но в действительности кооперативами такие организации были только первоначально, когда все участники вместе трудились. Законодательство не защищало прав работников кооператива, и, накопив средства, хозяева нанимали работников, и кооперативы превращались в обычные капиталистические предприятия.


Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980—1985 годах упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 г. вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки). На прилавках появились более дорогие, но и более качественные товары. Однако в конце 1988 г. резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988—1989 годах впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать.


Реформаторам не удалось найти оптимального сочетания социальных гарантий и рыночной экономики. Произошло сращивание капитала кооператоров (отчасти криминализированного) с возможностями бесконтрольного директорского корпуса и коррумпированной части бюрократии. Через частные организации стали перекачиваться финансовые средства государственных предприятий и ведомств. Таким образом, оживление рынка в условиях, когда государственный и частный «карманы» не были разделены, приводило к разворовыванию государственной собственности и экономическому «обескровливанию» государственных предприятий. Бюрократическое регулирование рынка было неэффективным в силу некомпетентности и коррупции. Постепенно консервативная часть чиновников, не готовая работать в новых условиях, стала выступать за прекращение рыночных реформ. Но те слои бюрократии, которые уже обрели заинтересованность в начавшемся разделе государственной собственности, продолжали настаивать на углублении преобразований, грозивших гибелью старой партийной номенклатуре.


Половинчатость реформы 1987 г. имела тяжелейшие социально-экономические последствия. Происшедшая «революция менеджеров» (характерный и для западного общества переход распоряжения собственностью из рук собственников в руки управленцев) не дала положительного экономического эффекта, так как директора, освобождаясь от подчинения бюрократии, не были подчинены дисциплинирующей среде рынка. Они сохраняли доступ к практически даровым ресурсам, государство оплачивало неудачи предприятий и произведенную ими некачественную продукцию. Зато директора получили возможность перекачивать ресурсы предприятий через «кооперативные» структуры в собственный частный бизнес. В 1988— 1990 годах началось формирование номенклатурной буржуазии. Однако на этом этапе буржуазия еще была далека от сплоченности. Директора были вынуждены оглядываться на интересы коллектива, сохранявшего некоторые полномочия по контролю за администрацией. Кооператоры искали «крышу» в партийных и государственных структурах, подчиняя свое поведение воле номенклатурных кланов. Сами номенклатурные кланы вели борьбу за контроль над ресурсами. В этих условиях исход схватки в элите во многом зависел о того, насколько в эту борьбу смогут вмешаться массы населения, насколько реформа перерастет в революцию.




История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

Россиеведение — это комплексная научная дисциплина, рассматриваемая в рамках магистерского курса по истории. Ее исследование закономерно, потому что кризисное развитие России в отдельные годы постсоветской эпохи стимулировало интерес общественности к более успешным годам советского периода и противоречивому в целом развитию страны в 1991-2009 гг. В данном учебном пособии рассматривается история СССР/РФ в 1985-2009 гг. Учебное пособие дает богатый материал для типологии, моделирования, изучения альтернативных сценариев развития в рамках характеризуемой дисциплины. Для студентов, аспирантов и широкого круга читателей.

249
История Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

История Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

История Безбородов А.Б. История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения

Россиеведение — это комплексная научная дисциплина, рассматриваемая в рамках магистерского курса по истории. Ее исследование закономерно, потому что кризисное развитие России в отдельные годы постсоветской эпохи стимулировало интерес общественности к более успешным годам советского периода и противоречивому в целом развитию страны в 1991-2009 гг. В данном учебном пособии рассматривается история СССР/РФ в 1985-2009 гг. Учебное пособие дает богатый материал для типологии, моделирования, изучения альтернативных сценариев развития в рамках характеризуемой дисциплины. Для студентов, аспирантов и широкого круга читателей.

Внимание! Авторские права на книгу "История СССР/РФ в контексте современного Россиеведения" (Безбородов А.Б.) охраняются законодательством!