История Ред. Безбородов А.Б. История России в новейшее время 1985-2009 гг. Учебник

История России в новейшее время 1985-2009 гг. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.06.2017
ISBN: 9785392011537
Язык:
Объем текста: 494 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От авторов

Введение

Глава 1. Советский Cоюз. Последние годы существования (1985—1991 гг.). § 1. Накануне реформ

§ 2. Перестройка экономики и управления

§ 3. Реформа советской политической системы

§ 4. Демократизация общественной жизни

§ 5. Внешнеполитические инициативы советских реформаторов и их результаты

§ 6. Децентрализация власти КПСС. Распад СССР

Глава 2. Экономические реформы в России 1992—2009 гг. и их социальные результаты. § 1. 1992—1993 Гг. «Прыжок» в капитализм

§ 2. Социально-экономическая политика правительства в 1994 — первой половине 1998 г. Итоги приватизации

§ 3. Социально-экономическое развитие России. 2000—2009 Гг.

§ 4. Российское общество. Социальные результаты реформ 1990-х — 2009 г.

§ 5. Формирование курса развития России накануне и в эпоху глобального финансово-экономического кризиса. 2000—2009 Гг.

Глава 3. Формирование нового политического режима. § 1. Государственная Дума и Президент России. 1992—1999 Гг.

§ 2. Стабилизация власти. 2000—2008 Гг.

§ 3. Общественно-политическая жизнь. 1992—2008 Гг.

Глава 4. Реформы федеративного устройства многонациональной России. § 1. Формирование новой федерации. 1992—2009 Гг.

§ 2. Многонациональная Россия в условиях реформ

Глава 5. Культурные и духовно-нравственные ориентиры России. 1992—2009 Гг.. § 1. Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе

§ 2. Российское образование в условиях реформирования

§ 3. Литература и искусство: между соцреализмом и постмодернизмом

§ 4. Средства массовой информации в системе коммуникаций современной России

§ 5. Наука в условиях реформирования

Глава 6. Россия в глобальных процессах. 1992—2009 гг.. § 1. Динамика глобальных процессов и структура внешней политики России

§ 2. Новый внешнеполитический курс постсоветской России в первой половине 1990-х гг.

§ 3. Поворот к политическому реализму во второй половине 1990-х гг.

§ 4. Внешняя политика России в 2000—2008 гг.: глобальные и региональные стратегии

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 3. Литература и искусство:
между соцреализмом и постмодернизмом


Становление новой российской государственности и новых социально-экономических отношений служило материалом и для современной российской литературы и искусства.


Важными факторами влияния на содержание творческих процессов стали следующие.


Во-первых, естественная смена творческих элит. В 1992-2008 гг. из российской литературы и искусства ушли: лауреат Нобелевской премии поэт И. А. Бродский и писатель А. Солженицын, писатели Л. М. Леонов, С. П. Залыгин, В. А. Астафьев, Б. Ш. Окуджава, Ч. Т. Айтматов; кинорежиссеры С. И. Параджанов, Л. И. Гайдай, С. Ф. Бондарчук, А. Г. Зархи, А. М. Згуриди, Л. Кулиджанов; любимейшие артисты театра и кино А. Г. Абдулов, О. И. Борисов, Н. А. Крючков, Е. П. Леонов, Е. А. Лебедев, Р. А. Быков, И. М. Смоктуновский, З. Е. Гердт, Е. А. Евстигнеев, Т. И. Пельтцер, Е. Н. Гоголева, И. С. Козловский, Г. С. Уланова; музыканты и композиторы С. Т. Рихтер, Г. В. Свиридов, А. Г. Шнитке, Е. Ф. Светланов, Н. В. Богословский, М. Л. Ростропович; театральные деятели, возглавлявшие столичные театры и творческие коллективы, О. Н. Ефремов, С. В. Образцов, Н. И. Сац, Ю. В. Никулин, И. А. Моисеев, В. Б. Дударова и др.


Во-вторых, среди писателей и других творческих работников по-прежнему оставалось много приверженцев реализма (В. Астафьев, Г. Бакланов, Б. Васильев, В. Распутин, А. Солженицын и др.).


В-третьих, на смену шла новая молодая творческая элита. Ей предстояло освоить смысл происходящих общественных перемен, завоевать любовь россиян. Более всего новая творческая элита стремилась развить ранее запрещаемое наследие, в особенности модерн. Подчеркивалось стремление модерна к индивидуализму. Его творческий взлет остановили большевики ставкой на социалистический реализм. Начало 1990-х гг. ознаменовалось усилением внимания к раскрытию духовного содержания российского модерна. Искусство и литература обратились к смыслу модерна начала XX в. для использования в современных условиях. Актуализация философского содержания шедевров модерна 1920-х гг., освоение их роли в мировой сокровищнице свидетельствовали и о переосмыслении утопических устремлений авангардизма. Широко отмечалось 200-летие со дня рождения А. Пушкина.


В-четвертых, в Россию стали возвращаться знаменитые диссиденты-шестидесятники. В 1992 г. из ФРГ вернулся писатель В. Н. Войнович. В 1994 г. возвращается А. И. Солженицын. Прилетев 27 мая во Владивосток, он проехал через всю Россию. 21 июля Солженицын прибыл в столицу. В октябре он выступает с резкой критикой политического курса Б. Н. Ельцина, продолжая и углубляя ее в цикле передач на ОРТ. В 1999 г. возвращается А. А. Зиновьев. Постоянно живут и создают свои произведения в России писатель В. П. Аксенов, скульптор Э. И. Неизвестный.


Освобождаясь от социалистического реализма, переоценивая модернизм, художественная культура спешно осваивала постмодернистские тенденции. Для них характерна интерпретация культуры как расширяющегося понимания себя, конструктивной критики классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления. Постмодернизму присуще использование имитации, культурной мутации, использование массового искусства и коммерческой культуры для обогащения культурной сферы.


В рамках постмодернизма новая художественная элита стремилась соединить несоединимое: обращалась к художественным традициям, осмысливала их в форме гротеска и иронии. Усилилось внимание к взаимодействию старых и новых стилей, сочетанию имитаций жизни с реальными жизненными процессами.


Сохранялась надежда на переустройство общества посредством литературы и искусства, на разрушение социальных стереотипов созданием новых художественных форм, нового художественного языка. Однако подмены искусства философией, религией или политикой не произошло. В полемической форме художники-нонконформисты продолжали противопоставлять себя прежней традиции соцреализма. А. Шнитке написал оперу «Жизнь с идиотом». С. Губайдуллина создала произведения «Два пути», «Посвящение Марии и Марфе» (1999 г.), в которых доминировала идея столкновения и взаимодействия антитез, Вечного Божественного смысла и горизонтали реальной жизни. Она удостоена медали Гете в 2000 г., премии «Триумф» в 2006 г. Популярный российский художник М. Шемякин удостоен в 1993 г. Государственной премии Российской Федерации. Он считал себя учеником П. Филонова. Развивая философско-культурологические опыты учителя, его антиурбанистический пафос и неопримитивистскую архаизацию образов, М. Шемякин трактовал бытие как вечный карнавал, лихой и зловещий, диагностируя социальный и нравственный распад советского общества. Он иллюстрировал прозу Ю. Мамлеева, стихи В. Высоцкого. Творчество другого лауреата Государственной премии РФ, скульптора Э. Неизвестного, раскрывает порыв человеческого духа, гуманизацию мира науки и техники. Художники-нонконформисты (композиторы А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдуллина, художник М. Шемякин, писатели В. Пелевин, Ю. Мамлеев, кинорежиссеры А. Герман и А. Сокуров и др.) не стремились стать активной частью политико-культурного истеблишмента.


Наиболее яркие представители постмодерна в 1990-е гг. проживали в Европе и в Америке. Их художественная стратегия и тактика были нерешительными, тем более не анархически-бунтарскими, как на заре XX в. Исключение составлял эпатирующий В. Сорокин. Правда, им удалось возобновить международные контакты художественной элиты, ввести новые принципы взаимодействия искусств (изобразительного, музыкального, театрального, кино).


Как и общественное сознание в целом, новая творческая элита много внимания отводила актуализации российской истории. Фактически все виды литературы и искусства использовали прошлое, чтобы выразить свое отношение к развивающимся переменам.


Весной 1998 г. на Каннском фестивале был показан фильм А. Германа «Хрусталев, машину!». В нем смерть И. Сталина представлена в сюрреалистической манере, когда прошлое подается через настоящее. В 1999 г. А. Сокуров снимает фильм «Молох», в 2001 г. — «Телец» о внутреннем мире Гитлера и Ленина. На 56-м кинофестивале в Каннах (2003 г.) приз «Фипресси» присужден его фильму «Отец и сын». В 2007 г. приз за лучшую мужскую роль присужден российскому актеру К. Лавроненко, сыгравшему в фильме «Изгнание» А. Звягинцева. В 2009 г. Каннский фестиваль «Все кинематографии мира» откроется Днем России «как наиболее динамично развивающейся кинематографии мира». Отобраны три полнометражных фильма («Космос как предчувствие» А. Учителя, «Пыль» С. Лобана, «Девятая рота» Ф. Бондарчука).


Наиболее наглядно постмодернизм проявил себя в изобразительном искусстве, получившем название соц-арта, направления в советском и постсоветском искусстве визуального толка, основанного на обыгрывании реалий и знаков социалистического мира. Полотна художников этой школы представляют собой коллаж, где причудливо сочетаются советская символика (знамя и герб СССР, серп и молот, изображения Ленина-Зюганова, Сталина, Хрущева) и символика Запада (доллар, статуя Свободы, кока-кола, лики поп-звезд). Из писателей к этому направлению примыкают Д. Пригов, И. Кабаков, В. Сорокин.


Скрытая суть прошлого времени, ее сложная перспектива позволяли зрителю увидеть опасность искренних заблуждений о мифах времени, начать процесс самоотождествления с современностью «изнутри».


Однако эстетической революции, которая разрушила бы прежние эстетические предпочтения общества, в России в 1992—2009 гг. не произошло. Основной потребитель стиля постмодерна — средний класс — лишь нарождался и укреплял социальные позиции. В целом литература и искусство решали более приземленные проблемы. Их отличают три основные черты: 1) коммерциализация; 2) деидеологизированность; 3) ориентация на западную массовую культуру.


В литературе в стиле постмодернизма пишут современные писатели В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин и др. Высокая литература для массового читателя оказалась излишне формально изощренной. Не появилось и произведений, в которых мысль о России, ее культуре стала бы главной художественной идеей. Постмодернистские писатели 1990-х гг. не создали образ положительного героя.


Коммерциализация и ориентация на западную массовую культуру проявились в массовой («низовой») литературе. Эта литература помогала человеку адаптироваться к происходящим переменам, отражала и создавала социальные мифы, воплощала мечты или страхи, подсказывала алгоритмы и мотивацию поведения в повседневной жизни. Она же несла упрощенные представления о достижении коллективно значимых целей или ценностей. Ни те, ни другие, ни их специфика не обсуждались. Казалось, от величественных дефиниций «самая читающая страна в мире» происходил переход к чтению как «способу времяпрепровождения». Но писатели и критики заговорили о «времени, затерявшемся в пространстве». Книга десакрализировалась, перестала быть объектом престижа. Уходила традиция собирания и хранения книг в домашних квартирах как часть мировой книжной культуры. Критики предсказывали конец эпохе массового чтения. Появились книги интерьерные: роскошно изданные мемуары с золотым тиснением, альбомы, для чтения, по сути, не рассчитанные, CD-RОМ с полным собранием картин С. Дали, П. Пикассо, мировых музейных собраний, модных выставок. Книга превращалась в источник образов. Но большим успехом пользовалась и справочная литература, словари для оперативного пользования, отражавшие процесс приспособления к меняющемуся миру. Однако исчезала специфика культурного российского сообщества, утрачивался общий язык нации.


Деидеологизация выразилась в разработке специальных издательских проектов, стремящихся заполнить нишу, которую не могла заполнить «высокая литература».


В постмодернистской литературе отсутствовало романтически-приподнятое, сказочное начало. Образ положительного героя появился в «низовой» литературе: у А. Марининой, Д. Донцовой, П. Дашковой и др. А. Маринина в 1997 г. стала самым издаваемым и продаваемым в стране автором. Ее книги напоминали читателю жизнь инженера и гуманитария середины 1980-х гг. — прекрасное и разностороннее образование, трудная, низкооплачиваемая, но в лучшие моменты вдохновенная работа, проблемы с бытом. Знакомые обстоятельства жизни «новых бедных» привлекали читателей стремлением понять истоки и причины собственных неудач.




История России в новейшее время 1985-2009 гг. Учебник

В учебнике рассмотрены основные события истории Советского Союза и Российской Федерации в 1985—2009 гг. Авторы дают широкую картину социально-экономического, политического, внешнеполитического и культурного развития СССР, истоков и причин его распада, становления Российской Федерации в 1990-х — начале 2000-х гг., противоречивости российского общества, сложности идущих в нем демократических процессов, анализируют содержание революционных, модернизационных и антикризисных проектов как системных факторов в развитии общества и государства. Учебник написан на основе научной, исследовательской и специальной литературы, данных социологических опросов, справочников, мемуаров, экспертных изданий, периодической печати, интернет-ресурсов. Авторы также учитывали различные точки зрения, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, на страницах которых уже предпринимались попытки осветить главные проблемы последних лет существования СССР и первых лет жизни нового Российского государства. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_rossii_v_noveyshee_vremya_1985_2009_gg_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
История Ред. Безбородов А.Б. История России в новейшее время 1985-2009 гг. Учебник

История Ред. Безбородов А.Б. История России в новейшее время 1985-2009 гг. Учебник

История Ред. Безбородов А.Б. История России в новейшее время 1985-2009 гг. Учебник

В учебнике рассмотрены основные события истории Советского Союза и Российской Федерации в 1985—2009 гг. Авторы дают широкую картину социально-экономического, политического, внешнеполитического и культурного развития СССР, истоков и причин его распада, становления Российской Федерации в 1990-х — начале 2000-х гг., противоречивости российского общества, сложности идущих в нем демократических процессов, анализируют содержание революционных, модернизационных и антикризисных проектов как системных факторов в развитии общества и государства. Учебник написан на основе научной, исследовательской и специальной литературы, данных социологических опросов, справочников, мемуаров, экспертных изданий, периодической печати, интернет-ресурсов. Авторы также учитывали различные точки зрения, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, на страницах которых уже предпринимались попытки осветить главные проблемы последних лет существования СССР и первых лет жизни нового Российского государства. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_rossii_v_noveyshee_vremya_1985_2009_gg_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История России в новейшее время 1985-2009 гг. Учебник" (Ред. Безбородов А.Б.) охраняются законодательством!