Юридическая Под ред. Близнеца И.А. Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография

Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.03.2017
ISBN: 9785392234066
Язык:
Объем текста: 688 стр.
Формат:
epub

Оглавление

К читателю

Часть первая. Интеллектуальная собственность. Общие положения. Глава 1. Развитие доктринальных и законодательных основ интеллектуальной собственности

Глава 2. Международная система охраны ИС

Глава 3. Государственные, межгосударственные, негосударственные и иные органы, осуществляющие регулирование в сфере ИС

Часть вторая. Авторское право и смежные права. Глава 4. Современное состояние охраны авторского права на национальном уровне

Глава 5. Особенности охраны авторских прав в отдельных случаях

Глава 6. Правовое регулирование доменных имен

Глава 7. Управление имущественными авторскими и смежными правами на коллективной основе

Часть третья. Право промышленной собственности. Глава 8. Современное состояние патентного права в Российской Федерации

Глава 9. Тенденции и индикаторы правовой охраны товарных знаков в современном мире

Глава 10. Особенности охраны иных объектов интеллектуальной собственности

Глава 11. Контрафакция и пиратство как комплексное социально-экономическое явление

Глава 12. Система защиты прав на объекты ИС

Часть четвертая. Управление ис. Глава 13. Системный подход к управлению ИС

Глава 14. Практические аспекты управления ИС на различных уровнях экономики

Глава 15. Коммерциализация объектов ИС



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Часть вторая.
Авторское право и смежные права


Глава 4.
Современное состояние охраны авторского права на национальном уровне


4.1. Авторское право в системе ИС


Современное законодательство об ИС обеспечивает охрану разнородных групп объектов, представляющих собой РИД или условно приравниваемые к ним СИ юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Признаваемые и охраняемые в РФ объекты ИС, перечень которых содержится в ст. 1225 ГК РФ, условно могут быть классифицированы на несколько групп: объекты авторских и смежных прав, объекты патентного права, СИ, нетрадиционные объекты ИС.


Объекты ИС, входящие в различные группы, имеют, как правило, мало общего между собой, однако определенной степенью формального сходства отличается правовое регулирование связанных с их созданием и использованием правоотношений, что и обусловило возможность объединения такого регулирования в рамках общего правового института. Так, на все указанные объекты закрепляются особые «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК РФ), включающие исключительное право, позволяющее разрешать или запрещать их использование. Такие права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен объект ИС, а передача такого носителя, за исключением специально предусмотренных законодательством случаев, не означает перехода прав на выраженный в нем объект ИС (ст. 1227 ГК РФ).


Основной задачей авторского права и смежных прав обычно признается стимулирование деятельности по созданию и использованию произведений, а задачей смежных прав — обеспечение использования объектов, как правило, тесно связанных с использованием произведений (исполнений, фонограмм, вещания вещательных организаций и др.). Аналогичная по своей сути задача в отношении «технических» новшеств ставится перед патентным правом. Предполагается, что лица, выходящие на рынок с художественными, техническими или иными новинками, несут дополнительные затраты на обеспечение их создания и первоначального продвижения. Для того, чтобы стимулировать инвестиции в технические и художественные новации, необходимым было признано закрепление особого правового механизма — исключительных прав, гарантирующих в течение определенного срока монопольное положение их обладателей и позволяющих им разрешать или запрещать использование произведений или изобретений.


Для иллюстрации различий между авторским правом и патентным правом зачастую используют следующий условный подход. Основной ценностью произведений, как правило, является форма их выражения, которую и призвано охранять авторское право. Множество авторов независимо друг от друга могут отразить одни и те же сюжеты, идеи, факты в различной форме, при этом каждое из независимо созданных ими произведений автоматически в силу его создания получит авторско-правовую охрану. Точно так же множество изобретателей могут независимо друг от друга найти одно и то же решение технической задачи, однако наиболее ценным при этом будет не форма выражения такого решения, а само его содержание. Охрана патентным правом будет при этом предоставлена только тому решению, которое будет первым зарегистрировано в качестве изобретения, для чего оно должно соответствовать законодательно установленным критериям (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), пройти экспертизу, получить охрану в результате признания со стороны государства путем выдачи патента. Любое лицо сможет свободно описывать найденное техническое решение, причем такие описания могут создаваться независимо друг от друга и охраняться авторскими правами как произведения, однако использовать зарегистрированное изобретение будет возможно только с разрешения патентообладателя. Следует отметить, что подход, основанный на рассмотрении авторского права как правового механизма, обеспечивающего охрану «формы», и патентного права в качестве обеспечивающего охрану «содержания», является условным и имеет только иллюстративное значение.


На практике современное авторское право нередко оказывается тесно связано с иными правовыми институтами ИС. Так, для использования произведений, их частей или персонажей из них в качестве товарных знаков необходимо получение согласия от авторов таких произведений или их правопреемников, сложные вопросы могут возникать при рассмотрении вопросов соотношения охраны произведений декоративно-прикладного искусства и промышленных образцов. Авторское право и смежные права образуют сложную систему правовых норм, устанавливающих определенные виды прав, исключения из них, исключения из исключений, а также дополнительные права в отношении отдельных видов объектов или определенных способов их использования.


4.2. Произведение как объект авторского права


В соответствии со ст. 1259 ГК РФ, объектами авторских прав признаются произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения и достоинства, а также способа выражения. Авторские права распространяются также на части произведений, если по своему характеру они могут быть признаны результатами творческого труда и выражены в объективной форме (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).


Понятие «произведение» в законодательстве не раскрывается, отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву. Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением — объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю, исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.


Объектами авторского права (ст. 1259 ГК РФ) могут признаваться только произведения науки, литературы и искусства, которые представляют собой результаты творческой деятельности, то есть «духовной интеллектуальной деятельности, в результате которой человек раскрывает свою индивидуальность, и создает качественно новый, ранее не существовавший результат», «такой результат является неповторяемым… при параллельном творчестве лиц, работающих независимо друг от друга». Аналогичные мнения по вопросу отграничения понятия произведения от иных нематериальных результатов человеческой деятельности неоднократно выражалось специалистами: «Авторское право не охраняет те результаты, которые могут создаваться разными лицами, работающими независимо друг от друга, параллельно»; «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, во-первых, являющиеся результатом творческой деятельности, во-вторых, существующие в какой-либо объективной форме. Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права»; «Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам».


Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.


Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, то есть отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию «объективной новизны» в случае, если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признает возможность предоставления охраны даже при наличии «субъективной новизны», то есть при недоказанности заимствования автором значимых элементов ранее созданного произведения или отсутствии доказательств возможности такого заимствования.


Однако в последние годы критерий оригинальности утратил определяющее значение при определении возможности авторско-правовой охраны произведения в связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ». В п. 28 указанного Постановления разъясняется, что «при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, РИД предполагаются созданными творческим трудом». В абзаце третьем указанного пункта отмечается, что «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».


ГК РФ ограничивается только указанием на то, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований. Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, то есть автор не обязан доказывать «качество» произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т. д.


Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того, чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, то есть стать доступным для восприятия других людей. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например, лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т. п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.


В п. 1 ст. 1259 ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений — объектов авторских прав: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, другие произведения. Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т. д. По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.


Наряду с указанными в перечне видами произведений в ст. 1259 ГК РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как программы для ЭВМ, базы данных, производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений, составные произведения, представляющее собой результат творческого труда по подбору и расположению материала, к числу которых могут относиться сборники, энциклопедии, упомянутые выше базы данных, интернет-сайты (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).


Специфика такого объекта авторских прав, как компьютерные программы (программы для ЭВМ), побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно «приравняв» их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений (ст. 1261, 1262 и 1270 ГК РФ).


Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений. К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и проч., но только при условии, что они представляют собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом, алфавитном или ином известном порядке и т. д.


В 2014 г. в число примеров составных произведений, приводимых в п. 2 ст. 1260 ГК РФ, были включены «Интернет-сайты». Охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав. Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т. д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ (пп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью.


Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, то есть их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. В то же время следует учитывать, что ГК РФ ввел дополнительно специальную охрану баз данных в качестве объектов смежных прав, при этом возможность предоставления охраны ставится в зависимость от соблюдения иных критериев и не зависит от наличия творческого характера деятельности по созданию базы данных.


Несмотря на то, что современное законодательство не содержит определения понятия «произведения» как объекта, охраняемого авторским правом, в нем специально указывается, на какие объекты авторские права не распространяются. Так, общепризнанным является тот факт, что авторское право не охраняет идеи. Охрана может предоставляться только в отношении конкретной формы выражения той или иной идеи, например, статьи, лекции, книги, афоризма, художественного изображения и т. д., однако сами по себе «идеи», не получившие конкретного воплощения, авторским правом охраняться не будут. Пункт 5 ст. 1229 ГК РФ содержит специальное разъяснение о том, что с помощью авторского права не могут охраняться «идеи», «факты» и иные аналогичные объекты («идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования») безотносительно к форме их выражения.


Приведенный в законодательстве перечень может быть расширен. Например, авторско-правовая охрана не распространяется на сюжеты произведений, правила игр и т. д. Разумеется, при применении данных положений следует проявлять некоторую разумную осторожность: если может быть доказано заимствование в новом произведении каких-либо существенных охраняемых авторским правом частей ранее созданного другим автором произведения, то налицо нарушение прав автора ранее созданного произведения. Таким образом, не будет охраняться авторским правом концепция или методика, но описание концепции или изложение методики может признаваться произведением, охраняемым авторским правом. На один и тот же сюжет при отсутствии заимствований охраняемых частей произведения могут быть написаны независимо друг от друга книги, пьесы, сценарии, рассказы или иные произведения разных авторов. Научное открытие, сделанное ученым, само по себе не будет охраняться авторским правом, но оригинальное изложение его сути может получить авторско-правовую охрану, что, однако, не станет препятствием для свободного создания другими авторами своих описаний, книг, статей с использованием результатов такого открытия. Признание приоритета автора открытия будет при этом основываться не на авторско-правовых механизмах, а исключительно на принятой в научной среде практике такого признания.


Авторское право не может воспрепятствовать также использованию каких-либо технических или организационных решений, для защиты которых могут применяться другие институты ИС, например, патентное право, положения о защите секретов производства (ноу-хау) и т. д. Однако проектная или конструкторская документация, описания способов производства и организационных моделей будут получать авторско-правовую охрану, если они будут представлять собой результаты творческой деятельности.


Наряду с указанными выше объектами, на которые авторское право не распространяется в связи с невозможностью их отнесения к числу произведений — объектов авторских прав, существует также ряд объектов, исключаемых из сферы авторско-правовой охраны в силу специального указания законодательства: законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Перечень таких объектов содержится в п. 6 ст. 1229 ГК РФ.


Исключение из числа объектов авторских прав официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законов, судебных решений и иных материалов законодательного, административного и судебного характера), официальных документов международных организаций, официальных переводов таких официальных документов, а также государственных символов и знаков (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное) обычно объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с их назначением. Отсутствие охраны средствами авторского права произведений народного творчества рассматривается как следствие отсутствия у таких произведений конкретных авторов. Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то целесообразность упоминания их в данном случае представляется далеко не очевидной: если форма выражения таких сообщений представляет собой результат творческой деятельности, вряд ли есть какие-либо основания для их исключения из числа объектов авторских прав. С другой стороны, если сведения о каких-либо фактах излагаются в форме, исключающей признание таких сообщений произведениями, то охрана средствами авторского права на такие сообщения не распространяется в силу общих положений законодательства об авторском праве.


Следует признать, что закрепленный в настоящее время ГК РФ подход не является единственно возможным. Так, в последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется исследованию вопросов установления особой охраны в отношении произведений народного творчества («выражений фольклора»). Кроме того, п. 4 и 8 ст. 2 Бернской конвенции хотя и признают возможность установления исключений в отношении официальных текстов и «сообщений о новостях дня», но не предусматривают в качестве обязательного правила именно такое решение вопроса.


Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение (п. 7 ст. 1259 ГК РФ): авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. Таким образом, авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, вплоть до любого абзаца, оригинального предложения, фразы или слова, оригинального фрагмента произведения изобразительного искусства и т. д.


Для развития коммерческой практики особое значение имеет охрана таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т. д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений. Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств.


С принятием и вступлением части четвертой ГК РФ вопрос об охране персонажей оказался решен на законодательном уровне. При этом персонаж, как и название произведения, выведены законодателем за пределы такой категории, как «часть произведения», один и тот же оригинальный персонаж может действовать в различных произведениях одного и того же автора, заимствоваться (с согласия автора) для использования в иных произведениях, а название может использоваться в качестве составной части названий различных книг из создаваемой автором серии произведений. Из формулировки п. 7 ст. 1259 ГК РФ, по сравнению с ранее действовавшей в отношении частей произведений формулировкой ЗоАП, устранено требование о «возможности самостоятельного использования» части произведения как одного из критериев предоставления охраны в отношении такой части. Необходимым и достаточным признается, чтобы соответствующая часть произведения, его название или персонаж из него являлись «самостоятельным результатом творческой деятельности» и были выражены в какой-либо объективной форме. Как представляется, под «персонажем» следует понимать оригинальный образ, созданный автором литературного, художественного или аудиовизуального произведения, при этом на практике возможны различные случаи возникновения персонажей. В случае, если персонаж впервые появился в литературном произведении, а в дальнейшем такое произведение было экранизировано, автором персонажа должен признаваться автор исходного литературного или драматического произведения. В случае, если оригинальный персонаж впервые появился в серии комиксов, аудиовизуальном произведении, мультимедийной игре и т. п. определение круга его создателей может оказаться достаточно затруднительным, не всегда однозначным и будет зависеть от специфики каждого конкретного случая.


Используемое в Бернской конвенции понятие «литературные и художественные произведения» охватывает не только произведения литературы и изобразительного искусства, но и любые иные произведения литературы, науки и искусства (музыкальные, драматические, хореографические, кинематографические, архитектурные, фотографические и т. д.), вне зависимости от формы и способа их выражения.


В ст. 2 Бернской конвенции содержится примерный неисчерпывающий (открытый) и имеющий исключительно иллюстративный характер перечень видов произведений, которым должна предоставляться охрана:


1) книги, брошюры и другие письменные произведения (романы, повести рассказы, стихи, фельетоны, трактаты, учебники и учебные пособия по различным дисциплинам, альманахи, ежегодники и т. п.). При этом следует учитывать, что охрана этих произведений возникает вне зависимости от их объема, назначения, формы и содержания;


2) лекции, обращения, проповеди и другие подобные произведения, то есть так называемые «устные произведения». Как правило, они не фиксируются в письменной форме, за исключением тех случаев, когда это целесообразно в общественных, образовательных или иных целях;


3) драматические и музыкально-драматические произведения (пьесы для театров, а при их музыкальном сопровождении — оперы, оперетты и т. д.);



Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография

Монография представляет собой коллективный научный труд специалистов ФГБОУ ВО РГАИС, Роспатента, Суда по интеллектуальным правам и других специалистов-практиков, посвященный юридическим и экономическим вопросам интеллектуальной собственности.<br /> В монографии материал представлен в редакции авторов.<br /> Законодательство приводится по состоянию на 2015 г.

419
Юридическая Под ред. Близнеца И.А. Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография

Юридическая Под ред. Близнеца И.А. Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография

Юридическая Под ред. Близнеца И.А. Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография

Монография представляет собой коллективный научный труд специалистов ФГБОУ ВО РГАИС, Роспатента, Суда по интеллектуальным правам и других специалистов-практиков, посвященный юридическим и экономическим вопросам интеллектуальной собственности.<br /> В монографии материал представлен в редакции авторов.<br /> Законодательство приводится по состоянию на 2015 г.