Юридическая Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендер в законе. Монография

Гендер в законе. Монография

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.01.2015
ISBN: 9785392175703
Язык:
Объем текста: 566 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Сведения об авторах

Глава 1. Равенство, неравенство и «Потолки» полов. 1.1. Несколько тезисов о равенстве

1.2. Гендер в информационном пространстве

1.3. О гендерном контексте российского законодательства

Глава 2. Российское семейное законодательство — вариации на тему гендера: исторические, традиционные и новейшие тенденции. 2.1. Немного истории

2.2. Гендер в законе: брак, семья, родительство, попечение

Глава 3. Гендерное измерение правового регулирования трудовых отношений (историко-теоретический абрис). 3.1. Гендер в трудовых отношениях: введение в проблему

3.2. Идея овладевает массами

3.3. Равенство, дифференциация и дискриминация в трудовых отношениях

Глава 4. Международное и зарубежное трудовое право: в поисках гендерного равновесия

4.1. Гендерное равенство: от зарождения идеи до возведения в общепризнанный принцип и норму международного трудового права

4.2. Международные стандарты гендерного равенства в актах международной организации труда (МОТ)

4.3. Европейские и евразийские международные стандарты гендерного равенства

4.4. Сфера трудовых отношений и международно-правовая защита работников (гендерные аспекты)

4.5. Правовые модели гендерного равенства: зарубежный опыт

Глава 5. Отечественное трудовое законодательство в зеркале гендера. 5.1. Очерк развития отечественного трудового законодательства: а был ли гендер?

5.2. Российское трудовое законодательство: современное состояние и тенденции развития в гендерном аспекте

5.3. Коллективные договоры и соглашения в сфере трудовых отношений и обеспечение гендерного баланса. Защита нарушенных трудовых прав и интересов



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



3.2. Идея овладевает массами


О положении женщины в Древнем мире и видах ее профессиональной деятельности. Труд женщины в Средние века и иные виды ее деятельности. Зарождение идеи об экономическом и социальном равноправии женщин. Дж. С. Милль и Г. Тейлор — идейные течения внутри женского движения. Идея о равенстве женщин на отечественной почве. А.М. Коллонтай. Идеология «советского феминизма»: теория и практика. Об истоках современного гендерного подхода в трудовом праве.



Исторически сложилось так, что общие проблемы трудового права и проблемы гендерного равенства в трудовых отношениях актуализировались практически одновременно. Своеобразным «осевым временем» (по терминологии К. Ясперса) для них стал конец XVIII в. Отметим, что до этого периода не было специального движения в защиту прав женщин, а вопрос о равенстве трудовых прав женщин и мужчин не поднимался. Так было на протяжении всего существования Древнего мира.


Предположительно уже первое разделение труда в истории человечества носило половозрастной характер. Это и предопределило своеобразную половую хозяйственную специализацию еще в догосударственную эпоху. В дальнейшем изменения происходили крайне медленно или вообще общественные отношения с участием женщин автоматически воспроизводились. Смертность женщин при родах была огромной, причем даже в семьях правителей и знати, а состояние беременности, кормления, а затем воспитания малолетних детей для нее было почти перманентным. Напомним, что брачный возраст девочек составлял около 12 лет, т. е. детство резко перетекало в семейную жизнь. Кроме того, наиболее общественно значимыми видами деятельности являлись физически тяжелые занятия, с которыми в силу этого лучше справлялись мужчины. Именно они почти исключительно были войнами, охотниками, строителями, в большей части земледельцами с использованием примитивной агротехники, ремесленниками и др. Женщина естественным образом, без всякого «заговора мужчин», становилась хранительницей семейного очага, воспитательницей детей, ухаживала за престарелыми и больными членами семьи, занимались рукоделием. На ее долю выпадал и весь домашний труд, а более или менее широкое распространение в хозяйственной сфере получило их участие в торговле, ткачестве и смежных профессиях, в сфере обслуживания (работа в трактирах, на постоялых дворах и др.). Зачастую и эти виды деятельности были связаны с работой на дому или с семейными предприятиями.


Участие женщин в общественной жизни было крайне малым, причем для женщин из низов и даже средних слоев оно было почти никаким. Публичная сфера, включая политику и образование вне дома, были практически закрыты для них. При этом история Древнего мира и Средних веков знает имена выдающихся женщин-политиков, однако все они были либо женами, либо дочерьми правителей, причем прославились они именно тем, что зачастую вели себя вполне по-мужски.


Первой «великой женщиной в истории» не без основания называют Xатшепсут, женщину-фараона Нового царства Древнего Египта из XVIII династии, которая правила Египтом предположительно 22 года и умерла около 1468 г. до. н. э. в возрасте примерно 50 лет. Однако и ее царство начиналось с регентства при малолетнем пасынке Тутмосе III, который был ею впоследствии отстранен от власти, участниками переворота были исключительно мужчины из ее ближайшего окружения. Период ее царствования считается достаточно благополучным в истории страны, чего нельзя сказать о еще четырех женщинах, формально обладавших единоличной властью в Древнем Египте до его покорения Александром Македонским. Это Мернейт, Нетокрис, Нефрусебек и Таусерт. Правили они в смутные времена истории Египта, которые не оставили доброй памяти. Вероятно, самая известная из египетских цариц Нефертити (XIV в. до н. э.), «главная супруга» фараона Эхнатона, прославилась своей красотой, однако степень ее влияния на религиозные реформы супруга неизвестна.


Легендарная царица Ассирии Семирамида (IX в. до н. э.) известна не только своими висячими садами, ставшими одним из семи чудес света. Она организовала убийство своего мужа, царя Нина, после чего стала править единолично. Наконец, царица античного Египта Клеопатра (69—30 гг. до н. э.), которую иногда необоснованно называют последней женщиной-фараоном, также прославилась не только своей красотой и любовными похождениями. Почти 21 год совместно с братьями она правила страной, однако ее интриги и неразумное поведение привели к поражению ее любовника Марка Антония в сражении при Акциуме (31 г. до н. э). В этом смысле история Древнего Востока была преимущественно «не женской» как с точки зрения политики, так и хозяйства.


Нам сложно достоверно судить о социальном статусе женщины в ранние века Древнего мира, но наличие среди них единоличных правительниц, жриц высокого ранга говорит о многом. Однако и то, что он в целом, особенно на невысоких социальных уровнях, был достаточно низким, очевидно. Античная традиция восходит к разработанной в трудах Аристотеля доктрине «разделения сфер». Великий философ древности отмечал: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами полезно и справедливо... Так же и мужчина по отношению к женщине: первый по своей природе выше, вторая — ниже, и вот первый властвует, вторая находится в подчинении... У варваров женщина и раб занимают одно и то же положение, и объясняется это тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к властвованию...» Даже в «продвинутых» древних Афинах замужние афинянки большую часть времени находились в отдельной части дома, а в город выходили в сопровождении кого-либо из домашних.


Наличие в античном мире женщин — общественных деятелей — крайняя редкость. Вероятно, одной из самых известных является Аспазия (около 470—400 гг. до н.э.), сожительница великого афинского политика Перикла (490—429 гг. до н. э.). В молодости она была гетерой (не путать с куртизанками), однако о ее вольном нраве ходило много толков. Аспазии принадлежала роль вдохновительницы и советчицы Перикла, но эту роль не стоит преувеличивать.


В Древнем Риме положение женщины не отличалось в лучшую сторону от предыдущих примеров. Набор ее добродетелей носил сугубо домашний характер (верность мужу и семье, кротость, доброта, усердие в домашних делах и др.). Только женщины из знатных семей могли исполнять обязанности хозяйки дома и приглядывать за прислугой. Как указывал около 200 г. н. э. один из отцов-основателей римского права Папиниан (150—212 гг.): «По общему правилу нашего законодательства положение женщин хуже, чем мужчин». Их почти всю жизнь преследовало подчинение сначала отеческой власти, затем опеке (заменявшей отеческую власть для несовершеннолетних и женщин после смерти отца), и наконец власть супруга в традиционном браке. Примечательно, что один из законов императора Августа выводил из-под опеки свободнорожденных, имевших троих детей и вольноотпущенниц, имеющих четверых детей. При этом у женщин полностью отсутствовали политические права, они были отстранены от всех гражданских и общественных должностей, им запрещалась деятельность в банковской сфере. Однако нет ни одного свидетельства, что женщины когда-либо выступали против такого положения.


Вне дома женщины могли работать прислугами, кормилицами, воспитателями детей. Могли работать они и продавщицами, изготовителями цветочных венков, повитухами, повивальными бабками, секретаршами, привратницами при храмах и др. Сложно сказать, насколько была развита такая занятость у свободнорожденных женщин. Зафиксированы случаи, когда девочек-рабынь сдавали в своеобразное ученичество для занятия некоторыми ремеслами, прежде всего ткачеством. Среди женщин были актрисы, танцовщицы, певицы, музыканты и др. Легенда о развитой «женской древнеримской литературе», запрятанной зловредными мужчинами, популярная лет тридцать назад, так и оказалась легендой. Крупных мастеров пера женского пола в той эпохе так и не обнаружено. Единичны и случаи, когда богатые женщины достигали существенных успехов в предпринимательстве, а одна даже держала гладиаторскую группу.


Прискорбно, но самым распространенным видом наемного труда древних римлянок была проституция. Она практиковалась в лупанарах (прообраз публичного дома), на постоялых дворах, в питейных заведениях. Примечательно, что самой распространенной кличкой проституток была лупа (волчица, отсюда и лупанар). Происхождение ее спорно. Возможно, проститутки были также хищны и порочны, как волчицы. Есть и другая версия: они по-волчьи выли, зазывая клиентов. Историки до сих пор спорят и о том, кто выкормил легендарных Ромула и Рема: настоящая волчица или проститутка. Достоверно науке это неизвестно. Однако известно, что у проституток даже был свой профессиональный праздник: Виналии, справлявшийся 23 апреля у Коллинских ворот.


Опять же прискорбно, но из числа римских императриц едва ли не наиболее известна порочная Мессалина (около 20—48 гг. н. э.). Эта третья жена императора Клавдия прославилась не только необузданными любовными похождениями, но и крайней жестокостью. В этом с ней могла соперничать только четвертая жена того же несчастного императора Клавдия. Это была его будущая убийца Агриппина (15—59 гг. н. э.), родная сестра императора Калигулы и мать еще одного чудного персонажа римской истории — императора Нерона. Были среди них женщины и вполне добродетельные, но выдающихся политических фигур не было.


Средневековье, в том числе европейское, явно не способствовало женской эмансипации. Даже грамотность и первоначальное образование были почти исключительно прерогативой мужчин. Малоподвижное, аграрное и во многом архаичное средневековое общество воспроизводило производственные структуры, где уделом женщин из низов был домашний труд и работа на приусадебном участке. Женщины крайне незначительно были представлены в ремесленном и купеческом сословиях. К тому же в условиях крепостной зависимости труд лично свободных лиц, а тем более женщин, был недостаточно распространен вплоть до позднего средневековья.


Напомним, что в тот период достаточно долго обсуждался вопрос, является ли женщина вообще человеком. По мнению ряда исследователей, признание этого факта произошло после длительных споров среди мирян и духовенства, причем с указанием на то, что в Евангелии Xристос назван Сыном Человеческим, а на Земле он к тому же Сын женщины — Святой Девы Марии. Из этого был сделан вывод, что женщина — человек, иначе рожденного от нее нельзя назвать Сыном Человеческим. Только после такой аргументации и отсутствия на нее возражений, на одном из Соборов женщина была «официально» признана человеком, причем с перевесом в один голос.


Речь идет, по-видимому, о Поместном Маконском соборе 585 г. Сразу оговоримся, что это был не Вселенский собор, а собрание духовенства Бургундии. При этом среди исследователей нет единства, касалось ли это обсуждение только филологической (можно ли женщину называть человеком) или сущностной (является ли женщина человеком) проблемы. Однако тот факт, что в раннем Средневековье обсуждался вопрос о наличии у женщины души, а сама она признавалась более низшим существом, несомненен.


Представительство женщин в политике также осталось на прежнем уровне, но многие из них опять же прославились «мужским» поведением. Многолетняя вражда двух франкских королев: королевы Брунгильды (около 543—613) и королевы Фредегунды (около 545—597) оставила глубокий след не только в политической истории, но и в искусстве (книги, оперы, картины и др.). Первая из них сначала была женой короля Австразии Сигиберта I, а затем управляла королевством за малолетнего сына. Впоследствии Брунгильду обвинили в смерти 10 королей, три дня пытали, а затем казнили, привязав к хвосту дикой лошади. Фредегунда, вышедшая из низов общества, стала сначала наложницей, а затем королевой Нейстрии, добившись убийства законной королевы Галесвинты, сестры Брунгильды. Именно Фредегунда инициировала один из первых процессов, закончившихся сожжением «ведьм», была причастна к гибели как минимум одного епископа. Обе королевы брали в руки оружие и командовали войсками.


Достойны упоминания и сведения, впрочем, весьма сомнительные, о том, что с 855 по 858 гг. Папой Римским была женщина, именуемая папессой Иоанной, которая якобы умерла при родах. Впрочем, в феминистических кругах эта легенда пользуется поддержкой и нашла отражение в художественной литературе и фильмах.


Зато вполне заслуженна слава спасительницы Франции, заработанная Ж. д’Арк (1412—1431). Она сыграла роль организатора отпора англичанам и даже военачальника, что несколько необычно для семнадцатилетней девушки из крестьянской семьи. Отсюда нестихающие споры о ее происхождении. Напомним, что начало Столетней войны связано еще с одной яркой фигурой — Алиенорой Аквитанской (1124—1204 гг.). В 1137—1152 гг. она была женой французского короля Людовика VII (1120—1180 гг.) и королевой Франции, а после развода стала женой Генриха II (1133—1189 гг.) и королевой Англии (1154—1189 гг.). В качестве приданого она принесла английскому королю Аквитанию. Во многом из-за господства над этой территорией и вспыхнула война между ее прежними королевствами, вошедшая в историю под названием Столетней (1337—1453 гг.). Примечательно, что в первом браке у нее было две девочки, а во втором — пять мальчиков (среди них — будущий Ричард I Львиное сердце) и три девочки.


В истории Франции, если судить по исторической литературе, в политической сфере правил не гендер, а именно пол в его непосредственном проявлении. Достаточно обратиться к серии «История любви и история Франции» (авторы книг Г. Бретон, К. Дюфрен, П. Лене и др. Общее число изданных на русском языке книг этой серии превысило 20). Один из наиболее ярких примеров дает Диана де Пуатье (1499 (1500—1566 гг.), многолетняя фаворитка короля Франции Генриха II (1519—1559 гг.). Ни до, ни после этого королевские фаворитки не были старше короля на 20 лет и никогда фаворитки не имели столь большого влияния на управление государством. Впрочем, оценивается это влияние не однозначно. Можно вспомнить и законную супругу Генриха II Екатерину Медичи (1519—1589 гг.), игравшую важную роль в правлении трех ее сыновей: Франциска II, Карла IX и Генриха III с 1559 по 1589 г., однако это влияние также сложно признать позитивным.




Гендер в законе. Монография

В монографии рассматриваются вопросы о предпосылках гендерной проблематики, факторах, влияющих на содержание принципа гендерного равенства и позитивной гендерной дискриминации, основных направлениях исследований гендерного контекста в общественной практике, международно-правовых и российских гендерных стандартах, особенностях проявления гендерного фактора в различных отраслях юриспруденции, в том числе и прежде всего в сфере правового регулирования отношений с семейным, трудовым и социально-обеспечительным элементом.<br /> Книга предназначена для юристов, социологов, историков, а также широкого круга читателей, интересующихся гендерной проблематикой.

209
Юридическая Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендер в законе. Монография

Юридическая Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендер в законе. Монография

Юридическая Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендер в законе. Монография

В монографии рассматриваются вопросы о предпосылках гендерной проблематики, факторах, влияющих на содержание принципа гендерного равенства и позитивной гендерной дискриминации, основных направлениях исследований гендерного контекста в общественной практике, международно-правовых и российских гендерных стандартах, особенностях проявления гендерного фактора в различных отраслях юриспруденции, в том числе и прежде всего в сфере правового регулирования отношений с семейным, трудовым и социально-обеспечительным элементом.<br /> Книга предназначена для юристов, социологов, историков, а также широкого круга читателей, интересующихся гендерной проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Гендер в законе. Монография" (Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н.) охраняются законодательством!