Деловая Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.06.2014
ISBN: 9785392157310
Язык:
Объем текста: 408 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Вопросы теории. Глава 1. Научные основы деловой культуры

Глава 2. Корпоративная культура

Глава 3. Социально-психологические закономерности в деловом общении

Глава 4. Взаимоотношения на работе. Конфликты и способы их разрешения

Глава 5. Деловое общение: первый контакт, деловая беседа

Глава 6. Переговоры — важнейшая составная часть деловых отношений

Часть II. Практические рекомендации. I. Этикет в практике деловых отношений

II. Национальные особенности ведения деловых переговоров в условиях глобального бизнеса

III. Практические рекомендации по «Моделям поведения» в глобальном бизнесе

Приложение 1. Круглый стол

Приложение 2. Громыко А. А. «О "золотых правилах" дипломатической работы»

Приложение 3. Практические рекомендации. I. Российским предпринимателям от западных коллег

II. Советы, как вести себя с американскими бизнесменами

III. Идеальный социально-психологический и морально-этический портрет современного предпринимателя

IV. Тенденции развития российской деловой культуры в XXI в.

Приложение 4. Российская деловая культура. Современное состояние

Приложение 5. Знаменитые шутят



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Часть II.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


I. ЭТИКЕТ В ПРАКТИКЕ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ


Термин «этикет», т. е. установленные правила поведения, формы обхождения, принятые в обществе или в какой-либо его части, перешел к нам из французского языка. Корень слова — греческий (в переводе — обычай), от него происходит слово этика, означающее:


1) философское учение о нравственности, морали;


2) нормы поведения, совокупность правил, принятых среди членов общества, какой-либо социальной или профессиональной группы, корпорации и т.п.


Этикет — большая и важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами, впитавшая в себя представления народов о добре, справедливости, человечности, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности. В древности международным эталоном считался греческий этикет. По свидетельству историка Полибия, первые римские послы в эллинистических государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал. Он обязан был терпеливо выслушать все, что ему говорили. Когда один римский посол осмелился прервать речь царя Филиппа Македонского, царь сказал ему, что он его прощает, во-первых, по молодости, во-вторых, потому, что он очень красив, и, в-третьих, потому, что он римлянин. Из античной истории к нам перешли и правила ведения бесед. Было не принято во время переговоров публично обвинять третьих лиц. В середине II в. на переговорах в Риме произошел такой случай. Посол Родоса, защищая свое положение, начал обвинять правительства всех других греческих городов в присутствии их послов и обелять поведение правителей Родоса. Выступление посла вызвало негодование представителей остальных греческих городов. Древние египтяне и другие народы Древнего Востока вели между собой устные и письменные переговоры, направляли и принимали послов, объявляли войны и заключали перемирия, размечали границы, обменивались пленными. Все эти международные действия совершались в соответствии с определенными обычаями, в торжественной обстановке и освящались, как правило, божественными силами. В республиканском Древнем Риме церемония отправления послов была весьма торжественной. Обычно они высылались группой в три и более (до десяти) человек — целое посольство. Каждый член такого коллегиального посольства получал золотой перстень, который давал право на беспошлинный провоз багажа через границу. Во время путешествия по морю послов сопровождал почетный эскорт кораблей. Интересно, что для организации приема иностранных посланников в Риме была создана специальная должность магистра церемониала — прототипа нынешнего шефа протокола. В честь иностранных гостей устраивались народные празднества, увеселения. Сенат принимал их на торжественном заседании и назначал для переговоров с ними специальную комиссию. При отъезде производился обмен подарками. На церемониал международного общения большое влияние оказала практика Византийской империи. Торжественность и пышность византийского приема иностранных посольств призвана была ослеплять гостей, убеждать их в могуществе империи. Этикет использовался подчас вопреки своему естественному назначению, т. е. не для выражения чувств дружбы, а для демонстрации силы и превосходства.


Первый известный трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», изданный в 1204 г., был сочинен испанским священником Педро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. На ее основе позднее вышли пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них преобладали правила поведения за столом. Затрагивались и другие вопросы: порядок ведения бесед, приема гостей. Эти правила считались пригодными и для дипломатов. Постепенно сфера применения этикета в международном общении расширялась, распространяясь не только на дипломатических представителей, но и на коронованных особ, дворян, купцов, ученых и странствующих студентов. Законодателями правил этикета в начале и середине Средневековья была церковь, а в позднее Средневековье — королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц. Длительное время законодателями норм этикета считались англичане. Английский писатель XVIII в. Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира, или Письма китайского философа», размышляя о том, что следует считать истинной учтивостью, писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием. «Наделенный этими качествами человек, — подчеркивал он, — всегда приятен». В Древней Руси в начале XII в. было широко известно «Поучение к детям» князя Владимира Мономаха. В «Поучении» излагались нормы, в соответствии с которыми надлежало поступать детям князей и дружинников. В том числе беседу предписывалось вести следующим образом: «... при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться...».


На протяжении XV—XVII вв. с активизацией международной деятельности России происходит постепенное формирование русского «посольского обряда», т. е. внешних приемов дипломатических сношений и дипломатического этикета, которые были весьма своеобразными. В дипломатических нормах того времени причудливо переплетались представления об идеальном государстве и наследие унизительной зависимости от Золотой Орды, некоторые церемониальные нормы удельных княжеств и пышность ритуалов Византии, элементы церемоний монгольских ханств и стран Западной Европы. Однако все составные части этого «обряда» стали одним из средств борьбы за становление, суверенитет и укрепление престижа Русского государства во внешних делах. Даже одежда царя, в которой он принимал иностранных послов, несла особую смысловую нагрузку. В конце XV в. определенного дипломатического протокола в России, или, как его тогда называли, церемониала, еще не существовало. Посещая западные страны, русские дипломаты тщательно отслеживали правила тамошнего дипломатического церемониала, которые легли в основу русского «посольского обряда». В XVI в. русская дипломатия выработала свой собственный чрезвычайно сложный и своеобразный этикет, который отличался как от восточного и византийского, так и от западноевропейского. Для русской дипломатии было характерно деление всех государств на ранги в зависимости от их политического значения. Русский царь соглашался признать «братом» далеко не каждого монарха. Перед установлением дипломатических сношений с тем или иным государем в Москве выясняли, действительно ли он независим или же является вассалом. Так, например, шведских королей из дома Ваза в Москве долгое время считали простыми регентами, недостойными сноситься непосредственно с самим царем, и требовали, чтобы сношения велись через новгородских наместников, против чего шведское правительство всячески протестовало. Иван IV попрекал и других монархов за то, что они называют шведского короля братом, поскольку дом Ваза происходит якобы от простого водовоза.


Все сношения Русского государства с иностранными государствами строились на принципе сохранения государевой чести. Смысл чести заключался прежде всего в титуле, которому всегда уделялось особое внимание. Московские послы весьма ревностно отстаивали «государеву честь», государственное именование великого князя, его титул, в котором перечислялись все принадлежащие ему земли, в том числе завоеванные.


Как известно, до XV в., а в некоторых странах до XVII в. постоянных дипломатических представительств не существовало, а отношения между государствами поддерживались направлением время от времени специальных посольств. Сношения Российского государства с иностранными монархами велись посредством «послов великих», «легких послов» или посланников и «гонцов». Они различались в зависимости от важности и целей посольства, а также от удаленности от Москвы государства, куда направлялись посольства. Чем выше был ранг посылаемого лица, тем больше была сопровождающая его свита и тем труднее был проезд до места назначения из-за различных проблем и препятствий, включая разбойные нападения. В зависимости от важности посольства во главе его стоял боярин, окольничий, стольник или же человек меньшего чина. Послы, какое бы звание они ни носили, получали от Посольского приказа наказ, в котором детально излагались инструкции о том, как себя вести при посольстве, а также что и как говорить. Послы имели ограниченные полномочия и не могли решить многих вопросов без консультаций с Москвой. Кстати, по утверждению английского дипломата Э. Сатоу, слово «посол» по-английски — ambassador, по-французски — ambassadeur произошло от понятия, которое ранее означало «вассал», «приверженец». С XIV в. это слово перешло в различные языки и стало обозначать представителя главы государства.


Наказы подробно излагали и весь церемониал посольства. До аудиенции у монарха послам запрещалось вести какие-либо переговоры с министрами и даже бывать у них. Однако это условие вызывало обычно много споров, так как, несмотря на категорические заявления русских дипломатов, предварительные встречи с руководителями внешней политики проводились в виде взаимной любезности. Русским послам запрещалось также представляться государю одновременно с послами других государств и даже в один и тот же день с ними. Кроме того, следовали указания о порядке приветствия иностранного государя. Русское правительство следило затем, чтобы послы не допускали никаких унизительных проявлений почтения. Например, послы, которые отправлялись к султану, должны кланяться стоя, но ни в коем случае не вставать на колени. В 1588 г. посол в Персии Васильчиков отказался целовать ногу шаху, а также передавать ему царскую грамоту, когда тот сидел на коне.


Во время представления иностранным государям послы произносили речи согласно полученному ими наказу и внимательно следили за тем, чтобы при произнесении царского титула государь встал и снял шляпу. Нередко на этой почве возникали различные казусы и конфликты. Речь произносилась поочередно: один член посольства начинал, другие продолжали. Первым говорил посол, от кого и к кому прислано посольство, скрупулезно перечисляя все титулы обоих государей и держа в руках грамоту. На вопрос о здоровье русского государя отвечал второй член посольства. Затем третий член посольства говорил, что с ними прислана «любительная грамота». После ее вручения преподносились «любительные поминки» (подарки) от царя, главным образом меха, иногда ловчие птицы.


Порядок принятия царской грамоты и вручения ответной был одним из щекотливых дипломатических вопросов. Русское правительство настаивало, чтобы иностранные государи делали это собственноручно. По возвращении послы представляли в Посольский приказ дневник с подробнейшим отчетом о своей поездке. В нем изо дня в день, в так называемых статейных списках, излагалось все, что они делали, видели, говорили и слышали за границей. Кое-что, безусловно, приукрашивалось, а собственные слова послов излагались в выгодном для них свете.


Ритуал приема иностранных послов в самой России был также сложен и имел большое политическое значение. На границе послов встречал пристав, который высылался навстречу воеводой пограничного города. Обе стороны тщательно следили за тем, кто раньше снимет шапку, всячески старались не сделать лишнего шага навстречу друг другу и ехать с правой стороны, используя всевозможные хитрости. С момента вступления на русскую землю послы получали необходимое количество продовольствия. Послы въезжали в Москву с большой пышностью при огромном стечении народа. На протяжении всего пути стояли конные служилые люди и боярские холопы в богатом вооружении, а также была выстроена пехота со знаменами и пушками. Делалось все, чтобы внушить послам представление о богатстве и могуществе России. Для часто приезжавших в Москву послов (крымских, ногайских и польско-литовских) существовали особые дворы; остальные располагались в частных домах. В начале XVII в. в Китай-городе, на Ильинке, был устроен особый Посольский двор, где послов изолировали под предлогом их охраны, а приставленная к ним стража никого не пропускала. Послов ежедневно навещали приставы и справлялись об их нуждах. Кроме того, в их распоряжении постоянно находился русский переводчик, который командовал стрельцами и отправлял их за необходимыми покупками. Подобное заточение продолжалось, как правило, до первой аудиенции с царем. Постепенно режим пребывания иностранных послов в Москве смягчался. Им уже разрешалось приглашать к себе и самим посещать знакомых. Однако в отношении послов враждебных держав продолжали существовать различного рода предосторожности.


Прием иностранных послов во дворце обставлялся особым церемониалом, подчеркивавшим величие и престиж царской власти. Их встречали специально назначенные для этого бояре. В зависимости от политического значения государства, которое представляли послы, таких встреч было несколько (до трех). Прием обычно проходил в различных палатах дворца — в Столовой, в одной из Золотых подписных, иногда в Грановитой. Царь принимал послов, сидя на престоле в «саженой» золотом и самоцветами шубе, с золотыми цепями на груди и в шапке Мономаха. В одной руке он держал скипетр, в другой иногда «царское яблоко» (державу). Перед престолом стояли молодые люди в белых кафтанах с серебряными топориками в руках. Вдоль стен сидели на лавках бояре в роскошных кафтанах и меховых шапках. Большое царское платье было неимоверно тяжелым. Если Иван Грозный выдерживал его вес, то более хилый Федор Иоаннович и больной Борис Годунов в последние годы с трудом выносили долгую аудиенцию.




Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Книга в доступной форме знакомит читателя с общепринятыми нормами поведения, незнание и несоблюдение которых значительно затрудняют общение деловых людей. В ней показано, насколько важно для успеха любого дела умение держать себя в обществе, как не следует поступать и как можно избежать ошибок при деловом общении. Здесь даются рекомендации, касающиеся практических сторон деятельности предпринимателя, как то: личного общения с партнерами и сотрудниками, ведения документации и деловой переписки, телефонных разговоров, поведения за столом переговоров и на деловых, официальных приемах. Даны практические рекомендации, касающиеся межкультурного взаимодействия, рассмотрены модели поведения представителей различных стран мира.<br />             Цель книги — помочь российским предпринимателям обойти множество «подводных камней», которые кроются в реальном, жестком мире бизнеса.

209
Деловая Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Деловая Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Деловая Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Книга в доступной форме знакомит читателя с общепринятыми нормами поведения, незнание и несоблюдение которых значительно затрудняют общение деловых людей. В ней показано, насколько важно для успеха любого дела умение держать себя в обществе, как не следует поступать и как можно избежать ошибок при деловом общении. Здесь даются рекомендации, касающиеся практических сторон деятельности предпринимателя, как то: личного общения с партнерами и сотрудниками, ведения документации и деловой переписки, телефонных разговоров, поведения за столом переговоров и на деловых, официальных приемах. Даны практические рекомендации, касающиеся межкультурного взаимодействия, рассмотрены модели поведения представителей различных стран мира.<br />             Цель книги — помочь российским предпринимателям обойти множество «подводных камней», которые кроются в реальном, жестком мире бизнеса.

Внимание! Авторские права на книгу "Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник" (Смирнов Г.Н.) охраняются законодательством!