Деловая Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Деловая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.06.2014
ISBN: 9785392157310
Язык:
Объем текста: 408 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Часть I. Вопросы теории. Глава 1. Научные основы деловой культуры

Глава 2. Корпоративная культура

Глава 3. Социально-психологические закономерности в деловом общении

Глава 4. Взаимоотношения на работе. Конфликты и способы их разрешения

Глава 5. Деловое общение: первый контакт, деловая беседа

Глава 6. Переговоры — важнейшая составная часть деловых отношений

Часть II. Практические рекомендации. I. Этикет в практике деловых отношений

II. Национальные особенности ведения деловых переговоров в условиях глобального бизнеса

III. Практические рекомендации по «Моделям поведения» в глобальном бизнесе

Приложение 1. Круглый стол

Приложение 2. Громыко А. А. «О "золотых правилах" дипломатической работы»

Приложение 3. Практические рекомендации. I. Российским предпринимателям от западных коллег

II. Советы, как вести себя с американскими бизнесменами

III. Идеальный социально-психологический и морально-этический портрет современного предпринимателя

IV. Тенденции развития российской деловой культуры в XXI в.

Приложение 4. Российская деловая культура. Современное состояние

Приложение 5. Знаменитые шутят



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Часть I.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ


Глава 1.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ


Известны слова Декарта: «Определяйте значения слов, и вы избавите мир от половины заблуждений». Последовать совету французского философа в отношении слова «культура» не так просто, поскольку оно далеко не однозначно. В переводе с латыни культура — это возделывание, воспитание, образование, развитие.


Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), специфических сфер деятельности и жизни и т. д. Существует культура материальная и духовная, «высокая» и «массовая» культуры, культура быта и труда определенной общественно-экономической формации, можно говорить о культуре производства и поведения, культуре речи и менеджмента и т. д. Понятие «национальная культура» включает наследие и достижение искусства, науки, образования тех или иных стран и народов. Оно предполагает также локальный колорит: национальная культура это то, что отличает людей, проживающих на данной территории в течение длительного периода времени, от людей, проживающих в другом месте и имеющих другую историю, другое культурное пространство и т. д.


Культура обусловливает процессы интеграции общностей и одновременно способствует дифференциации культурной жизни, которая отражается, естественно, в дальнейшем и в социальных отношениях. Культура выступает как фактор, обеспечивающий стабильность общества, и та же самая культура является фактором, способствующим его развитию и стимулирующим самые глубокие общественные и социальные перемены. Только комплексное понимание культуры дает возможность осмыслить те процессы, которые сегодня происходят в мире, ставшем для нас во многом культурно неузнаваемым.


Культуру можно рассматривать как систему человеческого опыта, синтезирующего в себе духовную и материальную реальность.


Деловая культура является выражением этой системы в сфере деловых отношений. Ее можно определить как характеристику хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли в процессе взаимодействия участников экономических отношений.


Деловая культура фиксируется в стандартах, нормах, правилах поведения, стереотипах, мифах оценках и принципах, традициях, которые обладают исключительной живучестью. Соблюдение принятых «правил игры» в деловом взаимодействии составляет суть деловой культуры.


Предприниматели вкладывают в понятие «деловая культура» прежде всего организацию труда, навыки делового общения, нормы и правила делового этикета, науку и искусство вести дела, саму деловую репутацию. Однако это еще не полностью раскрывает его суть.


В теоретических исследованиях культуры (как в отечественных, так и в зарубежных) наиболее распространенным и приемлемым является представление ее в виде сложной системы, состоящей из четырех образующих базовых подсистем: норм, ценностей, знаний и символов.


Нормы — это общепринятые способы (методы) освоения, овладения ценностью, то, что человек делает для этого, и правила его поведения в процессе достижения цели. Иными словами, нормы — это правила человеческого взаимодействия или «правила игры» в человеческом театре, ибо, как утверждает Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» устами одного из своих героев:



Весь мир — театр,


В нем женщины, мужчины — все актеры,


У них свои есть выходы, уходы,


И каждый не одну играет роль.



Нормы — это совместное знание членами общности, что «хорошо». Нормы могут получить развитие до формального уровня, превратившись в законы, а на неформальном уровне являются эталоном для общественного контроля.


Ценности — это все то, к чему человек субъективно стремится, то, что вызывает у него положительные эмоции. Среди подсистемы ценностей можно выделить следующие уровни: общечеловеческие, цивилизационные, социокультурные, т. е. относящиеся к конкретной стране или региону, групповые. У разных индивидуумов ведущим может оказаться любой из этих уровней.


Ценности формируют само представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и, таким образом, тесно связаны с идеалами едиными для общности людей.


Культура стабильна, когда нормы, принятые в сообществе людей, отражают их же коллективные ценности. Когда этого не наблюдается, то, скорее всего, возникает дестабилизирующее напряжение.


Обычно в исследованиях ценностных ориентиров принято выделять ценности-цели, т. е. то, чего хотят добиться в жизни, например, сохранить здоровье, достичь материального благополучия и независимости, завоевать авторитет и уважение окружающих, принести пользу людям; и ценности-средства — то, с помощью чего и какими способами хотят добиться жизненных целей: образование, богатство, ум, воля, решительность и т. п.


Знания — это информация о том, что собой представляет окружающий человека мир, осознание того, что человек хочет, информация о ценностях, как уже имеющихся и усвоенных, так и потенциальных, а также информация о методах или способах их получения и правилах, которыми при этом следует руководствоваться.


Символы — знаки, заменяющие целый комплекс идей. Это, например, униформа, которая символизирует статус человека в данной организации, это и пение гимна, и определенные формы приветствия, и геральдические изображения, и различные логотипы и т. п. В символах воплощаются ответы на вопросы, кто мне друг, а кто нет.


Данные абстрактные базовые подсистемы можно рассмотреть применительно к конкретному понятию «деловая культура». Здесь нормы — деловая этика, основная ценность — прибыль. Знание — осознание стремления к ней, информация, способствующая ее получению, т. е. повышающая профессиональный уровень предпринимателя, а также информация о способах и правилах получения прибыли.


Следует, однако, отметить, что прибыль в предпринимательстве — лишь одна из главных ценностей, не менее важны и другие: защищенность, безопасность бизнеса, его устойчивость, динамичность развития.


Таким образом, деловая культура как система отношений, выраженных в нормах, ценностях, знаниях и символах, регулирует деловую активность, целью которой является развитие дела, повышение его доходности, совершенствования.


Деловая культура определяется системой и структурой тех ценностей, на которые ориентируется предприниматель, ведь предпринимательство представляет собой скорее образ жизни, нежели просто разновидность профессиональной деятельности.


Структура ценностей отражает их деление на ведущие, доминирующие и вторичные, дополнительные, в соответствии со степенью их значимости. При этом сама система ценностей в значительной мере определяется принадлежностью к той или иной цивилизации.


Согласно Н. Я. Данилевскому, «цивилизация — это сообщество людей, объединенных основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющих устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».


Среди факторов, обусловливающих существо цивилизации и определяющих ее неповторимый облик, наиболее часто выделяют следующие:


— географическую (или природная среда обитания);


— систему ведения хозяйства;


— социальную организацию;


— религию, духовные ценности;


— политическую индивидуальность.


На протяжении истории существовало множество цивилизаций, обладавших неповторимым обликом, яркими характерными чертами. Сегодня важно выделить в цивилизационном многообразии магистральные потоки, которые с очевидностью просматриваются и оказывают существенное влияние на ход мирового развития. Укрупненной единицей анализа является тип развития цивилизации. Выделение типов развития осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, носят достаточно общий характер, а с другой — позволяют обозначить специфические особенности, характерные для многих существовавших и существующих обществ. Какие это признаки?


1. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития.


2. Взаимопереплетение культур.


3. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.


На основании этих признаков можно выделить следующие типы:


— непрогрессивной формы существования;


— циклического развития;


— прогрессивного развития.


Непрогрессивная форма существования человеческих сообществ. К этому типу развития относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. До недавнего времени данный тип развития преобладал на территории планеты: аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. В 1915 г. антропологи насчитывали около 650 таких сообществ. В настоящее время их осталось не более 100.


Народы, относящиеся к цивилизации этого типа развития, живут вне исторического времени. В их общественном сознании отсутствует понятие прошлого, будущего, нет идей о необходимости изменений, развития. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы, адаптировавшись к окружающей среде до той степени, которая необходима для поддержания и возрождения жизни, видят цель и смысл своего существования в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой. Если изображать путь таких народов графически, то это — замкнутый круг. Нарушение равновесия между человеком и природой ведет этот тип цивилизации к гибели. За последние 500 лет он подвергся масштабному разрушению, виной чему явилась встреча с людьми других цивилизаций.


Мир долго не признавал ценности подобного типа развития и относился к цивилизации, представляющей этот тип, варварски. Однако, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, ценность опыта этих народов значительно возросла. Людям других цивилизаций надо понять: они не отстали, они просто никуда не шли. Они живут в своем мире и счастливы в единстве и гармонии с природой. Круг, по которому они движутся, разорвать можно только извне (природный катаклизм: извержение вулкана, наводнение или встреча с людьми других цивилизаций).


Тип циклического развития возник в глубокой древности, в разных вариантах он имеет широкое распространение и сейчас. Поскольку главные его черты можно найти у народов стран Востока, прежде всего Индии, Китая, где он нашел классическое выражение, цивилизацию, ему соответствующую, можно назвать восточной.


Общества, относящиеся к подобному типу развития, существуют в рамках исторического времени, которое делится на три ступени: прошлое, настоящее, будущее. Однако представление о времени имеет здесь свои особенности. Время земное, в котором живут люди, и время небесное, в котором обитают боги, текут одновременно. Это связано с тем, что на Востоке боги, небесные силы рассматриваются как часть живой природы. Они существуют рядом с человеком, участвуют в его жизни, влияют на нее. Но и человек в свою очередь влияет на живущих рядом богов. К тому же прошлое, настоящее, будущее тоже существуют как бы одновременно. Это связано с тем, что душа на Востоке считается бессмертной, она лишь меняет форму существования.


Общества, которые можно отнести ко второму типу цивилизации, построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо. Колоссальную роль в них играет государство, как правило, централизованное. В подобных обществах изменения происходят медленно (в истории понятие «быстро — медленно» употребляется в сравнении с продолжительностью человеческой жизни: если изменения происходят в течение жизни человека, то такие изменения считаются «быстрыми», если нет — «медленными»). Традиция, апробированная опытом многих поколений, канонизируется как высшая общественная ценность.




Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Книга в доступной форме знакомит читателя с общепринятыми нормами поведения, незнание и несоблюдение которых значительно затрудняют общение деловых людей. В ней показано, насколько важно для успеха любого дела умение держать себя в обществе, как не следует поступать и как можно избежать ошибок при деловом общении. Здесь даются рекомендации, касающиеся практических сторон деятельности предпринимателя, как то: личного общения с партнерами и сотрудниками, ведения документации и деловой переписки, телефонных разговоров, поведения за столом переговоров и на деловых, официальных приемах. Даны практические рекомендации, касающиеся межкультурного взаимодействия, рассмотрены модели поведения представителей различных стран мира.<br />             Цель книги — помочь российским предпринимателям обойти множество «подводных камней», которые кроются в реальном, жестком мире бизнеса.

209
Деловая Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Деловая Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Деловая Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник

Книга в доступной форме знакомит читателя с общепринятыми нормами поведения, незнание и несоблюдение которых значительно затрудняют общение деловых людей. В ней показано, насколько важно для успеха любого дела умение держать себя в обществе, как не следует поступать и как можно избежать ошибок при деловом общении. Здесь даются рекомендации, касающиеся практических сторон деятельности предпринимателя, как то: личного общения с партнерами и сотрудниками, ведения документации и деловой переписки, телефонных разговоров, поведения за столом переговоров и на деловых, официальных приемах. Даны практические рекомендации, касающиеся межкультурного взаимодействия, рассмотрены модели поведения представителей различных стран мира.<br />             Цель книги — помочь российским предпринимателям обойти множество «подводных камней», которые кроются в реальном, жестком мире бизнеса.

Внимание! Авторские права на книгу "Этика деловых отношений. 2-е издание. Учебник" (Смирнов Г.Н.) охраняются законодательством!