|
Биомедицинское право в России и за рубежом
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
01.05.2015 |
ISBN: |
9785392175987 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
395 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Предисловие
Мохов А. А. "Понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук"
Романовский Г. Б., Романовская О. В. "Правовое регулирование биомедицинских технологий в Российской Федерации"
Салагай О. О. "Биомедицина в праве Европейского союза"
Лакеев А. Е. "Проблемы законодательного закрепления порядка проведения неклинических биомедицинских исследований в Российской Федерации"
Стефанчук Р. А. "К вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ"
Слободян Е. Н. "Общая характеристика принципов этической экспертизы проведения биомедицинских исследований"
Стеценко С. Г. "Донорство органов (тканей) человека: правовые аспекты"
Романовская О. В., Романовский Г. Б., Безрукова О. В. "Право и генетика"
Романовский Г. Б. "Правовое регулирование вспомогательных репродуктивных технологий"
Тарусина Н. Н. "Биомедицинские аспекты семейного законодательства: традиции и новации"
Лихолая В. А. "Проблемы соотношения биомедицинской этики и правового регулирования в области защиты неродившейся жизни"
Сенюта И. Я. "Право на гендерную идентичность: этико-правовые аспекты"
Седова Н. Н., Бударин Г. Ю. "Концептуальные основы защиты прав человека в медицине"
Мохов А. А. "Защита прав человека при осуществлении биомедицинских технологий"
Заключение
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Романовская О. В., Романовский Г. Б., Безрукова О. В. "Право и генетика"
Современные достижения в области генетики заставляют многих задуматься о предназначении человека, роли науки в регулировании общественных процессов. Ученые говорят о создании индивидуальных лекарств, основанных на генотипе каждого конкретного человека, переворотах в системе лечения, когда вместе с карточкой пациента будет представляться расшифровка гена, позволяющая максимально точно найти необходимое лекарство. Помимо таких общих перспектив, генетическое тестирование имеет широкую сферу применения в различных сферах социального общежития, давая «новое дыхание» евгенике. «Насколько прогресс в развитии генетики и генной инженерии в медицине может быть использован для вмешательства в сущность человеческого индивида, т. е. в каких пределах допустимо вмешательство права, медицины и биологии в человеческую сущность, чтобы не затрагивать его достоинство и не нарушать его фундаментальные права», — так сформулировала вопрос М. О. Квачадзе.
Все социальные проблемы, которые обусловлены развитием генетики и которые нуждаются в юридическом разрешении, преломляются в двух аспектах: генетическое тестирование и генотерапевтическое лечение.
Под генетическим тестированием традиционно понимается «испытание какого-либо субъекта на определенные особенности его генетической системы». Суть заключается в том, что таким образом можно получить определенную информацию о признаках, позволяющих идентифицировать человека, а также о его предрасположенности к определенным заболеваниям. Первый аспект удобен в условиях борьбы с преступностью. ДНК человека также индивидуальна, как и отпечатки пальцев. Но если с дактилоскопическими следами преступники научились бороться, то ДНК — это тот элемент, который сложно не оставить после своего присутствия в том или ином месте. Следственная практика показала, что многие террористические акты были раскрыты благодаря тому, что даже после взрыва специального устройства следы ДНК можно обнаружить на его остатках. Например, после взрыва в Бостоне, устроенного братьями Царнаевыми, были найдены следы ДНК неизвестной женщины, что расширило круг подозреваемых в устройстве теракта. Экспертиза ДНК помогает в раскрытии преступления не только путем обличения преступника, но и отсеивая тех подозреваемых, которые на поверку оказываются не причастными к расследуемому деянию. Так, в США после экспертизы ДНК оправдали человека, безвинно просидевшего в тюрьме 35 лет. Джеймс Бэйн, приговоренный в 1974 г. (в 19-летнем возрасте) к пожизненному сроку по обвинению в изнасиловании 9-летнего мальчика, после специального исследования в рамках акции «Проект невиновность» был признан невиновным. Благодаря исследованию ДНК в США уже освобождены 245 человек, несправедливо осужденных много лет назад.
Считается, что первая в мире база данных была создана в Великобритании в 1995 г., хотя в США проводились пробные проекты еще в начале 1990-х гг. прошлого столетия. Начиная с 1997 г., базы данных стали создаваться в европейских странах — Германии, Австрии, Бельгии и др. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (далее — Закон о геномной регистрации). Принятие аналогичного закона инициировалось в Республике Беларусь. По крайней мере, данный вопрос внесен в Государственную программу по борьбе с преступностью, а в 2011 г. сделан первый шаг по выполнению данного направления — в Минске создан Центр геномных биотехнологий (полное название «Республиканский центр по генетическому маркированию и паспортизации растений, животных, микроорганизмов и человека Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси»). В 2013 г. планируется принять Закон «О геномной регистрации» в Республике Узбекистан. В Казахстане разработан комплексный Закон «О дактилоскопической и геномной регистрации в Республике Казахстан», принятие которого одобрено и включено в план законопроектной работы на 2014–2015 гг. Необходимо отметить, что создание комплексных мегабаз биометрических данных является перспективным направлением (с принятием общего нормативного акта, регулирующего систематизацию различных биометрических данных). В числе первых государств, пошедших по данному пути, считаются Объединенные Арабские Эмираты, создавшие такую мегабазу, содержащую 103 млн. записей: отпечатки пальцев, ладоней, оцифрованные фотографии лиц и личных подписей пятнадцати миллионов человек. Подобной по объему информации базы нет нигде в мире, и она будет в дальнейшем расширяться. В российской юридической науке идея создания подобного информационного поля высказывалась еще в 2009 г.
При всей значимости геномной регистрации анализ российского правового акта позволяет выделить ряд «болевых» точек. В Законе о геномной регистрации определена ее единая цель — идентификация личности человека. Иные цели в законе не обозначены. Специально подчеркивается, что государственная геномная регистрация проводится с соблюдением общепризнанных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности. Проведение государственной геномной регистрации не должно представлять опасность для жизни и здоровья человека, унижать его честь и достоинство.
Закон устанавливает обязательную и добровольную государственную геномную регистрацию. Обязательной регистрации подлежат:
1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий.
Обязательной государственной геномной регистрации подлежат неопознанные трупы.
Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2011 г. № 828 утверждено Положение о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы. Положение закрепляет, что основанием для проведения обязательной государственной геномной регистрации является вступивший в законную силу приговор суда, на основании которого физическое лицо признано виновным в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и направлено для отбывания наказания в учреждение, исполняющее уголовные наказания.
Геномная регистрация является затратной биотехнологией. Так, Британская программа только на первоначальном этапе стоила примерно 50 млн фунтов. Именно в силу отсутствия финансовых средств действие Закона в части установления обязательной регистрации было приостановлено до 1 января 2011 г. Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 313-ФЗ.
В то же время при апробации правовой базы, устанавливающей геномную регистрацию, необходимо учитывать зарубежный опыт и положения международных актов. Так, ст. 4 Международной декларации ООН о генетических данных человека, принятой 16 октября 2003 г., подчеркивает особый статус генетических данных человека, поскольку:
– они могут указывать на проявления генетической предрасположенности соответствующего лица;
– они могут оказывать на протяжении нескольких поколений, значительное воздействие на семью, включая потомков, а в некоторых случаях и на целую группу, к которой относится соответствующее лицо;
– они могут содержать информацию, о значении которой может быть неизвестно во время сбора биологических образцов;
– они могут иметь культурное значение для отдельных лиц или групп лиц.
Цели сбора и обработки генетических данных обозначены гораздо шире, чем это заложено в российском законодательном акте. Статья 5 Декларации закрепляет: «Генетические данные человека и протеомные данные человека могут собираться, обрабатываться, использоваться и храниться только в следующих целях:
– диагностики и оказания медико-санитарной помощи, включая проведение обследований и прогностическое тестирование;
– проведения медицинских, включая эпидемиологические, и других научных исследований, в особенности генетических исследований популяций, а также антропологических и археологических исследований;
– судебной медицины и судопроизводства по гражданским, уголовным и иным делам;
– или в любых других целях, не противоречащих Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека и международному праву в области прав человека».
По-видимому, российскому законодателю еще придется внести изменения в Закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», чтобы расширить предмет его действия. В этом случае он будет иметь не только криминологическую, но и иные цели, которые, в свою очередь, заставят установить особый режим использования генетических данных.
Идеи об установлении всеобщей генетической паспортизации высказывались из уст как ученых-генетиков, так и должностных лиц правоохранительных органов. В августе 2009 г. заместитель председателя Сибирского отделения РАН, директор Института химической биологии и фундаментальной медицины академик В. Власов сообщил на встрече с журналистами о принципиальной готовности сибирских ученых начать работы в области генетической паспортизации населения. Примерно через год об обязательной геномной (и дактилоскопической, кстати, тоже) регистрации всего населения страны высказался глава Следственного комитета РФ А. Бастрыкин. Слова А. Быстрыкина поддержал вице-президент Российской академии наук Н. Лаверов: «Я поддерживаю… Тут нет никакого ущемления личных свобод. Это надуманная проблема, потому что речь идет о способах возможной защиты людей — не тебя самого, а твоих соседей, земляков, тех, кто работает рядом». Академик Лаверов привел положительный опыт США: «Лично меня американцы убедили в том, что идентификация человека является способом защиты общества от терроризма. Одним из важных способов! И чего-то иного, соразмерного по охвату и результативности, лично я не вижу. Взять те же персональные карточки со встроенными чипами — с ними можно и на самолет, и в метро, ими можно расплачиваться в магазинах. И все фиксируется».
Кстати, в США в настоящее время закон о геномной регистрации проходит проверку на конституционность в Верховном Суде США (дело Maryland v.Alonzo Jay King, Jr.). Предыстория такова. В 2009 г. по подозрению в изнасиловании был арестован Алонзо Джей Кинг-младший. В соответствии с Законом Maryland’s DNA Collection Act у него были взяты образцы ДНК, которые указали на его причастность к аналогичному преступлению только в 2003 г. Эти данные легли в основу обвинительного решения, приговорившего его к пожизненному заключению. Джей Кинг оспорил решение, ссылаясь на 4-ю поправку к Конституции США, считая, что полиция не имела права обрабатывать образцы ДНК для решения вопроса о привлечении его к ответственности за прошлые деяния. Изначально экспертиза была связана с нахождением следов на оружии по подозрению в изнасиловании 2009 г., но сотрудники полиции ввели данные в базу ФБР, после чего и всплыла информация по преступлению 2003 г. Адвокаты Джея Кинга в первоначальном процессе сразу же заявили ходатайство об исключении данных экспертизы как полученных с нарушением 4-й поправки к Конституции США (совпадение образцов ДНК было единственным фактом, указывающим на Кинга как на преступника). Но этот довод был отклонен судом. Апелляционный же суд удовлетворил жалобу, указав, что его право на неприкосновенность частной жизни превалирует над публичными интересами.
Биомедицинское право в России и за рубежом
Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др. Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций.<br />
Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.
Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом
Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом
Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др. Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций.<br />
Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.
|