|
Биомедицинское право в России и за рубежом
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
01.05.2015 |
ISBN: |
9785392175987 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
395 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Предисловие
Мохов А. А. "Понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук"
Романовский Г. Б., Романовская О. В. "Правовое регулирование биомедицинских технологий в Российской Федерации"
Салагай О. О. "Биомедицина в праве Европейского союза"
Лакеев А. Е. "Проблемы законодательного закрепления порядка проведения неклинических биомедицинских исследований в Российской Федерации"
Стефанчук Р. А. "К вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ"
Слободян Е. Н. "Общая характеристика принципов этической экспертизы проведения биомедицинских исследований"
Стеценко С. Г. "Донорство органов (тканей) человека: правовые аспекты"
Романовская О. В., Романовский Г. Б., Безрукова О. В. "Право и генетика"
Романовский Г. Б. "Правовое регулирование вспомогательных репродуктивных технологий"
Тарусина Н. Н. "Биомедицинские аспекты семейного законодательства: традиции и новации"
Лихолая В. А. "Проблемы соотношения биомедицинской этики и правового регулирования в области защиты неродившейся жизни"
Сенюта И. Я. "Право на гендерную идентичность: этико-правовые аспекты"
Седова Н. Н., Бударин Г. Ю. "Концептуальные основы защиты прав человека в медицине"
Мохов А. А. "Защита прав человека при осуществлении биомедицинских технологий"
Заключение
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Романовский Г. Б., Романовская О. В. "Правовое регулирование биомедицинских технологий в Российской Федерации"
Развитие медицины не останавливается. Каждый день озвучивается какое-то новое достижение, подвигающее нас к решению глобальных проблем: будь-то новая методика лечения онкологических заболеваний или поиск эликсира молодости. Подогревают обсуждение озвучиваемые подробности неудачного врачевания некоторых звезд шоу-бизнеса под девизом: «Стволовые клетки ускорили уход из жизни!». Большинство споров, слухов, домыслов, как и вполне очевидных перспектив, выстраивается вокруг биомедицинских технологий (биотехнологий). Сейчас даже неосведомленный читатель, услышав о появлении загадочного вируса, следит за тем, смогли ли ученые расшифровать его геном. Понятно, что, определив проблему изнутри, заглянув в ее молекулярную формулу, можно найти ее адекватное решение. Однако столь глубинный подход открывает путь для изменения природы человека: раз открывается сама основа построения клетки, неволен соблазн подкорректировать ее не только в медицинских, но и социальных целях. Тем более человек не оставлял идеи «выращивания» лучших из лучших. Достаточно упомянуть Платона, который в своем труде «Государство» приводит диалог, в основе которого стремление человека к сохранению ценных пород животных, его разведению. Попутно происходит уничтожение бесполезного потомства. Вывод прост: «…вытекает, что лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими и что потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших — нет, раз наше стадо должно быть самым отборным».
Именно достижения в области развития биотехнологий позволяют предложить принципиально новую перспективу: решить практически все проблемы биологически путем. Затрагивание самого существа человека заставляет юриспруденцию четко реагировать на меняющуюся действительность. В то же время мировое сообщество признает, что традиционных норм и механизмов становится недостаточно. Как отмечают Э. Сгречча и В. Тамбоне, открытия последних лет, «возвестившие о том, что в области генной инженерии появляется страшная по своим последствиям возможность создания биологического оружия и изменения самого статуса различных форм жизни, видов животных и людей, привели к тому, что они получили огромный резонанс и породили идеи и страхи “катастрофического” характера».
Прежде чем представить общую картину правового массива, посвященного биомедицинским технологиям, необходимо определиться, что следует под ними понимать. Во-первых, следует разобраться с самим пониманием слова «технология». Большая советская энциклопедия давала следующее представление понятия. «Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. lygos — слово, учение) — совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. Технологией (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса. В состав современной технологии включается и технический контроль производства. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.». Во-вторых, следует уточнить понятие биомедицины. Как отмечает В. А. Черешнев: «Основой медицины XXI века является новая модель здравоохранения, которая базируется на новейших геномных, постгеномных, эпигеномных технологиях, ускоренном развитии нано- и биотехнологий, биоинформатики, клеточной и синтетической биологии и многом другом. Медицина будущего — это новая парадигма — медицина Р4, главным тезисом которой является “От лечения болезней — к обеспечению здоровья”». Автор в своем исследовании уточняет: «Важнейшим направлением медицины, ее приоритетом в XXI веке становится регенеративная медицина. Она направлена на функциональное восстановление тканей и органов, подвергшихся действию болезней, повреждающих факторов и возрастных изменений, и основывается на разнообразных подходах — от клеточной терапии, инжиниринга тканей до создания новых медицинских материалов и устройств, искусственных тканей и органов и так далее. Регенеративная медицина занимается также изучением и развитием собственных репарационных способностей организма. Стволовые клетки служат основным инструментом регенеративной медицины».
Исходя из приведенных дефиниций, под биотехнологиями традиционно понимают комплексные процедуры, направленные на создание новых биологических объектов и их продуктов, способных вызывать определенный диагностический, лечебный или профилактический эффект при применении в медицинской практике. Понятие биомедицинских технологий охватывает репродуктивные технологии, регенеративную медицину, геномедицину, эксперименты с эмбриональными стволовыми клетками, использование пуповинной крови в медицинских целях, донорство органов, клонирвоание и др. Название каждой из представленных технологий влечет за собой целый комплекс правовых и этических проблем, нуждающихся в своем разрешении.
Биомедицинские технологии возникли далеко не вчера, хотя стремительное развитие получили в последние 20–30 лет, и могут оказывать влияние практически на все стороны человеческой и природной жизни. Биомедицинские технологии занимают свою нишу и в мировой экономике. Если общий доход биотехнологических компаний в начале XXI в. составлял около 30 млрд долл., где основная прибыль принадлежала сельхозпроизводителям, то сейчас доходы насчитывают более 100 млрд долл., в которых доля медицинской отрасли становится все ощутимей.
Из приведенного перечня биомедицинских технологий видно, что к ним относятся не только эксперименты с генетическим материалом и эмбриональными стволовыми клетками, вокруг которых не утихают споры этического и правового характера, но и вполне устоявшиеся, прошедшие апробацию и не вызывающие отторжения в обществе, религиозных конфессиях, государстве. К таковым, ставшим вполне стандартными процедурами, следует относить переливание крови, операции по трансплантологии (в частности, костного мозга), выявление онкологических заболеваний путем цитологического исследования. Вполне возможно, что и многие, сейчас обсуждаемые, биомедицинские технологии через какое-то время станут в число рядовых врачебных манипуляций. В настоящее время наблюдается некий бум. Трудно не согласиться с С. А. Матвеевым, заместителем директора по науке Российского хирургического центра им. Н. И. Пирогова, высказавшимся по поводу клеточной терапии как одного из направлений биомедицины (подобное высказывание справедливо и по отношению к большинству развиваемых биотехнологий): «Если вспомнить историю, то у каждого поколения были модные методы лечения (грязелечение, плазмаферез, плазмасорбация и т. д.), но потом они сводились к узким показаниям применения для определенного круга больных. То же самое со временем станет и с клеточной терапией».
Существующий ажиотаж обусловливает наличие значительного количества негативных моментов. В средствах массовой информации можно прочитать об ужасных последствиях терапии с помощью эмбриональных стволовых клеток. Сразу же оговоримся, что большинство публикаций к реальным научным достижениям имеет минимальное отношение. Можно прочесть о переливании крови от живых новорожденных и о принудительных абортах каких-то преступных групп врачей, о сатанистах в белых халатах и многом другом. Происходит эксплуатация мифов и, к сожалению, зачастую нечестными на руку людьми. Чего только стоят предлагаемые косметологические мероприятия с эмбрионами, которые предлагаются на полулегальной основе за весьма немалые суммы. Член Президиума РАМН С. И. Колесников отмечает: «Загадочность и рекламный характер (в силу высокой стоимости) клинической практики (речь идет о клеточной терапии. — Прим. авторов) в отсутствие законодательной и нормативной базы приводит к бурному развитию теневого (контрафактного) бизнеса на данном феномене, который часто вводит в заблуждение пациентов и может наносить вред их здоровью. Это может дискредитировать метод, который потенциально можно использовать для заместительной терапии при поражении клеток жизненно важных органов». Подобная пена, понятно, со временем спадет, но уже сейчас она создает значительные трудности нормальному развитию именно научных исследований. В обществе, подогретому выдумками и страхами, созревает недоверие к официальной медицине, что сказывается на правотворческой политике. Государство старается либо дистанцироваться от перспективного направления, «пустив на самотек», либо вводить жесткие ограничительные меры, иногда не имеющие под собой реальных оснований. И тот и другой вариант развития событий глушит науку, способствует только появлению шарлатанов (их запреты беспокоят меньше всего), а в конечном итоге приведут к тому, что миллионы граждан окажутся без эффективной медицинской помощи. Для справки: в 2009 г. руководитель Росздравнадзора профессор Н. Юргель отметил: «В настоящее время Росздравнадзором не разрешена к применению ни одна из технологий, связанная с использованием клеточного материала в медицинской практике. Осуществляемая экспертиза представляемых проектов медицинских технологий обычно выявляет недоказанную эффективность и безопасность данных разработок».
В настоящее время активно обсуждается вопрос формирования новой отрасли — биомедицинского права. В основе находится общая активность комплексных исследований, формирующихся на стыке наук: юридических и неюридических. Сейчас «отвоевывает» собственную предметологию медицинское право, которое вбирает в себя как знания в области правоведения, так и требует значительных познаний в области медицины, этики. Появились первые учебники под таким названием, идут конференции, в России издательской группой «Юрист» выпускается одноименный журнал (на Украине издается журнал с аналогичным названием), создана Ассоциация медицинского права. Уже продолжением такой дифференциации выступает появление биомедицинского права. Так, Ю. Д. Сергеев отмечает: «Представляется, что термин “медицинское право”, имеющий огромное значение в становлении и развитии новой отрасли правовой науки, в недалеком будущем действительно необходимо будет трансформировать и привести в соответствие с объемом проблем регулирования и запросами времени. Считаю, что уже сегодня мы доказательно можем говорить о “медицинском праве будущего”, новых концепциях и новом, более широком и адекватном термине: “биомедицинское право”». Кстати, автор в итоге пишет: «Главное, что стремительно развивающаяся в России самостоятельная отрасль права — медицинское право, расширяя свои горизонты и овладевая новыми правовыми рубежами, трансформируется в процессе своего становления, видоизменяется, приобретая все большую многоаспектность и тем самым убедительно демонстрируя свою жизнеспособность, научную аргументированность и востребованность».
Биомедицинское право в России и за рубежом
Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др. Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций.<br />
Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.
Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом
Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом
Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др. Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций.<br />
Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.
|