Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом

Биомедицинское право в России и за рубежом

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 01.05.2015
ISBN: 9785392175987
Язык:
Объем текста: 395 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Мохов А. А. "Понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук"

Романовский Г. Б., Романовская О. В. "Правовое регулирование биомедицинских технологий в Российской Федерации"

Салагай О. О. "Биомедицина в праве Европейского союза"

Лакеев А. Е. "Проблемы законодательного закрепления порядка проведения неклинических биомедицинских исследований в Российской Федерации"

Стефанчук Р. А. "К вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ"

Слободян Е. Н. "Общая характеристика принципов этической экспертизы проведения биомедицинских исследований"

Стеценко С. Г. "Донорство органов (тканей) человека: правовые аспекты"

Романовская О. В., Романовский Г. Б., Безрукова О. В. "Право и генетика"

Романовский Г. Б. "Правовое регулирование вспомогательных репродуктивных технологий"

Тарусина Н. Н. "Биомедицинские аспекты семейного законодательства: традиции и новации"

Лихолая В. А. "Проблемы соотношения биомедицинской этики и правового регулирования в области защиты неродившейся жизни"

Сенюта И. Я. "Право на гендерную идентичность: этико-правовые аспекты"

Седова Н. Н., Бударин Г. Ю. "Концептуальные основы защиты прав человека в медицине"

Мохов А. А. "Защита прав человека при осуществлении биомедицинских технологий"

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Седова Н. Н., Бударин Г. Ю.
"Концептуальные основы защиты прав человека в медицине"


Среди всех ценностей, осознанных большинством людей в открытых, демократических обществах, права и свободы человека считаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либерально-демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже почти три столетия. «Собственность, безопасность, свобода — на этом основан общественный порядок», — писал представитель классического либерализма Ф. Лассаль.


Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность — человеческое достоинство. Один из основоположников концепции прав человека, французский просветитель Ж.-Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: «Отказаться от своей свободы — это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой».


Достоинство, с одной стороны, есть нравственная самооценка человеком своей связи с обществом, своего значения, права на уважение со стороны других, со стороны общества, чувство ответственности. С другой стороны, достоинство — это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества. Достоинство человека — источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами являются той предпосылкой, которая даст человеку возможность самораскрыться, самореализоваться как личности. Это ведет, в свою очередь, к обогащению, совершенствованию всего человечества. Только через отношения, только через совместную жизнь людей может быть выражено достоинство человека. «Ценность, лежащая в основании естественного права, есть достойная внутренне самостоятельная и внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество, — писал русский философ И. Ильин. — Такая жизнь возможна только в виде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно достойной жизни, потому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости».


В теории естественного права действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм концепции прав человека заключается в предположении, что все люди — члены одной человеческой семьи и они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения прав и свобод другого человека. Вспомним еще раз первую статью Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Конституция России в соответствии с международными стандартами фиксирует: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21).


Принято считать, что права человека могут быть: а) дарованы ему Богом, б) определены государством или в) присущи ему от рождения, только потому, что он — человек. В последнем случае эти права называют естественными. Человек не обязан никакой высшей сакральной или светской власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека, его самоценность несовместимы с рабской, холопской благодарностью за то, что ему, человеку позволили воспользоваться какими-то крохами (его же!) прав. Они принадлежат ему уже в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. Писаное право, которое вобрало в себя и обычные правила, нормы взаимоотношений, моральные права и запреты, в том числе и права и свободы человека, называется позитивным правом. Не вдаваясь в дальние и ближние исторические экскурсы в область прав человека, отметим, что сегодня они содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств, и перешли из категории морально-этических норм, правил, прав в позитивное право.


«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, — провозглашает Конституция Российской Федерации. — Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17).


Эти положения о принадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервые так определенно нашли отражение в российском праве. И это не просто факт некоторых новаций в нашем законодательстве. За этим стоит радикальный поворот общественно-политической мысли, приобщение современной России к ценностям, прошедшим проверку временем, историей. Это знаменует и полярное размежевание с догмами марксизма конца XIX в. и с искусственными, безжизненными конструкциями марксистско-ленинской «науки» XX в. Либерально-демократическая концепция естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей была несовместима с классовым подходом и идеологической чистотой «вечно живого учения» и отвергалась в свое время советской правовой наукой.


Проблема прав человека — всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека нашло свое выражение в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991). Государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Они заявили, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими «непосредственный и законный интерес для всех госудрств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».


Признание и соблюдение основных прав и свобод человека — основа безопасности, стабильности отношений как в отдельных странах, так и во всем мире. «“Мир, прогресс, права человека” — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими», — говорил А. Сахаров. Уверенность человека в том, что и другие люди имеют, знают и действуют в соответствии с общепризнанными правами и свободами, правилами, условиями взаимоотношений позволяет предвидеть ситуацию, ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества. Соблюдение прав человека — это отсутствие страха, ненависти, агрессии, войн. Этот позитивный фактор подчеркивается в преамбуле Всеобщей декларации прав человека: «Признание достоинства, присущее всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлемых прав их, является основой свободы справедливости и всеобщего мира». Об этом же говорил А. Сахаров в своей Нобелевской речи.


Язык международных документов и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?


Если говорить о юридической природе, нормативной закреплении прав и свобод в правовых актах, международных документах, конституции и др., а также о системе защиты и механизмах их реализации, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия Свободы — это те же права. «Свобода есть право делать все, что разрешено законом», — писал Ш. Монтескье (заметим, что сегодняшнее понимание свободы звучит по-другому, свобода есть право делать все, что не запрещено законом). Иногда даже употребляются формулы «право на свободу». «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии…».


Вместе с тем есть в этих понятиях определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) — государство», то различия выразятся в следующем.


Свободы человека — сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения, вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод.


Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной — это мои свободы, это мой выбор. Однако государство вправе внести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Последние тому примеры — ограничение деятельности религиозных сект «Белое братство» на Украине, «Аум Синрике» в Японии.


Права человека — установленные и гарантируемые государством возможности, правомочия, потенции действий человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера, направление деятельности индивида. Государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Данным правом можно воспользоваться реализовать его либо нет, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют это право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.


Но, подчеркнем еще раз, с точки зрения юридического понятия права и свободы человека идентичны. Их различают на метауровне — на уровне философской рефлексии. Но само это различие определяет юридическую трактовку права как социальной нормы.


Говоря о юридических характеристиках прав человека нужно различать «права и свободы человека» в объективном и субъективном смысле, так же как это имеет место в понимании права вообще.


В объективном смысле права и свободы человека — это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности (гражданина) и государства.


В субъективном смысле права и свободы человека — это принадлежащая конкретному лицу возможность (правомочие) предусмотренного правовой нормою и защищаемого государством действия, поступка, поведения.


У многих исследователей проблематики прав и свобод человека появляется искушение выстроить права и свободы по ранжиру, по значимости, дать их иерархию. Особенно много споров вызывали экономические и социальные права. Навязанная в свое время ООН Советским Союзом и поддержанная странами третьего мира идея о социальных и экономических правах была предметом острых дискуссий как при принятии Всеобщей декларации прав человека, так и при разработке и принятии Международных пактов. СССР руководствовался чисто идеологическими, пропагандистскими мотивами, в результате было принято два Пакта, каждый из которых имеет разную степень обязательности, понимания комплекса прав человека.


Так, Международный пакт о гражданских и политических правах однозначно устанавливает, что «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте».


В то время как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах излагает права как бы в сослагательном наклонении, как пожелание: «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».


В последние годы изменились оценки и ученых — специалистов по международному праву, и нормотворческая практика международных организаций. Так Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в 1993 г. однозначно определила, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы».


Согласие народов по поводу основных прав и свобод человека и их классификации (косвенным образом) нашли свое выражение в Уставе ООН и Международном билле о правах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативных протоколах к нему. Таким образом, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права — это пять основных групп прав, утвердившихся в международно-правовых нормах.


В правовой литературе, в исследованиях по международному праву можно встретить различные подходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека. Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на их имманентности человеческой природе, их первичности существования, догосударственности, дополитичности (право на жизнь, свобода выражения мнений, свобода вероисповедания и т. п.).


Американская традиция, идущая от Билля о правах — первых десяти поправок к Конституции 1787 г., под правами человека имеет в виду своеобразно понимаемые гражданские права и свободы. Их содержание отличается от формулировок Устава ООН и Международного билля о правах. США в силу разных причин не признают существования социально-экономических прав и не ратифицировали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах


В Европе — родине и теории естественного права и естественных прав человека — сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры. Они закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и дополнительных протоколах к ней, в Европейской социальной хартии и других документах.


Советская политико-правовая доктрина выделяла социально-экономические, политические и личные права и свободы. Эта искусственная конструкция не выдерживает критики даже с точки зрения формальной логики: для классификации должно быть взято одно и то же основание. В группу личных прав зачислялись право на неприкосновенность личности (свобода от незаконных арестов), право на охрану личной жизни тайны переписки, свобода вероисповедания право вести атеистическую пропаганду и др. Однако права человека и в политической, и в экономической области являются столь же личными, индивидуальными, субъективными осуществляемыми отдельным человеком, сколь и другие права из советской группы «личных» прав. Чтобы выкрутиться из этого явного алогизма, придумывалось понимание личных прав в широком и узком смысле. Уместно было бы видеть на другом полюсе личных, индивидуальных прав групповые, коллективные права, но «самое верное учение в мире» до этого не дошло.



Биомедицинское право в России и за рубежом

Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др. Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций.<br /> Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.

209
Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом

Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом

Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом

Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др. Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций.<br /> Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.