Биомедицинское право в России и за рубежом
|
|
Возрастное ограничение: |
12+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
01.05.2015 |
ISBN: |
9785392175987 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
395 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Предисловие
Мохов А. А. "Понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук"
Романовский Г. Б., Романовская О. В. "Правовое регулирование биомедицинских технологий в Российской Федерации"
Салагай О. О. "Биомедицина в праве Европейского союза"
Лакеев А. Е. "Проблемы законодательного закрепления порядка проведения неклинических биомедицинских исследований в Российской Федерации"
Стефанчук Р. А. "К вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ"
Слободян Е. Н. "Общая характеристика принципов этической экспертизы проведения биомедицинских исследований"
Стеценко С. Г. "Донорство органов (тканей) человека: правовые аспекты"
Романовская О. В., Романовский Г. Б., Безрукова О. В. "Право и генетика"
Романовский Г. Б. "Правовое регулирование вспомогательных репродуктивных технологий"
Тарусина Н. Н. "Биомедицинские аспекты семейного законодательства: традиции и новации"
Лихолая В. А. "Проблемы соотношения биомедицинской этики и правового регулирования в области защиты неродившейся жизни"
Сенюта И. Я. "Право на гендерную идентичность: этико-правовые аспекты"
Седова Н. Н., Бударин Г. Ю. "Концептуальные основы защиты прав человека в медицине"
Мохов А. А. "Защита прав человека при осуществлении биомедицинских технологий"
Заключение
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Сенюта И. Я. "Право на гендерную идентичность: этико-правовые аспекты"
…Не существует ничего нового или особенного в праве на жизнь и безопасность человека, в праве на свободу от дискриминации. Эти и другие права считаются универсальными… закрепленными международным законом, но их лишены многие люди из-за своей сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
Нави Пиллей
Право человека на гендерную идентичность порождает едва ли не самые сложные моральные дилеммы, именно поэтому на нем фокусируют свое внимание право, медицина и биоэтика. Сложным при «трансформации пола» является все от понятийно-категориального аппарата, который должным образом не закреплен, до особенностей осуществления отдельных прав человека. Эта сложность обусловлена различными факторами от медицинских, морально-этических до правовых, а над всем этим возвышается человек, требующий обеспечения своих прав. Проблемными представляются не только нормативная коллизионность или биоэтическая контраверсионность, но и общественная ментальность, ведь преимущественно именно общество не может воспринять, духовно настроиться на «трансформеров»… забывая слова из Евангелия: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф., 7, 1–2).
Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) в Решении «Косей против Великобритании» (Cossey v. The United Kingdom, 1990) отметил, что сегодня следует позволить государству определить, до какого предела оно может соответствовать требованиям транссексуалов. Суд осознает важность проблем, с которыми сталкиваются последние. Конвенцию о защите прав человека и основоположных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее — Конвенция 1950 г.) всегда следует толковать с учетом актуальных условий. Так, удовлетворить потребность в соответствующих юридических средствах можно лишь постоянными исследованиями, в частности, эволюции (развития) общественного сознания.
Анализируя фундаментальные изменения системы ценностей, ЕСПЧ в своем Решении «Кристин Гудвин против Великобритании» (Christine Goodwine v. The United Kingdom, 2002) обратил внимание на недоказанность того, что изменение положения транссексуалов рискует вызвать конкретные и значительные трудности или посягательство на общественный интерес. Что же касается других возможных последствий, Суд считает, что можно требовать от общества, чтобы оно согласилось на определенные неудобства, чтобы позволить лицам жить в достоинстве и уважении, согласно половой идентичности, избранной ими ценой больших страданий.
Важность правовой позиции ЕСПЧ для Украины подтверждена принятием Закона Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» (далее — Закон о применении). Согласно ст. 2 Закона о применении, решения ЕСПЧ являются обязательными для выполнения Украиной на основании ст. 46 Конвенции 1950 г. Ключевой является ст. 17 Закона о применении, в которой предусмотрено, что национальные суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию 1950 г. и практику ЕСПЧ в качестве источника права. Из анализа терминологического аппарата Закона о применении следует, что практика ЕСПЧ — это практика Европейского суда по правам человека и Европейской комиссии по правам человека, следовательно, практика ЕСПЧ в отношении других стран является обязательной для применения национальными судами при решении споров.
Вопросы осуществления отдельных прав трансгендерных лиц, дефиницийный аппарат данной проблематики и нормативный фон с биоэтическими вкраплениями стали предметом изучения в этом исследовании не случайно. Выбор тематики обусловлен несколькими факторами: 1) незначительной исследовательской заинтересованностью; 2) обновлением национального законодательства; 3) широтой практики Европейского суда по правам человека в данном контексте; 4) калейдоскопом разнообразных проблем в сфере трансексуальности, прежде всего биоэтического характера; 5) особой уязвимостью трансгендерных лиц: от правореализационных трудностей до отторжения общества.
Международно-правовые стандарты гендерной идентичности
В международных актах регламентируется каталог прав трансгендерных лиц, предлагаются механизмы их защиты, формулируются недискриминационные принципы, определяются ценности политики в данной сфере. Среди них особого внимания заслуживают: Конвенция 1950 г., Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы о дискриминации по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности от 29 апреля 2010 г. (далее — Резолюция ПАСЕ), Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О мерах по борьбе с дискриминацией по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности» от 31 марта 2010 г. (далее — Рекомендация Комитета Министров) и Джокьякартские принципы. Принципы применения международно-правовых норм о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности (март 2007 г.) (далее — Джокьякартские принципы).
Проанализировав перечисленные международные документы, можно определить общие принципы, связанные с правами человека и гендерной идентичностью:
1. Универсальности — лица любой сексуальной ориентации и гендерной идентификации имеют право на обладание всеми правами и свободами в полном объеме.
2. Равенства — обеспечение равенства прав и свобод лицам любой сексуальной ориентации и гендерной идентификации, равенства их перед законом, обеспечение им равных возможностей.
3. Недискриминации — каждый человек имеет право на осуществление своих прав и свобод без дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентификации.
4. Автономии личности — лицо имеет право самостоятельно определять свою сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, которые относятся к фундаментальным аспектам самоидентификации.
5. Уважения достоинства человека независимо от его сексуальной ориентации и гендерной идентификации.
Сформированный на основании Резолюции ПАСЕ, Рекомендации Комитета Министров и Джокьякартских принципов, каталог прав трансгендерных лиц включает следующие возможности:
1. Право на жизнь.
2. Право на личную неприкосновенность.
3. Право на неприкосновенность личной жизни.
4. Право не подвергаться произвольному лишению свободы.
5. Право на справедливый суд.
6. Право на гуманное отношение при содержании под стражей.
7. Право не подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
8. Право на защиту от любых форм эксплуатации и торговли людьми.
9. Право на труд.
10. Право на социальное обеспечение и другие формы социальной защиты.
11. Право на достаточный жизненный уровень.
12. Право на жилище.
13. Право на образование.
14. Право на наивысший достижимый уровень здоровья.
15. Право на защиту от нарушений медицинского характера.
16. Право на свободу убеждений и на их свободное выражение.
17. Право на свободу мирных собраний и ассоциации.
18. Право на свободу мысли, совести и религии.
19. Право на свободу передвижения.
20. Право на убежище.
21. Право на создание семьи.
22. Право на участие в ведении государственных дел.
23. Право на участие в культурной жизни.
24. Право отстаивать права человека.
25. Право на эффективную правовую защиту и на возмещение ущерба.
26. Право на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении возможностей человека, связанных с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.
Понятийно-категориальный аппарат
Одним из важнейших и сложнейших представляется вопрос глоссария, ведь корректное понимание значения терминов позволяет автору правильно «нарисовать» ту или иную научную картину. Прежде всего, необходимо выяснить смысловое наполнение термина «гендерная идентичность». Национальное законодательство такого понятия не содержит, следовательно, обратимся к международным стандартам, а именно к Джокьякартским принципам. В данном документе понятие «гендерная идентичность» определяется как глубокое осознание тем или иным лицом внутренних и индивидуальных особенностей гендерной принадлежности, которая может как совпадать, так и не совпадать с полом по рождению, включая индивидуальное ощущение своего тела (при наличии свободной воли может сопровождаться изменением внешности или физиологических функций медицинскими, хирургическими или иными средствами) и другие проявления, такие как одежда, речь и особенности поведения. От этого понятия следует отличать другое, также определенное в Джокьякартских принципах, а именно «сексуальная ориентация» — способность того или иного лица к глубокой эмоциональной, дружественной и сексуальной привязанности к лицам противоположного пола или одного и того же пола или обоих полов, а также к вступлению с такими лицами в интимные и половые отношения.
В украинской нормативно-правовой базе используется термин «транссексуализм» как диагноз. В перечне психогенных заболеваний Международной классификации болезней 10-го пересмотра под шифром F64 «Расстройства половой идентичности» в диагностическом разделе F6 «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте» выделены:
1. F64.0 «Транссексуализм», т. е. желание жить и восприниматься окружающими как лицо противоположного пола, обычно сопровождаемое ощущением дискомфорта от своего анатомического пола или чувством неуместности своей половой принадлежности. Желание подвергнуться хирургическому вмешательству или получить гормональное лечение с тем, чтобы достичь, насколько это возможно, соответствия предпочитаемому полу. Диагноз «транссексуализм» базируется на следующих критериях: стабильное и неизменное чувство принадлежности к противоположному полу, дискомфорт и ощущение несоответствия своему биологическому полу. Постоянная озабоченность и желание избавиться от первичных и вторичных признаков и приобрести противоположные путем хирургического и гормонального лечения.
Биомедицинское право в России и за рубежом
Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др. Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций.<br />
Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.
Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом
Юридическая Романовский Г.Б. Биомедицинское право в России и за рубежом
Работа имеет целью определить правовые основы биомедицинских исследований в Российской Федерации и за рубежом. Выделено понятие биомедицинского права и его место в системе отраслевых юридических наук. Самостоятельными объектами исследования стали: правовые основы донорства органов (тканей) человека, генетических и вспомогательных репродуктивных технологий, этической экспертизы биомедицинских исследований и др. Работа включает в себя анализ российского законодательства, международных правовых актов, директив Европейского союза, этических документов профессиональных медицинских организаций.<br />
Монография рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов юридических учебных заведений, практикующих юристов, должностных лиц органов государственной власти, а также научных работников и специалистов по организации здравоохранения.
|