Современная Проза Ильичев Cергей Танцы с дьяволом

Танцы с дьяволом

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Современная Проза
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2013
ISBN: 9785392139514
Язык:
Объем текста: 310 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Пролог

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



III


В доме отца Михаила, который он для себя называл как Сергиев скит, в тот день были Агриппина, Анна и знакомая нам травница Татьяна. Сейчас они смотрели, как двое молодых плечистых парней втаскивают огромный телевизор. Батюшка, сидя у окна, молча наблюдал за этими действиями.


— Куда ставить-то будем? — спросил священника один из рабочих.


— Да уж не в красный угол, — ответил ему отец Михаил. — Давайте на столик к дивану.


Татьяна быстро сняла со столика цветущую розу и освободила стол для телевизора. Агриппина попросила у батюшки благословения поставить чайник и напоить рабочих чаем. Пока чайник закипал, рабочие подключили комнатную антенну и настроили телевизор.


— Алексей Сергеевич просил передать, чтобы вы посмотрели финал программы «Последний герой Верхневолжья», а мы уж поедем. Извините, но дома ждут! — сказал, убирая инструменты, второй из рабочих, тот, что был постарше.


— Что же, это дело хорошее! Спасибо вам и поезжайте с Богом!


А бабушки уже сели на диван и уставились в телевизор. На экране появляется заставка передачи «Последний герой Верхневолжья».



И снова мы в знакомой уже нам студии местного телевидения в районном доме культуры. Знакомый зал, зрители и заставка передачи. И свет уже поставлен, и камеры включены. За столиками в центре зала сидят, как говорится, оставшиеся в живых два последних героя Верхневолжья — Санников и Ефремов.


— Проведенный нами опрос показал, что наибольшее число зрительских симпатий было отдано за Санникова Алексея Сергеевича, — оглашает результаты зрительского голосования ведущий программы.


Зрительный зал аплодирует. Николай Анатольевич, стоявший в проходе, уже кого-то на радостях обнимает.



Отец Михаил вместе со старушками со вниманием смотрели передачу, а когда зрительный зал стал аплодировать Санникову, священник невольно перекрестился.


— Все, что Бог ни делает, все к лучшему! — сказал он, а старушки солидарно закивали головами.



Они видели, как ведущий предоставляет слово кандидату на должность главы администрации Верхневолжского района Санникову Алексею Сергеевичу.


Санникову дают микрофон.


— Дорогие друзья, уважаемые телезрители! Должен вам сказать, что настоящим героем среди нас является присутствующий здесь ваш земляк Александр Ефремов. И если бы не он, то еще и неизвестно, где бы я сейчас находился. И я искренне хочу еще раз поблагодарить его за свое спасение.


Санников подходит к Ефремову и протягивает ему свою руку. Ефремов встает и нерешительно отвечает на его рукопожатие.


— Я хорошо знаю, в каких тяжелых условиях приходится трудиться и жить работникам органов внутренних дел, знаю про их небольшие зарплаты. Знаю и то, что у Александра есть жена и дочка...


Камера показывает находящихся в зале жену Ефремова и его дочь.


— Знаю, — говорит Алексей, — и то, что они несколько лет стоят в очереди на получение квартиры.


Весь зал уже внимательно вслушивается в слова выступающего.


— В знак благодарности за свое спасение, в знак искренней радости, что в нашей милиции еще работают такие смелые и благородные люди, я хочу сделать его семье подарок.


И достает из кармана ключи.


— Я вручаю вам ключи от новой двухкомнатной квартиры, которую наш комбинат приобрел для своих нужд. Живите в ней, радуйтесь и любите друг друга.


Ефремов растерянно принимает ключи. Люди, сидящие рядом с его женой, уже поздравляют их с новосельем.


— А теперь о главном! О том, ради чего мы сегодня и собрались здесь и у экранов телевизоров. О выборах нового главы администрации для нашего района.


Зал начинает аплодировать и скандировать: «Санников! Санников! Санников!»


Движением руки ему удается остановить скандирование.


— Если говорить серьезно, то настоящим героем, человеком, перед которым я готов склонить свою голову, опытным организатором и любящим отцом для всех нас, конечно же, был наш батюшка, отец Михаил!


И снова зал взрывается аплодисментами, и Санникову потребовалось какое-то время, чтобы успокоить зал.


— Мне кажется, что лучшей кандидатуры для главы района нам все равно не найти! Здесь присутствует председатель избирательной комиссии, и, как я понимаю, до окончания регистрации новых кандидатов у нас осталось только три часа.


Присутствующий председатель избиркома согласно кивает головой.


Санников берет в руки папку, которая до этого времени лежала у него на столе.


— У меня в руках все необходимые документы для регистрации отца Михаила Боголюбова как кандидата на должность главы нашей администрации. Вы все его знаете, многие его любят, почти все уважают. Я часто за последние дни задавал себе один и тот же вопрос: чем он отличается от других кандидатов? И понял! Ему, как монаху, лично ничего не надо! Ему не для кого воровать! Он и сейчас довольствуется лишь тем, что ему через нас подает Господь! Еще он не обременен семьей! У него нет своих детей, а потому для всех обездоленных, забытых и нелюбимых у него найдется и тепло, и любовь, которая им так необходима и которая будет нас всех согревать!


Зал замер. Камера делает наезд на Санникова, и мы видим его крупный план.


— Поэтому сейчас я делаю официальное заявление о том, что снимаю свою кандидатуру с выборов в пользу отца Михаила! И прошу всех, кто мне верит и доверяет, отдать свои голоса за батюшку. А я, в свою очередь, даю вам слово чести в том, что все, о чем я говорил, все, что обещал для района, я выполню и буду помогать новой власти сделать вашу жизнь достойной.


И уже широко улыбаясь, глядя прямо в камеру, добавляет: «Ну что, отче Михаил, взваливай на себя новый крест. Я так понимаю, ты у Бога в любимчиках ходишь. А меня принимай к себе в соработники...»


— Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — промолвил не ожидающий такого поворота священник.



Уже через час Санников приехал в Сергиев скит к отцу Михаилу. Батюшка, Агриппина, Анна и Татьяна уже сидели за столом, пили чай. Посадили за стол и Алексея.


— По-доброму все сделал, молодец, Алеша! Неожиданно, правда, для меня, но достойно. И за Александра тебя благодарю, что помог его семье. И если бы ты не снял сразу же своей кандидатуры, то после могли бы тебя обвинить в подкупе кандидата.


— Я это и сам понял в момент передачи ключей, да отступать было поздно. Хотелось, чтобы у людей был праздник! Да и вы уж меня извините за слова о том, что монаху, как человеку без семьи, наши боли и заботы ближе к сердцу.


— За что же тебя винить? Слова ты нашел хорошие, правильные, душу согревающие. Но дело тут не в монашеском чине, а в наличии у того или иного слуги Господнего любящего сердца, которое равно согревает и одаривает своей любовью каждого, с кем оно соприкасается. А монахом я ведь стал не так давно. Была у меня и семья, и сын любимый Иван. Только это все осталось в прошлом.


— Еще раз извините...


— Когда-то об этом все равно пришлось бы рассказать, так почему бы и не сейчас...


Батюшка на мгновение погрузился в воспоминания. И начал свой рассказ.


— После рукоположения в священный сан в возрасте двадцати пяти лет я стал настоятелем одного из московских храмов. За двадцать пять лет своего служения успел получить все, что давалось Святейшими Патриархами из знаков отличия за примерную и верную службу у алтаря Господня. У меня был широкий круг самых разных знакомств как среди правительства Москвы, так и из числа тех, кто был воистину сильными мира сего. Жили мы в пятикомнатной квартире в одной из сталинских высоток, что на площади Восстания, и был у меня новенький, последней марки «Мерседес». Все было. Будучи еще молодым настоятелем, я все свое время проводил в храме, который с помощью Божией восстанавливать пришлось из руин. Да и сам храм, что дитя малое, также требовал меня всего себе без остатка. И родившийся вскоре у нас Ванюшка был целиком вверен на воспитание матушки, жены моей Анастасии.


Однажды я ее сильно обидел, когда при ней снял с пальца свое венчальное кольцо. Что-то, уже и не помню, сказал ей тогда о своем обручении с храмом. Она этого понять не смогла, да половины сказанного, видимо, и не расслышала по причине того, что сам факт, как ей тогда показалось, моего отказа от нее был как удар обухом по голове. Вот с того самого дня Настенька моя стала увядать, сохнуть словно цветок, лишенный живительной и благодатной влаги.



Батюшка вспомнил те годы в Москве. Высотку. Свою квартиру. Вновь увидел, как в большой гостиной Анастасия и ее пятилетний сын Иоанн наряжают новогоднюю елку. Накрытый праздничный стол...


Когда он после новогоднего молебна пришел домой, Анастасия и Иван смотрели мультипликационный фильм «Двенадцать месяцев». Часы показывали начало второго ночи. Он тихо отворил дверь и вошел в квартиру весь заснеженный, словно Дед Мороз. Его никто не услышал. Все были увлечены мультфильмом. Но когда он, раздевшись, шел на кухню, то услышал диалог жены и сына:


— Как бы и мне хотелось, чтобы кто-нибудь принес мне в новогоднюю ночь корзинку с подснежниками!


— Так ты скажи папе, пусть он помолится, и тогда Дед Мороз обязательно принесет тебе корзину подснежников!


Отец Михаил с сумками в руках вошел в гостиную.


— Подснежники, радость моя, в январе бывают только в сказках! Сейчас легче попросить у Деда Мороза ананасы и мандарины... — сказал я и стал выставлять на праздничный стол пакеты с заморскими продуктами. Но мать с сыном были увлечены перипетиями удивительной сказки, к тому уже были сыты и не обратили никакого внимания на принесенные мною продукты.



Сегодня я часто задаю себе вопрос: любили ли мы вообще друг друга? Домой я приходил поздно вечером и уже почти без сил. Так же рано и уходил на службу. По ревности служебной и по образу подвижников православной веры пытался служить тогда каждый день. По этой причине вынужден был ограничивать себя и в выполнении супружеских обязанностей, так как сам же поставил себя в положение вечного поста. По сути, наши отношения стали более напоминать отношения в семье между братом и сестрой, но уж никак не любящих и находящихся в самом расцвете сил молодоженов.


В нашей спальне стояли две кровати, разделенные тумбочкой с ночником. Когда я пришел в спальню, Анастасия уже лежала в своей кровати. Я подошел к ней.


— Поздравляю тебя с Новым годом!


У меня в руках коробочка с подарком, которую и вручил матушке.


— Спасибо! — ответила она и, не раскрывая подарка, положила его на тумбочку.


Я склонился над ней и собрался было всего лишь поцеловать жену, как это обычно делал перед сном. Но Анастасия движением руки остановила меня.


— Как только принесешь мне корзину подснежников.


— И никак не раньше?


— Никак!


— Но сие, к сожалению, невозможно, существуют объективные законы природы, и январь не сможет, как в сказке, уступить свое место маю...


— Поживем — увидим! — ответила она и выключила ночник.


За столом все внимательно слушали рассказ священника:


— Она и умерла так же загадочно, молча, заснув и не проснувшись, в один из прекрасных дней Рождественских святок... И более двадцати лет я сам занимался воспитанием своего единственного наследника Иоанна. Мальчик выбрал спортивную стезю и за эти годы добился определенных успехов, став после окончания спортивного вуза вратарем одного из столичных футбольных клубов. И последние годы мы почти и не встречались, так как сын все время проводил на сборах. Я и видел-то его лишь по телевизору, когда транслировался тот или иной международный футбольный матч и внимательно всматривался каждый раз в своего мальчика на экране, отмечая то, как он подрос и возмужал...



И вот однажды в январский день, раздавая в аэропорту, как обычно по возвращении с зарубежного матча, сувенирные футбольные мячи со своим автографом работникам таможни, Иоанн по ошибке передал один из мячей, начиненных наркотиками. Когда это обнаружилось, утром особая следственная бригада пришла к нам в дом с обыском. И сообщение об аресте сына я узнал, как и сотни москвичей, через день из новостей столичного канала.


Я тогда крепко выпил, что не делал уже много лет. Пил и вспоминал покойную жену, оставившую меня с мальчонкой на руках. И как всякий истинно православный человек, отчетливо понимал, что в ее смерти повинен лишь сам.


В первый же понедельник после совершения Божественной Литургии отправился в тюрьму, где содержался мальчик. О чем я только не передумал за эти часы до нашей с ним встречи. И вот Иоанн вошел в комнату для свиданий. И я не узнал сына. Не узнал того, кого уже почти два года видел лишь на экране телевизора.


— Зачем ты пришел, отец? — спросил он меня.


— У меня достаточно связей, сынок, и я мог бы помочь тебе. Может быть, тебе что-нибудь нужно? Ты только скажи, и я все для тебя достану...


Иоанн на мгновение задумался, а потом сказал:


— Тогда, если сможешь, конечно, принеси мне, пожалуйста, корзину подснежников!


И внимательно взглянул мне в глаза, словно заглянул в этот миг в саму душу. А потом встал и, не прощаясь, молча вышел из комнаты.



Убаюканные рассказом старушки задремали, сидя на диване. Но Санников внимательно вслушивался в слова священника, стараясь не пропустить ни одного слова.


— А потом был суд. Были привлечены лучшие адвокаты, зачитаны блистательные характеристики, по сути доказано, что в момент ареста ни у самого Иоанна, ни в его доме следов каких-либо наркотиков не обнаружено. Но суд осудил моего мальчика на три года. Этот приговор, как я понимал, был вынесен не столько сыну, сколько мне лично, а в моем лице уже и всей Православной Церкви, которая столько лет последовательно отстаивает право введения в светских школах если уж не Закона Божьего, то хотя бы основ православной культуры. И этот процесс был более показательным для общественности, которой давали понять, что и у православных нянек дитя также бывает без глазу... Как же им после всего этого можно доверять своих детей? И уже через месяц мой сын был отправлен в одну из колоний Магадана...


Узнав о месте отбытия наказания сына, я написал прошение на имя правящего архиерея с просьбой о переводе меня в те же края. Учитывая причины, послужившие поводом для такой просьбы, и насущную необходимость в квалифицированных кадрах среди клириков Магаданской епархии, моя просьба была уважена. И в первые дни осени, оставив свой приход и продав машину, с одной связкой книг отправился я в неведомое для меня путешествие на край света. Туда, к сыну. В надежде, что близость с ним поможет растопить образовавшийся в наших отношениях лед недоверия и мучительной хладности, проявленной сыном во время нашей единственной встречи.


И тут священник замолчал.


— Алеша, ты ведь для чего приехал ко мне?


— Да, мне нужна ваша подпись под документами... И у нас остался всего лишь один час, чтобы успеть передать эти документы в избирком... Может быть, мы в машине продолжим этот разговор?


— Ты же ничего не знаешь обо мне...


— Еще более уверовал, что мое решение правильное! Собирайтесь, отче! Нас ждут большие дела!


В машине отец Михаил и Санников сидели рядом на заднем сидении.


— И вы оставили московский приход, чтобы поехать к сыну? — спросил батюшку Алексей, как бы приглашая его продолжить свой рассказ.


— Не только приход, Алеша, а всего себя прошлого должен был постараться оставить, прежде чем поехать к нему на Магадан...



В избирком они все-таки попали вовремя. Отец Михаил поставил необходимые подписи, и вместе с Алексеем они пришли в гостиницу, где Санников предоставил ему одну из комнат своего люкса. Стол был уже накрыт, но батюшка лишь выпил чай и погрузился в воспоминания. Вспомнил перрон вокзальный, провожающих его чад, обещавших помнить и молиться, вспомнил, как почти трое суток пути практически не спал и все лежал на своей полке с открытыми глазами. А поезд Москва — Владивосток был лишь в начале своего пути...




Танцы с дьяволом

Роман православного писателя Сергея Ильичева – это современная попытка построения классической модели «симфонии» церкви и власти на примере жизни небольшого провинциального городка. Автор с помощью сделанного им временно го среза предлагает читателям увидеть как метастазы болезни нашего общества, так и возможные пути выздоровления того, что мы называем российской глубинкой. Как и в каждой его работе, перед нами непростые человеческие отношения и судьбы. И автор искренне надеется, что вы сумеете понять, поверить и… простить его героев.

109
 Ильичев Cергей Танцы с дьяволом

Ильичев Cергей Танцы с дьяволом

Ильичев Cергей Танцы с дьяволом

Роман православного писателя Сергея Ильичева – это современная попытка построения классической модели «симфонии» церкви и власти на примере жизни небольшого провинциального городка. Автор с помощью сделанного им временно го среза предлагает читателям увидеть как метастазы болезни нашего общества, так и возможные пути выздоровления того, что мы называем российской глубинкой. Как и в каждой его работе, перед нами непростые человеческие отношения и судьбы. И автор искренне надеется, что вы сумеете понять, поверить и… простить его героев.

Внимание! Авторские права на книгу "Танцы с дьяволом" ( Ильичев Cергей ) охраняются законодательством!