Юридическая Корнев А.В. Социология права. Учебник

Социология права. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 22.01.2015
ISBN: 9785392161683
Язык:
Объем текста: 410 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Концептуальные основания социологии права. Глава 1. Социология права как составная часть общей теории права и государства

Раздел II. Формирование социологии права. Глава 1. Становление и развитие зарубежной социологии права

Глава 2. Становление и развитие социологии права в России

Раздел III. Институциональные основания социологии права. Глава 1. Право как социальный институт

Глава 2. Социальные основания юриспруденции и социология юридической деятельности

Глава 3. Социальная система (механизм) правового регулирования

Глава 4. Социальные основания правотворчества

Глава 5. Социальные основания правореализации

Глава 6. Правовое сознание и правовая социализация личности

Глава 7. Роль государства и права в обеспечении социальной безопасности

Глава 8. Социология конфликта

Раздел IV. Эмпирическая (прикладная) социология права. Глава 1. Методологические основания и методы социолого-правовых исследований

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ II.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА


Глава 1.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА



В результате освоения данной темы студент должен:


Знать:


• истоки и основные этапы формирования социологии права в зарубежных странах;


• основные направления развития зарубежной социологии права


Уметь:


• ориентироваться в проблематике зарубежной социологии права;


• различать авторские позиции зарубежных социологов права в части предмета и научного статуса социологии права


Владеть:


• навыками работы с зарубежными источниками права;


• аналитическими способностями сопоставления различных точек зрения, касающихся социологических оценок правовой реальности




1.1. Социолого-правовая проблематика в работах зарубежных авторов


Традиция изучения права как социального явления насчитывает много веков. Своими корнями она уходит в античность, колыбель европейской цивилизации.


Справедливо утверждение, что Рим дал миру закон, а римское право дважды покорило мир. Первый раз с помощью оружия, а второй раз оно было востребовано как классический регулятор товарно-денежных отношений или, по-другому, отношений гражданского оборота. Вместе с тем римская юриспруденция формировалась не на пустом месте, активно заимствуя все лучшее у греков, которые превзошли всех в области философии и теории познания. Грецию можно смело назвать родиной политико-правового знания. Рим преуспел в государственных учреждениях, в структурах представительной власти, в юридических институтах и процедурах, в сводах законов. Рим оставил миру кодексы, отвечавшие на вопрос, что делать и чего не делать, а Греция — политическую правовую теорию, которая давала ответ на вопрос, почему это можно делать, а почему это нельзя (Е. И. Темнов).


На формирование юридических категорий древних греков оказывали влияние социальные условия, хозяйственная деятельность людей, природная среда. Платон, будучи идеалистом, в мировоззренческих основах своего учения применительно к формированию своей политико-правовой теории был, скорее, реалистом. Люди, по Платону, тяготеют к общежитию, следовательно, они должны обладать культурой социального, политического общения, культурой владения государственно-правовыми возможностями и средствами. «Я устанавливаю законы, — подчеркивает философ, входя в роль правителя, — приняв в расчет все то, что наиболее полезно всему государству и всему роду в целом». Преподавая в основанной им Академии, философ учил тому, чтобы в процессе формирования гражданского права «учитывались интересы каждого» в области имущественного, наследственного права, в торговле и обмене денег.


Изучение права как социального явления продолжил ученик Платона — Аристотель. Ученик не избежал идеалистических воззрений своего учителя, однако его мировоззрение было более приземленным. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо политическое. Во всех людей природа внесла стремление к государственному общению, и первый, кто организовал это общение, оказал человеку величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, — совершеннейший из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех, — пишет Аристотель в «Никомаховой этике».


Государство, по Аристотелю, самая совершенная форма общения. Государство возникает ради достижения общего блага. Самой лучшей формой правления он считает политию, где «правит большинство в интересах общей пользы». Право есть регулирующая норма политического общения и само является политическим. Политическим качеством закона выступает его соответствие политической справедливости и праву, поэтому «всякий закон в основе предполагает своего рода право».


Аристотель большое значение придавал социальным качествам закона. В силу этих причин он проанализировал содержание более ста тридцати греческих конституций в целях выявления лучших из них для регулирования отношений в благоустроенном полисе-государстве.


Римляне гораздо большее внимание уделяли практической стороне вопроса. Произошло это не сразу. На ранней стадии развития римской юриспруденции в соответствии с господствовавшими религиозными представлениями право интерпретировалось как нечто богоданное, теономное и обозначалось термином fas. В отличие от него светское, человеческое право получило наименование jus, в которое включали как право естественное, так и то право, которое в дальнейшем стали именовать позитивным. Примечательно, что естественное право римские юристы считали правом, непосредственно действующим, а значит, социально необходимым и полезным. Римский юрист Ульпиан в своем известном делении всего права на публичное (то, которое «относится к положению римского государства») и частное (то, «которое относится к пользе отдельных лиц») подчеркивает огромную роль права в регулировании отношений между людьми, т. е. отражает социальное назначение права.


Интерпретация естественного права как права действующего была призвана подчеркнуть присущую ему справедливость. В этом смысле примечательны слова римского юриста Ульпиана. «Изучающему право, — считает Ульпиан, — надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название от justitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемое знание и умение), boni (добро) и aequi (равенство и справедливость)».


В этом классическом определении отражены важнейшие социальные свойства права, которые позволяют ему выполнять функцию регулятора общественных отношений. Ульпиан высоко ценил не только роль права, но и сословие юристов. Как считает Ульпиан, «по заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, желая, чтобы доброе совершенствовалось не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами... Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом».


Период Средних веков был далеко не лучшим для всестороннего изучения права как социального регулятора. Вместе с тем нельзя сказать, что юридическая наука тогда совсем не развивалась. Конечно, в период Средних веков богословие безраздельно господствовало, и все отрасли знания, включая юриспруденцию, в той или иной степени были отраслями теологии.


История юридического образования, а стало быть, и юридической науки в Западной Европе непосредственно связана с возникновением в XII—XIII вв. университетов. Это было время бурного развития городов, увеличения городского населения, занятого ремеслом, торговлей, ростовщичеством. Нельзя не согласиться с американским профессором социологии Р. Коллинзом в том, что главным вкладом Средних веков в последующую мысль была «не идея, а институт». Таким вкладом было рождение университета. Университеты возникали в 1100—1200 гг., а преподаватели и студенты концентрировались в Париже, Болонье и Оксфорде. Интеллектуальное сообщество впервые приобрело свою собственную интеллектуальную цитадель. Эта автономия возникала постепенно. Преподаватели и студенты по большей части занимались теологией и правом и в меньшей — медициной: практическими традициями внешнего мира, а не самими интеллектуальными предметами.


Развитие торговли, банковского дела, нуждавшихся в правовых гарантиях, рождает потребность в профессии юриста, способного обосновать законность интересов своего клиента, разрешить спор, прибегая не к мечу, а к праву. Споры, в которых участвовали банкиры, торговцы, ремесленники, должны были решаться не так, как споры между рыцарями.


Окончание времени рыцарства с его нормами морали и этики, неписанными предписаниями о долге и чести означало наступление времени буржуазии, решающей проблемы, опираясь на нормы писаного права. Вместо клятвы приходит расписка, заверенная нотариусом, договор, составленный профессиональным, подготовленным в университете юристом. Жак Ле Гофф в своей книге «Рождение Европы» отмечает, что университетский преподаватель возникает вместе с купцом. Европа интеллектуального труда рождалась бок о бок с Европой труда торгового.


Средние века не так много дали для развития юридической науки и для исследования социальной природы права. Тем не менее юридическая наука не стояла на месте. Она развивалась в университетах не только в силу любознательности ученых, но и по чисто практическим соображениям. Право стали понимать как модель социальной организации. Его изучение не было акцентировано на судебном разбирательстве или исполнении вынесенных решений: оно оставляло в стороне процессуальные процедуры, доказательства, способы исполнения, отдавая их на откуп административной регламентации и практическим установкам. Университетская наука обращена к праву во взаимосвязи с философией, теологией и религией; она указывает судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым добропорядочные люди должны следовать в своем социальном поведении. В университетах не преподавали «практическое право». Университетский профессор учил методу, позволявшему создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. Он видел свою роль в том, чтобы описывать существующую практику или давать практические советы, как эффективно реализовывать правовые нормы (Р. Давид).


Дело в том, что в университетах не могли преподавать то, что сегодня мы называем позитивным правом. Практически во всех европейских странах оно находилось в раздробленном, хаотичном состоянии. Поэтому ни один университет не мог взять его за основу, ибо в его глазах оно не выражало справедливости и, следовательно, не было правом. В этих условиях университеты обратили внимание на римское право, которое можно было изучать и преподавать и которое приводило в восторг всех. Кодификации Юстиниана излагались на языке, который значительно упростила церковь, т. е. на латыни. Его использовали все: ученые, церковь, канцелярии и магистратуры. Римское право было основой канонического права. Церковь лишь внесла в него небольшие изменения и дополнения. В то же время она относилась к римскому праву несколько враждебно в силу того, что оно было создано пусть и величайшей цивилизацией, но не знавшей при этом Христа.


Огромную роль в «легализации» римского права сыграл выдающийся теолог Фома Аквинский (1225—1274). После учебы в Неаполитанском университете он был направлен Орденом проповедников-доминиканцев в Кельн, в школу знаменитого Альберта Великого, который стал учителем Фомы Аквинского и оказал огромное влияние на формирование его теологической концепции, а в более широком плане — мировоззрения. Оно было настолько объемным, что уже при жизни Фому Аквинского стали называть универсальным доктором.


Альберт Великий окончил юридический факультет Неаполитанского университета. Увлекся сочинениями Аристотеля, переведенными на латынь. Свои лекции по логике, физике, этике, а также комментарии Священного Писания Альберт Великий строил на методологии великого греческого философа.


Фома Аквинский продолжил традиции своего учителя. Он стремился показать, что дохристианская философия, основывавшаяся на разуме, в значительной степени соответствовала божественному закону.


Творчество Фомы Аквинского знаменовало окончательный отказ от всяких попыток построить гражданское общество по апостолическому образцу, основанному на милосердии. С трудами Фомы Аквинского исчезло последнее препятствие на пути возрождения изучения римского права (Р. Давид).


Есть основания сомневаться в том, что в западном обществе предпринимались серьезные попытки формирования общества, основанного на милосердии. Оно слишком рационалистично для этого. Все или почти все институты западного общества формировались на основе частной собственности. В этом контексте совсем по-иному видится роль права, его социальное предназначение.


Социология права должна искать ту меру, ту ступень, в какой право определяет поведение людей, и то место, которое они отводят ему как социальному фактору. Когда говорят, что европейская цивилизация — это цивилизация христианская и юридическая, то хотят подчеркнуть то место, которое право занимает в структуре европейского общества. Право органично вписывается в процесс производства и обмена товарами, базирующийся на отношениях собственности и принципе формального равенства. Юридическая наука в Средние века формировалась и развивалась преимущественно в области цивилистики. Известно, что социальные конфликты возникают в основном на почве борьбы за материальное благополучие. И здесь как раз определенные социальные ожидания связаны с правом, с его способностью установить определенный социальный порядок. Очень верно в свое время подметил Ф. Энгельс: «Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений».


Тем не менее даже в Средние века право никогда не сводилось к какому-то одному источнику. Так, один из основоположников школы комментаторов Раймунд Луллий (1234—1357) считал, что в случае противоречия между естественным и положительным правом последнее не подлежит применению. Бартол (1314—1357), видный представитель комментаторов, заявлял, что естественное право сильнее воли монархов.


С начала XVI в. складывается новое, гуманистическое направление в юриспруденции. Основоположниками гуманизма стали Буде (1467—1540, Франция), Ульрих Цазий (1461—1535, Германия) и другие юристы. Гуманизм формировался под лозунгом «Назад, к источникам!». Начинают складываться и применяться приемы филологического и исторического подхода к пониманию и толкованию римского права. Гуманисты более полагались на источники, нежели на их оценку с позиций справедливости и схоластических построений комментаторов. Однако это направление не смогло адекватно удовлетворять запросы юридической практики, т. е., оно не вполне было «социологичным», поэтому скоро лишилось ведущих позиций.


Как уже отмечалось, в период Средних веков заниматься исследованием социальной природы права было затруднительно. У основания социологии права стоит выдающийся французский юрист и просветитель Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Родился он в аристократической семье. Фамилию свою принял от своего бездетного дяди, который завещал ему все свое состояние: обширные земли, дома и должность президента Бордосского парламента. Первое крупное произведение «Персидские письма» появилось анонимно. В нем он сумел обрисовать кризис абсолютной королевской власти во Франции начала XVII в. Главное произведение Монтескье «О духе законов» (1748) было включено в «индекс запрещенных книг». В предисловии Монтескье пишет: «Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона. Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей».


Монтескье полагает, что, как только люди переходят от древнего, первобытного состояния к общественному, возникает состояние войны как между отдельными обществами, так и между отдельными людьми. Появление этих двух видов войны побуждает установить законы между людьми. Как жители планеты, на которой имеется много народов, люди вынуждены установить правила взаимоотношений между ними. Так появляется международное право. Как существа, живущие в обществе, существование которого нуждается в охране, они имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми. Так появляется право политическое. Кроме того, возникают отношения всех граждан между собой. Из этого появляется право гражданское.


Таким образом, французский просветитель объясняет формирование права из самого существа общества, которое живет и развивается по своим собственным законам. Закон, как его понимал Монтескье, собственно говоря, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли; а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными приложениями этого разума. С возникновением товарно-денежных отношений необходимость в законах возрастает. По Монтескье, у народа, не знающего употребление денег, существуют лишь те несправедливости, которые порождаются насилием; слабые люди объединяются между собой, чтобы защититься от насилия. Подобные объединения носят чисто политический характер. Но у народа, употребляющего деньги, люди подвергаются несправедливостям, которые порождаются хитростью. Несправедливости такого рода могут совершаться самыми разнообразными способами; отсюда возникает необходимость в хороших гражданских законах, которые рождаются вместе с новыми способами делать зло.


Французский просветитель, как следует из его позиции, в законах видел важный фактор достижения компромисса в обществе. Господство денег, собственности порождают конфликты, поэтому социальное назначение права состоит в том, чтобы предотвращать их, а если они возникли, то регулировать соответствующим образом.


Монтескье не случайно назвал свою книгу «О духе законов». Он полагает, что «многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; они как результат всего этого образуют общий дух народа». Вся «социологичность» позиции Монтескье состоит в том, что «законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением».


Монтескье полагал, что законы являются частными и точно определенными установлениями законодателя, а нравы и обычаи — установлениями народа в целом. Отсюда следует, что тот, кто желает изменить нравы и обычаи, не должен изменять их посредством законов; это показалось бы слишком тираническим; лучше изменять их посредством внедрения иных нравов и иных обычаев. Одним словом, изменять то, что установлено законом, нужно посредством законов; а изменять то, что установлено обычаем, только обычаем.


Мысль Монтескье довольно проста, а именно: законы должны ориентироваться на те отношения, которые сложились в том или ином обществе, и тогда они будут восприниматься им положительно. Важно помнить, напоминает мыслитель, что благо народа есть верховный закон.


Далее имеет смысл персонально изложить взгляды тех мыслителей, которые более всего в западной науке внесли вклад в становление социологии права. Разумеется, это всего лишь иллюстрация их авторских позиций, с которыми можно соглашаться или не соглашаться. Как, впрочем, и с тем рядом мыслителей, идеи которых будут изложены. Их различные мнения фрагментарно, в том или ином контексте, приводились по ходу изложения учебного материала.



1.1.1. Огюст Конт (1798—1857). Частично факты биографии и научная позиция французского мыслителя излагались ранее. Он родился в семье чиновника, учился в политехнической школе в Париже, но был отчислен за республиканские идеи. Конт был убежден в том, что революция разрушила старый социальный порядок, а потому Франция нуждается в новом, теоретические основы которого еще только предстоит создать. Он охотно взялся за решение этой амбициозной задачи. Контуры общества будущего обозначены им в таких работах, как «Курс позитивной философии» (1830) и «Система позитивной политики» (1851). По мнению Конта, главную роль в социальном переустройстве общества должна сыграть наука, а более конкретно — наука социология. Именно этот термин был введен в его работе «Курс позитивной философии» — «социология» (от лат. societas — общество и греч. logos — учение, слово).


Первоначально Конт хотел назвать ее «королевской наукой», поскольку придавал ей высшую ступеньку в иерархии всех наук. Как известно, Конт вывел собственные «законы» трех состояний любого знания (теологическая — фиктивная, метафизическая — абстрактная, позитивная — научная фазы). Теологическая стадия (900-1300 гг.), метафизическая (1300-1800 гг.), позитивная (1800-2200 гг.). Теологическая стадия включает период до Средних веков. Затем произошло разрушение старых верований и предрассудков, реформация, просвещение и революция. Критическая философия привела к упадку авторитетов религии и власти. Метафизическая стадия должна закончиться в XX в.


В связи с этим он определяет следующую иерархию всех наук своего времени: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Математика — абстрактная наука; социология — конкретная, поскольку она связана с практикой. Конт предлагал использовать в социологии следующие научные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический метод. Исторический метод выражался в приеме исторических сравнений последовательных состояний человечества.


Социологию Конт делит на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования социальной системы. Социальная динамика должна выявлять законы развития и изменения социальных систем. Таким образом, социальная статика представляет собой теорию социального порядка, социальных организаций и социальных институтов, а социальная динамика, по сути, представляет собой философию истории.


В девятнадцатом столетии очень бурно развивались естественные науки — химия, физика, биология. Это обстоятельство подтолкнуло О. Конта к созданию социологии, от которой он многого ожидал, особенно от социальной динамики.


Европейские революции освободили индивида и низшие классы от некоторой зависимости, но они не смогли создать учение, которое бы объединило общество.


Контовская социальная динамика представляет собой авторское понимание социального прогресса. Социальный прогресс проистекает из врожденного инстинкта человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...».


О. Конт, как представляется, очень объективно оценивал итоги Великой французской революции. Да, она разрушила старый социальный порядок, но она не смогла разрешить самых острых социальных проблем. Будучи сторонником частной собственности, он исходил из того, что капиталы и собственность должны служить общему благу. Хотя Конту и свойственны консервативно-охранительные тенденции, он считал необходимым достижение гармонии и солидарности всех классов и слоев общества. Мирской, т. е. социальный порядок, по Конту, должен выстраиваться на принципе компромисса, а положение людей должно определяться не только их местом в экономической и общественной жизни, но и наличием моральных добродетелей. Поэтому, полагал Конт, каждый должен стремиться стать первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.


О. Конт выделяет первичные и вторичные факторы социального развития. К первичным он относит духовное и умственное развитие. Вторичные образуют климат, раса, продолжительность жизни, рост населения. Эти факторы посредством разделения труда стимулируют развитие интеллектуальных и моральных сил человека.


Социальный прогресс Конт разделял на несколько составляющих. Материальный прогресс выражается в улучшении внешних условий жизни. Физический прогресс представляет собой совершенствование человеческой природы. Интеллектуальный материализуется в развитии интеллекта, переходе от религиозного или метафизического мировоззрения к позитивному. Наконец, моральный прогресс состоит в развитии коллективизма, нравственных и моральных чувств.


В многосложных процессах социальной динамики главную роль играют три института: церковь, государство и семья. Семье Конт придавал наиболее важное значение из всех социальных институтов. Семья — это первичная клеточка общества, источник нравственного воспитания и основа политической организации общества. Хорошие отношения между поколениями, как в семье, так и в обществе, могут быть основаны только на равновесии между традициями и новациями. В то же время Конт выступал за сохранение патриархата и был категорически против равенства мужчины и женщины в семье. Крепкая семья может быть лишь тогда, когда она строится на авторитете мужчины — отца и мужа. Роль женщины состоит в том, чтобы облагораживать грубые мужские натуры, разбудить в них чувства, основанные на солидарности.


О. Конт связывал разделение труда с социальным прогрессом, но в то же время он полагал, что оно подрывает социальное единство, порождает конкуренцию. В этих условиях он предлагает буржуазному обществу лозунг «Живи для других».


Социальные идеалы Конта романтичны, гуманны, утопичны и консервативны одновременно. Социальная полития — новая религия. Место Бога занимает общество. Как и другие религии, позитивизм пропагандирует растворение индивида в обществе, всеобщую любовь и братство. Цель позитивистской церкви Конт видел в том, чтобы она стала ассоциацией народов всего мира, а позитивистская федерация наций должна иметь центр в Париже. Провозглашался культ человечества как высшего божества.


В своих социальных построениях О. Конт выдвинул идею господства над будущим обществом промышленников и техников, из которых выбирается триумвират, сосредотачивающий в своих руках всю законодательную и исполнительную власть. Философы и деятели искусств являются носителями нравственного авторитета.


По мнению Конта, экономика должна быть подчинена политике, иначе она принесет нестабильность. Государству в экономической сфере принадлежит особая роль. Оно выступает агентом социальной солидарности, поэтому подчинение государству составляет священный долг граждан. Именно государство выстраивает социальный порядок. В этом своем качестве оно выполняет определенные экономические, политические и моральные функции.


Поддерживать определенный социальный порядок государству помогает церковь. Институт церкви создает устойчивые социальные связи посредством единых верований, убеждений и чувств. Жесткую организацию средневековой церкви в полном соответствии со своей позитивной философией (религией) Конт предлагает заменить гражданскими обрядами и ритуалами. Мыслитель выдвинул и обосновал идею морального единства человечества на основе «новой религии».




Социология права. Учебник

Предлагаемый учебник подготовлен в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. В нем излагаются ключевые темы и категории, составляющие содержание учебного курса «Социология права». Также в учебнике рассматривается соотношение общей теории права и государства, социологии права и философии права. Наряду с этим показывается значение прикладных социологических исследований для отраслевых юридических дисциплин.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех, кто интересуется социолого-правовой проблематикой.

279
Юридическая Корнев А.В. Социология права. Учебник

Юридическая Корнев А.В. Социология права. Учебник

Юридическая Корнев А.В. Социология права. Учебник

Предлагаемый учебник подготовлен в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. В нем излагаются ключевые темы и категории, составляющие содержание учебного курса «Социология права». Также в учебнике рассматривается соотношение общей теории права и государства, социологии права и философии права. Наряду с этим показывается значение прикладных социологических исследований для отраслевых юридических дисциплин.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех, кто интересуется социолого-правовой проблематикой.

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права. Учебник" (Корнев А.В.) охраняются законодательством!