Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392161898
Язык:
Объем текста: 482 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Социология права как отрасль знания. Лекция 1. Понятие и предмет социологии права

Лекция 2. Социология права в системе общественных и юридических наук

Лекция 3. История социологии права

Лекция 4. Социология истории государства и права

Раздел II. Методология социологии права. Лекция 5. Логика и методология научного познания

Лекция 6. Методология и методика прикладных исследований

Раздел III. Общество, государство и право как социологические категории. Лекция 7. Общество как явление и социологическая категория

Лекция 8. Общество, государство и социальное неравенство

Лекция 9. Государство как явление и социальная категория

Лекция 10. Право как явление и социологическая категория

Лекция 11. Социальные и эпистемологические предпосылки правопонимания

Лекция 12. Государство, право, общество: взаимосвязь и взаимодействие

Лекция 13. Интегративные функции государства, права и общества

Раздел IV. Государство и право как явления в системе социальных институтов и регуляторов общественных институтов. Лекция 14. Государство, право, партии

Лекция 15. Право, мораль, государство

Лекция 16. Религия, право, государство

Лекция 17. Психология

Лекция 18. Духовная культура

Лекция 19. Обычаи международного и российского права

Лекция 20. Война и политика



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ III.
ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ


ЛЕКЦИЯ 7.
ОБЩЕСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ


– Понятие общества и сложившееся о нем представление.


– Общество как явление природы и культуры.


– Другие проявления общества и основные теории.


– От теории традиционного общества к теории гражданского общества. Основные черты и особенности гражданского общества.


Понятие общества и сложившееся о нем представление


1. В начале ХХ в. известный теоретик права Г. Ф. Шершеневич, рассуждая об обществе, замечал, что устоявшееся и широко признанное представление о нем «сложилось сравнительно недавно».


Ибо, как известно, у греков оно сливалось и отождествлялось с государством или, лучше сказать, «общество растворялось в государстве». Причиной тому, что греки «из-за государства не видели общества», послужили незначительные размеры греческих государств-городов, при которых «политическая связь, охватывающая гражданина со всех сторон, не давала простора для особых общественных связей».


В Средние века рядом с государством, «слабо выраженным в действительности», становится церковь «как общество верующих», которая сама уподоблялась государству и тем самым не способствовала формированию адекватного представления об обществе.


В XII–XIII вв. «выдвинулась школа естественного права», которая, занимаясь вопросами, касающимися характера и причины «соглашения обособленных людей» на «совместное их существование», фактически не проводила никакого различия между государством и обществом. Для сторонников теории естественного права, констатирует автор, было безразлично, будет ли «совместное существование» людей «называться государством иди обществом».


Только в XIX столетии, резюмирует Г. Ф. Шершеневич, под влиянием различных течений складывается представление об обществе, «отличное от представления о государстве».


В этом отношении, замечает автор, особо выделяется «только что сложившаяся» политическая экономия, которая «выдвигает общество, занятое хозяйственной деятельностью, в противоположность государству, поглощенному управлением».


Значительную роль при этом сыграла также социология – «это новообразование XIX в., сделавшее новое представление об обществе предметом своего специального изучения». Под «государственным наслоением» она вскрыла «общественный пласт и тем окончательно утвердила самостоятельность понятия об обществе и его независимость от понятия о государстве».


2. К настоящему времени сложилось много различных мнений и представлений о понятии, сущности и содержании этого социального явления, именуемого обществом.


На вопрос «Что собой представляет общество как таковое, независимо от того, где и как оно возникает и в каких формах оно существует»? в отечественной и зарубежной литературе, несмотря на долговременный период его изучения, никогда не было и поныне нет однозначного ответа. И дело заключается отнюдь не в недостатке эмпирического материала, необходимого для формирования единого представления об исследуемой материи, а в его сложности, многогранности, непрерывной изменчивости (динамизме) и внутренней противоречивости.


Кроме того, значительную роль в процессе формирования общего представления об обществе играют различные мировоззренческие и – шире – методологические подходы.


В зависимости от того, какая из сторон традиционного общества берется за основу и какой методологическо-мировоззренческий подход в процессе его познания и определения его понятия при этом используется, в научной литературе формируются порой весьма разноречивые, далеко не всегда совпадающие о нем представления.


Так, в одних случаях общество («в философском смысле») представляется в виде «надприродной реальности», включающей «человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения». При этом поясняется, что общество – «это развернутая в пространстве и развивающаяся в пространстве сфера бытия человека, среда и продукт его жизнедеятельности».


В других случаях общество понимается в «дифференцированном» плане: а) «в самом широком смысле» – как совокупность «проявляющихся во внешнем мире психологических связях между людьми». При этом его понятие выступает как «собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство»; б) «в тесном смысле» – как «совокупность всех человеческих союзов, т. е. групп людей, объединенных каким-либо связующим элементом». Подчеркивается, что «число таких союзов, вскрываемых анализом человеческого общежития, бесконечно. Семья, союзы, общины, церкви, государство суть формы организованного общения, которым противостоят, как неорганизованные союзы, экономические классы», так и иные неорганизованные феномены; в) «в самом тесном смысле» – как совокупность «всех общественных групп, за исключением государства».


Наконец, в третьих случаях общество определяется как такая «группа людей», которая создается и функционирует на основе общих, наиболее значимых для нее интересов, включая ее «самосохранение и самопродолжение».


Наряду с названными представлениями об обществе и его определениями в отечественной и зарубежной литературе существует множество и других его дефиниций, различного рода теоретических разработок понятия, структуры, форм проявления и содержания общества, а также многочисленных методологических приемов и подходов к его познанию и определению.


Исходя из сложности, внутренней противоречивости, многоликости и иных особенностей общества как явления, проявляющихся в его отношениях с другими социально политическими, экономическими, природными и иными явлениями, в плане глубокого и всестороннего познания общества и формирования о нем более адекватного представления, весьма продуктивным представляется изучение его не только в статике, но и в динамике, не только в его соотношении с государством, как это традиционно имеет место в научной литературе, но и в отношениях с природой, культурой и идеологией; наконец, не только с позиции обычного, внесистемного, подхода к исследованию общества, но и с применением его системного анализа.


3. Не имея возможности подробно останавливаться на рассмотрении каждой из сторон и подходов к познанию общества, обратим внимание на некоторые из них.


Изначально следует отметить, что для глубокого и всестороннего познания общества теоретически и методологически важное значение имеет исследование как в статическом, условно зафиксированном на определенном этапе его развития, состоянии, так и в динамическом, находящимся в постоянном развитии и совершенствовании в виде непрерывного процесса.


Естественно, что статическое и динамическое состояние общества, равно как и любого иного, социально значимого явления, имеет не абсолютный, а относительный по отношения друг к другу и к окружающей среде характер.


Статическое состояние общества, означающее отсутствие в нем какого бы то ни было действия, движения и развития его как живого организма, никогда не существует в «чистом» виде, вне органической связи и взаимодействия с процессом его перманентной прогрессивной с точки зрения укрепления и дальнейшего совершенствования общества или регрессивной его эволюции. И наоборот, динамическое состояние общества, означающее нахождение его в постоянном движении и непрерывном развитии под воздействием внешних, экономических и иных факторов, и в саморазвитии под влиянием внутренних факторов и причин, не может существовать и осуществляться без непосредственной органической связи со статическим состоянием общества.


Рассматривая статическое и динамическое состояние общества, по аналогии с государством, правом и другими социальными явлениями, с позиций теории фактов, где под фактом в общетеоретическом и философском плане разумеется «все то, что лежит в конкретном времени и что по существу своему носит печать индивидуальности», можно со значительной долей уверенности сказать, что на каждом уровне статического состояния общества складывается система разнообразных, своего рода статических факторов, а в процессе развития и саморазвития общества – система динамических факторов.


При этом речь идет не только о материальных или иных реально существующих, но и об идеальных, предполагаемых, ассоциирующихся, скажем, с процессом формирования гражданского общества фактах. В научной литературе в связи с этим верно подмечается, что «понятие факта может быть применяемо не только ко всему реальному, но и ко всему сверхопытному, идеальному, фиктивному, символическому и т. п., поскольку оно каким-то образом существует и утверждается».


Руководствуясь подобного рода «расширительным» представлением о фактах, в числе последних, формирующих и заполняющих собою содержание общества, независимо от того, рассматривается ли оно в статике или динамике, следует выделять, как представляется, наряду с социальными, биологическими, материальными и иными фактами также и психологические, а точнее, психические факты.


Известно, что, придавая этим фактам повышенное значение, некоторые авторы относили их даже к числу предопределяющих фактов и факторов в процессе формирования и развития общества. «Общество, – считали они, – создается не фактом физического сближения известной совокупности единиц, а приобретением каждое единицей сознания сходства и психической близости к другим единицам».


Несмотря на то что данная точка зрения, отрицающая приоритет в процессе образования и функционирования общества психическим фактом перед физическими, подвергалась критике со стороны других авторов, в частности со стороны Г. Ф. Шершеневича, полагавшего, что «психический момент» существен скорее «для понимания о национальности, но не об обществе», тем не менее было бы весьма опрометчивым не учитывать его роль и значение в формировании и жизнедеятельности традиционного или любого иного общества. Причем независимо от того, рассматривается ли то или иное общество как своего рода совокупность самых разнообразных, органически связанных между собой и предопределяющих друг друга фактов, в статике или же в динамике.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sotsiologiya_prava_kurs_lektsiy_v_2_t_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
 Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sotsiologiya_prava_kurs_lektsiy_v_2_t_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!