Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392161898
Язык:
Объем текста: 482 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Социология права как отрасль знания. Лекция 1. Понятие и предмет социологии права

Лекция 2. Социология права в системе общественных и юридических наук

Лекция 3. История социологии права

Лекция 4. Социология истории государства и права

Раздел II. Методология социологии права. Лекция 5. Логика и методология научного познания

Лекция 6. Методология и методика прикладных исследований

Раздел III. Общество, государство и право как социологические категории. Лекция 7. Общество как явление и социологическая категория

Лекция 8. Общество, государство и социальное неравенство

Лекция 9. Государство как явление и социальная категория

Лекция 10. Право как явление и социологическая категория

Лекция 11. Социальные и эпистемологические предпосылки правопонимания

Лекция 12. Государство, право, общество: взаимосвязь и взаимодействие

Лекция 13. Интегративные функции государства, права и общества

Раздел IV. Государство и право как явления в системе социальных институтов и регуляторов общественных институтов. Лекция 14. Государство, право, партии

Лекция 15. Право, мораль, государство

Лекция 16. Религия, право, государство

Лекция 17. Психология

Лекция 18. Духовная культура

Лекция 19. Обычаи международного и российского права

Лекция 20. Война и политика



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЛЕКЦИЯ 16.
РЕЛИГИЯ, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО


– Религия и ее социальные связи в социологическом измерении.


– Формообразования в религиях по государственно-правовым моделям.


– Воздействие религии на государственно-правовые системы.


– Принцип свободы мысли, совести, религии и убеждений.


Религия и ее социальные связи в социологическом измерении


Поскольку вопрос «религия, право, государство» рассматривается в социологическом ключе, его решение правомерно проводить на стыке отраслевых социологических дисциплин – социологии права и социологии религии. О социологии права уже шла речь в предыдущем изложении, в данном контексте кратко обозначим социологические характеристики религии, которые имеют прямое отношение к теме.


Расчленение исторически первого типа освоения человеком мира. Исторически первым типом освоением человеком мира был первобытно-синкретический тип с соответствующими институтами первобытного общества. Его духовную сферу образовывала мифология, которая объединяла знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис, орнамент, песне-пляску и т. д. В первобытном обществе социальное нормирование представляло собой синкретическое образование, традиционно возникавшее и складывавшееся в процессе становления форм сообщения, содействия, соподчинения. Властеотношения находили выражение в институтах племенного вождя, тайных союзов и прочем. Социальное нормирование представало, прежде всего в виде табу (палинезийское – «запретное», «неприкосновенное»), которое налагало жесткие запреты (пищевые, половые, возрастные и др.) на определенные действия. Табуирование определенных действий в то же время не запрещало иные действия, направленные на удовлетворение жизненных потребностей.


В ходе дифференциации первобытно-синкретического типа культуры постепенно вычленяются и относительно отделяются друг от друга различные области духовной культуры – искусство, мораль, религия, философия, политика, наука и т. д. Социальное нормирование и властеотношения в первобытном обществе содержали предпосылки становления права и государства.


Религиозный комплекс. Религия представляет собой способ практически духовного освоения мира, одну из областей духовной жизни общества, общностей, групп, индивидов и личностей. В социологии религия рассматривается прежде всего в качестве общественной подсистемы, которая имеет определенное строение и включает соответствующие элементы и их связи. Элементы и взаимосвязи образуют религиозный комплекс (лат. complexio – «связывание», «соединение») – некоторое устойчивое и упорядоченное целое, в котором качества комплекса – связанность и соединенность – присущи и этому единому целому, и его компонентам. Комплекс не может быть сведен к какому-либо одному элементу и не может рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов. Религиозный комплекс развитых религий составляют религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.


Религиозное сознание. Во всех областях духовной жизни систематизирующим выступает соответствующий вид сознания; именно определенный вид сознания прочерчивает относительную границу каждой из этих областей. Сказанное полностью относится и к религии. Интегрирующим признаком религиозного сознания является религиозная вера – особое состояние психологии религиозных индивида, групп, общностей (верующих субъектов), выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповедания соответствующих взглядов. Она есть вера: а) в гипостазированные (греч. Ủπόστασις – подставка, основание, сущность) существа, атрибутизированные (лат. attribuo – уделяю, наделяю, даю) свойства и связи, а также в образуемый этими существами, свойствами, связями мир; б) в возможность общения с гипостазированными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в истинность соответствующих представлений, понятий, суждений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; г) в действительное совершение каких-то событий, о которых рассказывают тексты, в их повторяемость, наступление ожидаемого события, причастность к ним; д) в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, гуру, бодхисатв, архатов, церковных иерархов, служителей культа. Религиозная вера оживотворяет весь религиозный комплекс.


Социология рассматривает религиозное сознание в контексте объективации; оно объективируется и опредмечивается в религиозной деятельности, отношениях, организациях. В них религиозное сознание предстает в специфических видах, такими видами являются религиозные потребности и интересы, религиозные ценности и ценностные ориентации, религиозные идеалы и цели, религиозные установки, религиозные символические посредники, религиозные нормы, религиозные социальные стереотипы, религиозные мотивы.


Религиозные потребности – состояние нужды индивида, группы, института в движении и воспроизводстве религиозных сознания, деятельности, поведения, отношений, общения, организаций; они удовлетворяются в процессе выполнения соответствующих функций. Религиозные потребности складываются и изменяются в ходе эволюции религии, различны в разных религиях и конфессиях, зависят от типа религиозного объединения, типа религиозности. Всякая религиозная потребность прямо или опосредованно связана с религиозной верой; в структуре религиозных потребностей центральное место занимает потребность в общении с предметом религиозной веры. С этой потребностью явно или неявно, непосредственно или опосредованно связаны другие религиозные потребности.


В религии могут находить удовлетворение и нерелигиозные потребности. В этом случае последние могут приобретать форму религиозных потребностей. Материальные потребности (в пище, жилище) могут удовлетворяться в ходе экономической, благотворительной деятельности церкви, познавательные – обучением в религиозных школах, эстетические – с помощью храмового искусства, потребность в общении – путем установления многообразных межличностных связей в религиозной группе и т. д.


Религиозные потребности актуализируются в религиозных интересах. Последние представляют собой направленность религиозных людей на различные объекты, являющиеся предметом религиозных потребностей. Религиозные интересы суть осознанные религиозные потребности. Содержание, структура, объем и развитие религиозных интересов соответствуют содержанию, структуре, объему и развитию религиозных потребностей. Религиозные потребности и интересы служат источником религиозной (и иной) активности индивида, группы, института, побуждают к деятельности и отношениям, направленным на удовлетворение этих потребностей и интересов. Стимулом такой деятельности и отношений могут стать также и нерелигиозные потребности и интересы, находящие выражение в религиозной форме.


Религиозные духовные ценности содержат в себе смыслы, значимые для жизнедеятельности религиозных индивидов и групп. Религиозные ценности образуют комплекс духовных детерминант, носят должный характер. На их основе формируются стандарты религиозно-культурных оценок; эти ценности служат эталоном оценивания, в соответствии с которым одни явления принимаются, другие отвергаются. Система ценностей, их иерархия различны в разных религиях. Однако следует иметь в виду, что в разных религиях имеются и сравнимые, подобные ценности.


На базе присвоенных религиозных ценностей формируются религиозные ценностные ориентации. Последние представляют собой более или менее устойчивую направленность индивида или группы на исповедование тот или иной религии и конфессии, на получение определенной религиозной информации, на контакт с единоверцами, на участие в разноплановой жизнедеятельности религиозного сообщества, на выполнение религиозных предписаний в повседневной жизни.


Религиозные ценности коррелируют с религиозным идеалом ίδέα – вид, образ, идея); идеал выступает или в качестве образца для подражания, или в форме представления о завершающем движение состоянии, полагаемом вероучением. Идеал задает цель стремлений религиозных субъектов и прежде всего цель всех целей.


Религиозные установки представляют собой устойчивую склонность воспринимать те или иные явления, события, процессы в природе, обществе, в человеке (в теле и психике) под углом зрения сформированных религиозных представлений, а также готовность к определенным соответствующим этим представлениям действиям. Религиозные установки содержат три компонента: когнитивный (та или иная степень религиозного осознания события), аффективный (религиозно-эмоциональное переживание симпатии или антипатии), поведенческий (готовность к повторяющемуся религиозному действию). Религиозные установки могут быть положительными по отношению к политическим, правовым, государственным, моральным, художественным, религиозным и иным феноменам и событиям, соответствующим критериям «своей» религии, и отрицательными по отношению к проявлениям «не своей» религии, к не отвечающим критериям проявлениям в секулярной сфере.


Символические посредники представляют собой совокупность религиозных символов, которые презентируют значения и смыслы во взаимодействии религиозных индивидов и групп, включают и тех и других в религиозно-культурный контекст. Они обеспечивают религиозную идентичность (от ср.-лат. identicus – «одинаковый») индивидов и групп с данной религией, конфессией, презентирует связь «я» – «мы», отличение «я – мы» от «они», «оные», «другие», самотождественность «я» и «я – мы» в соотнесенности с «ты» и «они – другие». В качестве символических посредников могут выступать знаковые религиозные личности, вещные религиозные символы, религиозные образы и др.


Религиозные нормы (лат. norma – норма, мерило, правило, закон) – совокупность правил поведения в религиозной и во внерелигозных сферах; они предписывают обязательства и соответствующие ожидания возможных действий партнеров общения. Нормы определяют совокупность позиций и ролей в религиозной группе и служат средством обеспечения социального контроля. Нормы церковного права, устава, религиозной морали, правила совершения ритуала составляют так называемую формальную нормативную систему; кроме нее существует и неформальные предписания, определяемые традицией и обычаем.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sotsiologiya_prava_kurs_lektsiy_v_2_t_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
 Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sotsiologiya_prava_kurs_lektsiy_v_2_t_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!