Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392161898
Язык:
Объем текста: 482 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Социология права как отрасль знания. Лекция 1. Понятие и предмет социологии права

Лекция 2. Социология права в системе общественных и юридических наук

Лекция 3. История социологии права

Лекция 4. Социология истории государства и права

Раздел II. Методология социологии права. Лекция 5. Логика и методология научного познания

Лекция 6. Методология и методика прикладных исследований

Раздел III. Общество, государство и право как социологические категории. Лекция 7. Общество как явление и социологическая категория

Лекция 8. Общество, государство и социальное неравенство

Лекция 9. Государство как явление и социальная категория

Лекция 10. Право как явление и социологическая категория

Лекция 11. Социальные и эпистемологические предпосылки правопонимания

Лекция 12. Государство, право, общество: взаимосвязь и взаимодействие

Лекция 13. Интегративные функции государства, права и общества

Раздел IV. Государство и право как явления в системе социальных институтов и регуляторов общественных институтов. Лекция 14. Государство, право, партии

Лекция 15. Право, мораль, государство

Лекция 16. Религия, право, государство

Лекция 17. Психология

Лекция 18. Духовная культура

Лекция 19. Обычаи международного и российского права

Лекция 20. Война и политика



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ЛЕКЦИЯ 12.
ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ОБЩЕСТВО: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


– Системный характер взаимосвязи и взаимодействия государства, права и общества.


– Механизм взаимосвязи и взаимодействия государства, права и общества.


Системный характер взаимосвязи и взаимодействия государства, права и общества


1. В работах отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследованию политических государственно-правовых и иных проблем общества, основное внимание традиционно уделяется лишь вопросам соотношения государства и права. В то же время как теоретически и практически важные вопросы, касающиеся соотношения государства и права с обществом, остаются, как правило, вне поля зрения исследователей.


Необходимость рассмотрения такого рода вопросов обусловлена, во-первых, тем, что государство и право как политико-юридические явления с момента своего возникновения и последующего развития постоянно находятся в социальной среде, и не учитывать это обстоятельство в процессе их познания, несомненно, было бы упущением. А во-вторых, тем, что, будучи политическими и юридическими явлениями, государство и право тем не менее всегда были и остаются по своей изначальной природе и субстанции, а также по форме, внутреннему строению, сущности и содержанию социальными явлениями. Каждое из них, отражая собой определенный комплекс человеческих отношений, возникает на базе общества, развивается и изменяется вместе с обществом, уходит в небытие по общему правилу вместе с породившим его обществом.


В мире никогда не было, нет и не может быть ни государства без человеческого общества и индивида, формирующего его на определенном историческом отрезке времени, ни соотносящегося с ним права.


Исключение составляют лишь те фундаментальные правовые акты, именуемые правовыми памятниками, которые возникают на базе и в рамках определенного общества и продолжают оказывать своим «примером» и содержанием «духовное» воздействие на окружающую среду и другие правовые системы даже после ухода с мировой арены породивших их общества и государства.


Таковыми являются, например, Законы XII таблиц Древнего Рима и в целом римское право, оказавшее в течение длительного времени после разрушения Римской империи огромное влияние на развитие европейского права. «Три раза Рим диктовал миру законы, – писал по этому поводу Р. Иеринг в своей работе “Дух римского права на различных ступенях его развития”, – три раза приводил народы к единству: в первый раз, когда народ был еще в полной своей силе, – к единству государства; во второй раз после того, как этот народ уже исчез, – к единству церкви; в третий раз вследствие усвоения римского права в средние века – к единству права; в первый раз внешним принуждением – силою оружия, два другие раза – силою духа».


2. Анализируя суть и содержание отношений, возникающих в процессе взаимосвязи и взаимодействия государства, права и общества, следует отметить, что они в силу своей природы и однопорядковости как сложные социальные феномены имеют не только органический, обусловленный объективно существующей окружающей средой, но и системный характер.


В теоретическом и политико-практическом плане это означает, что они не только возникают и развиваются в пределах определенной системы, но и сами играют в ней системообразующую роль.


В качестве институциональной и функциональной системы при этом неизменно выступает комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом государственных, правовых и общественных институтов, существующих и функционирующих в рамках отдельно взятого региона, такого, например, как Западная Европа, на базе которой сформирован Евросоюз, или же в пределах той или иной, отдельно взятой страны.


Будучи сами по себе по своей природе, характеру, внутреннему строению и содержанию системными образованиями, государство, право и общество, в свою очередь, в процессе постоянной взаимосвязи и взаимодействия друг с другом образуют объединяющую их воедино самостоятельную систему – своего рада систему систем, которую исходя из ее огромного логического объема можно с полной уверенностью именовать и рассматривать в виде мегасистемы.


Руководствуясь теорией системного анализа, в отношении последней можно сказать, что она, как и любая иная система, органически связана с такими явлениями и понятиями, как целостность, элемент, связи, структуры, окружающая среда и др. В наличии такого рода явлений и отражающих их понятий заключается общность рассматриваемой мегасистемы с обычными органическими и иными системами.


Что же касается ее особенностей, то они помимо свойственного понятию и содержанию мегасистемы, весьма значительного по сравнению с обычными системами логического объема заключаются также в том, что в качестве элементов данного образования выступают не как обычно простые «члены ряда» – институты, а весьма сложные, многосторонние общие системы.


Таковыми в рассматриваемой мегасистеме являются соответственно государство, право и общество как общие системы, состоящие, в свою очередь, из целого ряда других, менее общих, а точнее, частных по отношению к государству, праву и обществу систем, или подсистем.


Структурными элементами государства как общей системы являются, в частности, такие общие системы-подсистемы, как правотворческие, исполнительно-распорядительные, правоохранительные и иные органы; права как общей системы – различные отрасли и подотрасли права; и общества как общей системы – различные социальные институты.


С учетом того что каждый структурный элемент, выступающий в виде частной системы-подсистемы, распадается, в свою очередь, еще на целый ряд менее общих по своему объему частных систем-подсистем, можно сделать простой, но вполне определенный вывод о том, что в пределах мегасистемы, порожденной взаимосвязью и взаимодействием государства, права и общества, существует определенная иерархия разного уровня и порядка общих и частных систем-подсистем.


Каждая из последних обладает своей собственной спецификой, имеет свою особую сферу приложения, играет по отношению к «своей» общей системе, элементом которой она является и соответственно по отношению к мегасистеме определенную роль.


В силу органической взаимосвязи и взаимодействия различных – общих частных систем – элементов друг с другом и с мегасистемой в целом любые происходящие в каждом из них социально значимые изменения непосредственно, соответствующим образом сказываются на изменениях и других элементов, и мегасистемы в целом.


Разумеется, уровень и характер тех или иных изменений в решающей степени зависят от того, какое место занимает и какую роль играет искомый элемент в общей системе или мегасистеме. Вполне понятно и естественно, например, что изменения, происходящие в рамках отдельного государственного органа – структурного элемента государства – системы будут иметь значительно меньший резонанс, чем, скажем, изменения, происходящие в масштабе всего государства – в его форме, структуре, содержании и т. д.


Аналогично обстоит дело и с другими общими системами – обществом и правом, выступающими в качестве структурных элементов мегаситемы. Подобно государству, любые происходящие в них социально значимые изменения соответствующим образом отражаются на состоянии как их самих, так и органически связанного с ним государства, а вместе с тем и на формируемой ими мегасистеме в целом.


Среди многочисленных примеров влияния изменений, происходящих в обществе, на государство, право и образуемую этими общими системами мегасистему можно указать на формационно-типовые изменения рабовладельческого, феодального и капиталистического общества, которые повлекли за собой соответствующие формационно-типовые изменения государства и исходящего от него позитивного права. Следует заметить при этом, что, будучи обусловленным производственными отношениями, сложившимися на ранних этапах человеческой цивилизации и прогрессировавшими на всех последующих этапах, общество, наряду с экономикой постоянно оказывало и продолжает оказывать решающее влияние на государство и право как в пределах отдельных общественно-экономических формаций, так и за их пределами, на переходных этапах от одной формации к другой. Каким является общество, таким будут в конечном счете государство и право.


Подчеркивая в связи с этим, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества», К. Маркс не без оснований замечал в предисловии «К критике политической экономии», что «правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть понятны ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа». Наоборот, «они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет “гражданский обществом”».


Другими весьма показательными примерами влияния изменений, происходящих в обществе, на государство и право могут служить изменения, которые происходят в связи с социальными или политическими революциями, радикальными реформами, проводимыми в обществе и его политической системе, изменением соотношения классовых сил в обществе, которое влечет за собой аналогичные по своему характеру изменения в государстве, а вместе с ним и в праве.


При этом в зависимости от характера изменений, которые происходят в обществе и отражаются в государстве и праве, уровень взаимосвязи и взаимодействия государства, права и общества как общих систем может изменяться в сторону повышения или, наоборот, в противоположную сторону – в сторону понижения. В зависимости от этого целостность, а точнее, уровень целостности мегасистемы будет усиливаться, достигая своего определенного предела, обусловленного особенностями той или иной формации, или же, наоборот, будет ослабляться, зачастую порождая, как свидетельствует социальный и политико-правовой опыт многих стран, в том числе и постсоветской России «эпохи Ельцина», хаос как в самих общих системах – в государстве, праве и обществе, так и в возникающей в процессе их взаимосвязи и взаимодействия мегасистеме.


Уровень взаимосвязи и взаимодействия государства, права и общества, а вместе с тем и уровень целостности мегасистемы в значительной мере обусловливается тем, в какой мере совпадают или, наоборот, в какой степени разнятся коренящиеся в обществе и отражающиеся в содержании и деятельности государства и в праве социальные, духовные и иные ценности и интересы.


Во всех тех случаях, когда ценности и интересы общества, выражаемые и защищаемые государством и правом, совпадают друг с другом, то целостность создаваемой ими мегасистемы может достигать весьма высокого уровня. Государство вместе с правом при этом, как отмечал еще Цицерон, выступает и рассматривается как «достояние народа», который, однако, представляет собой «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Для того чтобы такое государство – «достояние народа» было долговечным, доказывал это древнеримский государственный деятель – сторонник республиканского строя, оно должно управляться, «исходя прежде всего из той причины, которая породила гражданскую общину».


Говоря о высоком уровне целостности мегасистемы, достигаемом в случаях совпадения ценностей и интересов общества с ценностями и интересами, адекватно воспринятыми и отраженными в государстве и праве, данное явление, связанное с совпадением интересов государства, права и общества, не следует, однако, преувеличивать, а тем более – абсолютизировать.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sotsiologiya_prava_kurs_lektsiy_v_2_t_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
 Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sotsiologiya_prava_kurs_lektsiy_v_2_t_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!