Юридическая Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.01.2015
ISBN: 9785392161898
Язык:
Объем текста: 482 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Раздел I. Социология права как отрасль знания. Лекция 1. Понятие и предмет социологии права

Лекция 2. Социология права в системе общественных и юридических наук

Лекция 3. История социологии права

Лекция 4. Социология истории государства и права

Раздел II. Методология социологии права. Лекция 5. Логика и методология научного познания

Лекция 6. Методология и методика прикладных исследований

Раздел III. Общество, государство и право как социологические категории. Лекция 7. Общество как явление и социологическая категория

Лекция 8. Общество, государство и социальное неравенство

Лекция 9. Государство как явление и социальная категория

Лекция 10. Право как явление и социологическая категория

Лекция 11. Социальные и эпистемологические предпосылки правопонимания

Лекция 12. Государство, право, общество: взаимосвязь и взаимодействие

Лекция 13. Интегративные функции государства, права и общества

Раздел IV. Государство и право как явления в системе социальных институтов и регуляторов общественных институтов. Лекция 14. Государство, право, партии

Лекция 15. Право, мораль, государство

Лекция 16. Религия, право, государство

Лекция 17. Психология

Лекция 18. Духовная культура

Лекция 19. Обычаи международного и российского права

Лекция 20. Война и политика



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



РАЗДЕЛ II.
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА


ЛЕКЦИЯ 5.
ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ


– Понятие логики и ее место в методологии научного познания.


– Основные этапы развития науки логики.


– Формальная логика в учении И. Канта.


– Логика правовой науки.


– Содержание науки.


– Понятие метода научного познания.


– Методологические проблемы познания.


– Проблемы границ познания. Разграничение социально-научного и естественно-научного познания.


– Соотношение категорий случайности и закономерности в природе и социальных отношениях.


– Задачи социально-научного познания.


– Категория необходимости при исследовании социальных отношений. Критика теории экономического материализма.


– Категория справедливости в исследовании социальных отношений.


– Категория необходимости и долженствования в социальных отношениях.


Понятие логики и ее место в методологии научного познания


Логика (от древнегреческого термина «логос» – слово, речь, разум) – наука о законах, формах, приемах познания мира на уровне абстрактного мышления. Логика проявляется в следующих значениях: во-первых, изучает закономерности в развитии явлений окружающего мира (объективная логика); во-вторых, исследует закономерности в развитии мыслей человека (субъективная логика); в-третьих, как наука о мышлении изучает формы развития знания, приемы и методы познания.


Логика выполняет в научном познании несколько функций, среди которых большое значение для процесса познания имеет методология. Методология представляет собой учение о методе. В науке различают две стороны: дескриптивную (описывающую) и прескриптивную (предписывающую). Мировоззрение образует дескриптивную сторону, методология относится к прескриптивной стороне науки.


Мировоззрение – это система взглядов на природу, общество, познание. Оно включает принципы (знания о наиболее общих связях и свойствах познания и реальности), законы (знания о связях в познании и в объективной действительности в рамках предметной области отдельных наук), категории.


Принципы методологии следует отличать от мировоззренческих принципов. Методологические принципы – это наиболее общие предписания, определяющие необходимый процесс познания и практическую деятельность.


Термин «метод» в научной литературе употребляется в двух значениях: во-первых, методом называют систему нематериальных средств познания действительности (методологию в целом); во-вторых, метод рассматривается в качестве элемента методологии, как способ познавательной деятельности, заключающий в себе последовательность познавательных операций для достижения желаемого результата. Приемы как элементы методологии и части метода представляют собой относительно несложные способы познавательной деятельности, направленной на достижение поставленных задач.


Принципы, методы, приемы в познании не находятся между собой в абсолютных границах (простые методы можно считать приемами познавательной деятельности, и наоборот).


Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других отношениях между мыслями по их логическим формам. Она изучает связи между мыслями, зависящими от смысла логических терминов. Данные связи существуют независимо от того, знаем мы о них или нет. Связи между мыслями по формам, при которых истинность одних из них обусловливает истинность других, называется формально-логическими законами.


Основными методологическими принципами (законами) формальной логики являются следующие.


Принцип (закон) тождества, который устанавливает требование определенности мышления (рассуждая, мы должны употреблять термин в одном и том же смысле; в случае его изменения мы должны это оговорить).


Принцип (закон) непротиворечия содержит требование последовательности в мышлении (запрещает одновременно одно и то же утверждать и отрицать).


Принцип (закон) исключенного третьего требует не отвергать одновременно высказывание и его отрицание (уточнив понятия, мы можем сказать о двух суждениях, одно из которых является отрицанием другого, что одно из них обязательно истинно, т. е. третьего не дано).


Принцип (закон) достаточного основания требует, чтобы всякое утверждение было обоснованно (оснований должно быть достаточно для выведения из них рассматриваемого утверждения; если данное требование не выполняется, то утверждение оказывается необоснованном, т. е. голословным).


Мышление, осуществляемое согласно требованиям логики, называют правильным. Формальная логика (как наука о правильном мышлении) изучает алогизмы (типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления).


Основные этапы развития науки логики


Формальная логика – одна из самых древних наук. Она разрабатывалась в VI–V вв. до н. э. в Древней Греции; позднее распространилась в Западной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке. Немного позднее элементы формальной логики возникли в Древней Индии и получили развитие в Китае, Японии, Монголии и других странах.


Первоначально логические приемы формировались в связи с запросами практики судопроизводства и ораторского искусства. Судебные прения и политические дискуссии являлись характерной чертой полисной системы Древней Греции, где судебное решение в большинстве случаев зависело от логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя. В связи с этим особое уважение вызывали лица, готовившие речи участникам судебных разбирательств. Известных ораторов избирали на почетные государственные должности. Коль скоро в ходе дискуссий мнения участников разделялись, это привело к необходимости разработки логических норм рассуждений, которые являлись бы критерием оценки речей выступающих лиц и объединяли бы мнения присутствующих.


В Древней Греции логику разрабатывали Парменид, Зенон из Элеи, Демокрит, Сократ, Платон, Плотин и др. Основателем науки логики считается Аристотель, впервые систематизировавший логические формы. После Аристотеля логику разрабатывали стоики. В Риме большой вклад в логическую терминологию внесли Цицерон и Квинтилиан.


Особое значение логические формы приобретают в эпоху Средневековья (схоластика). Расцвет логики относят к XIV в. и связывают с именами У. Оккама, Альберта Саксонского и др.


В XVII в. развитие опытного естествознания и математики поставило вопрос о прикладной роли формальной логики. В Новое время исследования в науке логики было связано прежде всего с работами Ф. Бэкона («Новый Органон») и Дж. Ст. Милля («Логика»), в которых отстаивался индуктивный метод познания (метод установления причинных связей между явлениями).


В XX в. широкое распространение получили методы символической (математической) логики, высказанные еще Г. В. Лейбницем в конце XVII – начале XVIII в. Диалектическая логика также имеет древнюю историю; ее идеи восходят к древневосточной и античной философии. Основные категории диалектической логики возникли в греческой философии в VI–V вв. до н. э., однако не создали самостоятельной науки. Большой вклад в понимание природы диалектической логики внесли Фихте, Шеллинг, Гегель. Учение Гегеля об Абсолютной Идее является доктриной объективного идеализма. Диалектическую логику на материалистической основе разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники. В рамках диалектических логики разработан ряд методологических принципов (конкретности, объективности и др.) и методов познания (восхождение от абстрактного к конкретному, закон отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей).


Формальная логика в учении И. Канта


Наибольший вклад в понимание формальной логики было внесено И. Кантом и его школой. До Канта в логике господствовали схоластические идеи Вольфа, Томазия, склонных к внешним определениям. Кант усилил формалистический характер логики. Согласно его пониманию, логика является учением о необходимых законах рассудка и разума, т. е. о формах мышления. В его учении различалось понимание рассудка (способность создавать понятия) и разума (способность производить умозаключения). Как наука, имеющая дело с мышлением, логика образует основание для других наук; свои правила она заимствует не из опыта, а из разума человека, поэтому наука логики – рациональная наука.


В познании И. Кант различал форму и содержание. Познание является необходимым условием логической формы знаний, следовательно, логика должна иметь дело с ясными представлениями. Предмет логики составляют правила мышления в понятиях, суждениях, умозаключениях. В зависимости от источника знания они формируются либо внешними чувствами (воззрения, наглядные представления), либо рассудком (понятия).


Знание, по И. Канту, совершенно в логическом смысле при условии, если оно имеет всеобщий характер (по своей количественной стороне); имеет объективную ясность (по своей качественной стороне); обладает объективной истинностью (по категории отношения); носит характер объективной достоверности (по своей модальности). Каждое логическое качество Кант разбирает отдельно.


Для проверки истинности умозаключений И. Кант выделяет три основоположения:


1) положение противоречия и тождества;


2) положение достоверного основания, которым проверяется действительность познания в действительных (ассерторических) суждениях;


3) положение исключенного третьего, служащее основанием необходимости познания в аподиктических познаниях.


Эти положения в логике кантовской школы получили статус законов мышления и сделались принадлежностью логических правил формальной логики.


Данные принципы были известны до И. Канта (принципы противоречия и исключенного третьего высказаны Аристотелем; положение тождества – Вольфом; принцип достаточного основания – Лейбницем), однако они не были соединены между собой, что было сделано И .Кантом – принципы были соединены в науке логики и обозначены как ее законы. Качественная сторона познания заключается в ясности, понятности, основательности, систематической связанности всех элементов познания между собой. Это достигается с помощью признаков. Научное познание выстраивается по определенному методу; логика включает учение о методе.


Кант выделял три степени познания: мнение, веру, знание.


Мнение – это предположение по не вполне достаточным основаниям.


Вера представляет собой предположение на основании объективно недостаточном, но достаточном субъективно, относящееся к предметам, которые не подлежат ни знанию, ни мнению, но относительно которых можно быть уверенным, что в них нет противоречия.


Знание образует собой предположение на совершенно достаточных субъективных и объективных основаниях. Знание предполагает достоверность эмпирическую или рациональную, т. е. опирается на опыт (аподиктическое знание носит характер необходимости) или разум (ассерторическое знание обладает характером действительности).


В основе науки логики лежат понятия, суждения, умозаключения.


Понятие – это общее или рефлективное представление (понятия бывают эмпирические и чистые, a priori и a posteriori и образуемые через сравнивание, рефлексию и абстрагирование).


Суждение – определение единства сознания разных представлений (по форме выделяют суждения: качества (утверждения, отрицания, бесконечные); количества (общие, частные, единичные), отношению (категорические, условные, разрешительные), модальности (проблематические – возможные, ассерторические – действительные, аподиктические – необходимые).


Основоположение (принципы), по учению И. Канта, это суждения a priori, которые служат основанием для доказательства, но сами не доказываются; среди их видов выделяются постулаты (требования).


Умозаключения представляют собой действия разума, с помощью которых одно суждение выводится из другого. Бывают посредственные умозаключения (умозаключения разума – категорические, условные, разделительные и силы суждения – идут от частных суждений к общим (индукция и аналогия)) и непосредственные (умозаключения рассудка – различаются по количеству, качеству, отношению, модальности).


Благодаря учению И. Канта логика выиграла в форме, но, по оценке М. Владиславлева, понесла ущерб в своем содержании: практическая часть исчезла из логики. Начиная с И. Канта, логика вступила на путь формализма. Основоположник критической методологии смотрел на логику как на науку, занимающуюся только формами и правилами мышления, независимо от содержания, к которым они прилагались. По его мнению, логика не должна анализировать практические случаи и, следовательно, не должна иметь прикладной (практической) части в своей структуре.




Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sotsiologiya_prava_kurs_lektsiy_v_2_t_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
 Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

Отв. ред. Марченко М.Н. Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1

В данном курсе лекций по социологии права, подготовленном на базе МГУ им. М. В. Ломоносова коллективом авторов — юристов, социологов и философов, рассматривается широкий круг вопросов, касающихся понятия, предмета, методологии, места и роли социологии права в системе других юридических и неюридических наук. Особое внимание уделяется социологическому аспекту государственно-правовой жизни, правовой социализации, правовой культуре и правосознанию, социологии юридической практики.<br> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов социологии. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/sotsiologiya_prava_kurs_lektsiy_v_2_t_tom_1/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Социология права: курс лекций: в 2 т. Том 1" (Отв. ред. Марченко М.Н.) охраняются законодательством!