Наука Петров О.В. Риторика

Риторика

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 28.09.2014
ISBN: 9785392146017
Язык:
Объем текста: 381 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава I. Учение о периоде. § 1. Простой период

§ 2. Сложный период

§ 3. Хрия

Глава II. Украшение речи

§ 1. Тропы

§ 2. Фигуры мысли

§ 3. Фигуры последовательностей

Глава III. Изобретение

§ 1. Работа над содержанием обычной речи: выбор темы, определение цели, сбор материала

§ 2. Композиция судебной речи

§ 3. Назначение композиционных частей судебной речи

Глава IV. Расположение. § 1. Принципы расположения

§ 2. Логические схемы — основа для составления ясного плана

§ 3. Переходы

Глава V. Произнесение и запоминание

§ 1. Облик оратора

§ 2. Голос

§ 3. Дикция и орфоэпия

§ 4. Проблема запоминания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



§ 3. Фигуры последовательностей


Выразительность высказывания может быть усилена лишь самим фактом встречаемости и соотнесенности друг с другом некоторых частей предложения. Каждая из этих частей, сама по себе, не добавляет выразительности сказанному; усиливается выразительность благодаря взаимосвязям, возникающим между всеми этими частями. Одним из примеров такого явления в речи является повторение одного и того же начального согласного в двух или нескольких, следующих одно за другим, предложениях:


«Вечер. Взморье. Вздохи ветра.


Величавый возглас волн».


Включить в речь такие элементы, каждый из которых, будучи эмоционально нейтральным, при соотнесении с другим подобным элементом, усиливает выразительность сказанного — значит создать речевую фигуру. Эти фигуры называются фигурами последовательностей или фигурами речевой последовательности. Рассмотрим те из них, которые чаще других используются в судебной речи: (1) бессоюзие; (2) многосоюзие; (3) единоначатие; (4) единоокончание; (5) симплоку; (6) параллелизм; (7) полиптотон; (8) хиазм; (9) использование синонимов-заменителей; (10) инверсию; (11) антитезу.


(1) Бессоюзие и (2) многосоюзие. Наиболее простыми и очень употребительными фигурами являются опущение союзов (называемое асиндетон, или бессоюзие) и излишнее, с точки зрения смысла высказывания, повторение союзов (полисиндетон).


Отсутствие союза обычно затрудняет однозначное истолкование смысловых отношений между частями предложения или между предложениями, но оно же делает речь более динамичной, стремительной.


Так, неясно, имеется ли в виду причинно-следственное или временное соотношение в предложении Вы позвали, я пришел. Большую динамичность речи при отсутствии союзов демонстрирует следующий пример: «Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела». (А. С. Пушкин.)


Повторение союзов придает речи приподнятость, выделяя и усиливая сказанное. Повторяющийся элемент привлекает к себе внимание того, кому адресовала речь:


И синего моря обманчивый вал


В часы роковой непогоды,


И пращ, и стрела, и лукавый кинжал


Щадят победителя годы...


Рассмотрим примеры использования бессоюзия и многосоюзия в судебной речи:


«Замечательная энергия, завидная сила воли этой и бессилие и безволие той — дали место драме, реальностью ужасов и страданий превосходящей сотни созданий фантазии сердцеведов...» (Плевако Ф. Н. Речь гражданского истца в защиту интересов опеки А. В. Мазуриной.)


Оратор дает характеристику двум различным людям. Пропуск союзов использован для описания энергичной волевой женщины, что еще более подчеркивает эти черты ее характера; многосоюзие, замедляющее темп речи, оттеняет противоположные черты: слабость и безволие. Итак, фигуры речевой последовательности выполняют еще одну важную функцию звуковой организации текста: по воле оратора речь может менять ритм.


Другой группой фигур речевой последовательности, позволяющей оратору менять ритм речи и привлекать внимание к тому, что он хочет выделить, являются (3) анафора; (4) эпифора и (5) симплока. Все они содержат повтор, благодаря которому и задерживается внимание слушателя на сказанном.


Первой, и наиболее простой из этих фигур считается анафора или единоначатие, — это повторение отдельных слов или оборотов в начале частей, из которых состоит текст. Когда повторяются слова, такая анафора называется лексической, например:


Уж небо осенью дышало,


Уж реже солнышко блистало,


Короче становился день...




Риторика

Эта книга – учебник, но для тех, кто хочет чего-то добиться в жизни, она – увлекательный самоучитель. С ее помощью, без лишних усилий каждый может овладеть искусством говорить просто, ясно и убедительно.<br /> Назначение книги – научить осознанно использовать риторические приемы в различных ситуациях. Здесь рассмотрены все традиционные разделы ораторского искусства и все аспекты подготовки к выступлению. Части курса риторики изложены в доступной форме и иллюстрированы примерами. Каждый параграф учебника завершает резюме. Тут же даны практические задания, позволяющие творчески усваивать материал.<br /> Для студентов юридических учебных заведений, юристов-практиков, а также желающих научиться говорить просто и убедительно.

249
Наука Петров О.В. Риторика

Наука Петров О.В. Риторика

Наука Петров О.В. Риторика

Эта книга – учебник, но для тех, кто хочет чего-то добиться в жизни, она – увлекательный самоучитель. С ее помощью, без лишних усилий каждый может овладеть искусством говорить просто, ясно и убедительно.<br /> Назначение книги – научить осознанно использовать риторические приемы в различных ситуациях. Здесь рассмотрены все традиционные разделы ораторского искусства и все аспекты подготовки к выступлению. Части курса риторики изложены в доступной форме и иллюстрированы примерами. Каждый параграф учебника завершает резюме. Тут же даны практические задания, позволяющие творчески усваивать материал.<br /> Для студентов юридических учебных заведений, юристов-практиков, а также желающих научиться говорить просто и убедительно.

Внимание! Авторские права на книгу "Риторика" (Петров О.В.) охраняются законодательством!