Наука Петров О.В. Риторика

Риторика

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 28.09.2014
ISBN: 9785392146017
Язык:
Объем текста: 381 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава I. Учение о периоде. § 1. Простой период

§ 2. Сложный период

§ 3. Хрия

Глава II. Украшение речи

§ 1. Тропы

§ 2. Фигуры мысли

§ 3. Фигуры последовательностей

Глава III. Изобретение

§ 1. Работа над содержанием обычной речи: выбор темы, определение цели, сбор материала

§ 2. Композиция судебной речи

§ 3. Назначение композиционных частей судебной речи

Глава IV. Расположение. § 1. Принципы расположения

§ 2. Логические схемы — основа для составления ясного плана

§ 3. Переходы

Глава V. Произнесение и запоминание

§ 1. Облик оратора

§ 2. Голос

§ 3. Дикция и орфоэпия

§ 4. Проблема запоминания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава I.
УЧЕНИЕ О ПЕРИОДЕ


§ 1. Простой период


Учение о периоде возникло в Древней Греции. В то время грамматика, риторика и стилистика существовали в рамках философии и как самостоятельные науки не выделялись. Большой вклад в учение о периоде внесли софисты, и прежде всего Горгий, объявивший риторику искусством убеждения. Поскольку софисты за плату обучали искусству убеждения, оно становится известным не только философам, но также политическим и судебным ораторам. Благодаря трудам софистов учение о периоде оказывается исходным пунктом, с которого начинается обучение умению убедительно говорить; определенный вклад в разработку учения о периоде внесли Сократ, Платон (см. диалог «Кратил»), Теодект и Аристотель. Последний завершил начатое софистами, придав учению о периоде достаточную стройность. Он также дал определение периода, к которому специалисты обращаются и до сего времени.


Аристотель различал простой и сложный периоды, считая, что сложный период составляется из нескольких простых. «Простым я называю период одночленный», — писал он. Философ подчеркивал: «Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец, и размеры которой легко обозреть». Стагирит различал несколько видов периода: речевой, повествовательный, ораторский, логический и др. При этом под «началом» и «концом» периода имелось в виду еще и определенное сочетание ударных и безударных слогов. Так, речевой (разговорный) период мог начинаться с ямба или хорея, но при этом обязательно должен был заканчиваться тем же размером, каким начинался. Что же касается ораторского периода, то, по мнению Аристотеля, такой период должен начинаться с ударного слога, за которым должны следовать три безударных. Такая стопа, то есть сочетание ударных и безударных слогов, в теории стихосложения называется пеаном. Схематически пеан для начала периода записывается следующим образом: | — | — впереди ударный слог, а за ним три безударных. Заканчивать ораторский период Аристотель рекомендует другим видом пеана, в котором три безударных слога, а последний — ударный: | — |. Аристотель не считал, что период должен быть похож на поэтическую строку, но полагал, что оратор обязан так составлять свои периоды, чтобы две первые и две последние стопы периода соответствовали определенным поэтическим размерам.


Философ понимал «период» как нечто округлое, завершенное, имеющее начало и конец, и благодаря этому ясное для слушателей. Округлость, то есть ритмическое соединение начала и конца периода, достигалось за счет первых и конечных стоп. Период начинался ударным слогом и ударным слогом заканчивался. За первым ударным слогом шли три безударных; последнему ударному слогу предшествовало также три безударных слога. Начало и конец периода произносились в одном и том же темпе, с одинаковой силой. Повышение или понижение интонации допускалось лишь в середине периода. Интонационной законченности (закругленности, по Аристотелю) периода должна была соответствовать его смысловая завершенность. Благодаря такому единству интонационного и смыслового воздействия античный оратор усиливал свое влияние на слушателей.


Сложные периоды составляются из простых; о сложных периодах речь пойдет в следующем параграфе. Сначала обратимся к простым. Простым периодом Аристотель считал период одночленный. Члены речи, иначе «колоны» или «колена речи», были очень важным понятием не только грамматики, но также риторики и стилистики. Вот что писал о колоне античный стилист Деметрий: «Подобно тому, как поэтическую речь определяет размер — двустопный, шестистопный или иной, так и прозаическая речь определена и разграничена так называемыми колонами (ta cõla). Они-то как бы дают отдых говорящему и прерывают сам поток речи, распределяя его на множество частей. В противном случае речь показалась бы слишком длинной и нескончаемой, а говорящему просто не хватило бы дыхания. Цель этих колонов — обозначить мысль, иногда всю целиком, иногда же колон охватывает не всю мысль целиком, но некую законченную ее часть».


Одним из лучших примеров хороших колонов античные риторы считали начало «Анабасиса» Ксенофонта: «...у Дария и Парисатиды были сыновья: старший — Артаксеркс, младший — Кир». В этом отрывке содержится вся мысль полностью. Отрывок состоит из двух частей, колонов. «У Дария и Парисатиды были сыновья» — первый колон; «старший — Артаксеркс, младший — Кир» — второй колон.


Античные риторы полагали, что колоны не должны быть слишком короткими, ибо, как считали они, тогда речь будет казаться «сухой», производя на слушателей незначительное впечатление. Иллюстрацией подобной ошибки для них служил афоризм Гиппократа: «Жизнь коротка, искусство длинно, удача мимолетна».


Короткий, или уменьшенный, колон назывался коммой (comma). Комма считалась уместной для передачи очень страстной или глубокой, но короткой мысли. Таковы, например, изречения: «Познай самого себя» или «Следуй за божеством».


Комма и колон не стали общераспространенными понятиями современной грамматики, но их можно рассматривать как ритмико-интонационные единицы, речевые отрезки, произносимые одним напором выдыхаемого воздуха. На такие отрезки оратоp должен уметь делить свою речь, если хочет, чтобы слушатели понимали его без напряжения. Цельность колона (или коммы) создается их интонационным оформлением, при котором на одном из ударных слогов (центральном) сосредоточивается интонационное ударение. В этом случае на границе колона (коммы) возникает впечатление паузы, создаваемое переменой тона или остановкой речи.




Риторика

Эта книга – учебник, но для тех, кто хочет чего-то добиться в жизни, она – увлекательный самоучитель. С ее помощью, без лишних усилий каждый может овладеть искусством говорить просто, ясно и убедительно.<br /> Назначение книги – научить осознанно использовать риторические приемы в различных ситуациях. Здесь рассмотрены все традиционные разделы ораторского искусства и все аспекты подготовки к выступлению. Части курса риторики изложены в доступной форме и иллюстрированы примерами. Каждый параграф учебника завершает резюме. Тут же даны практические задания, позволяющие творчески усваивать материал.<br /> Для студентов юридических учебных заведений, юристов-практиков, а также желающих научиться говорить просто и убедительно.

249
Наука Петров О.В. Риторика

Наука Петров О.В. Риторика

Наука Петров О.В. Риторика

Эта книга – учебник, но для тех, кто хочет чего-то добиться в жизни, она – увлекательный самоучитель. С ее помощью, без лишних усилий каждый может овладеть искусством говорить просто, ясно и убедительно.<br /> Назначение книги – научить осознанно использовать риторические приемы в различных ситуациях. Здесь рассмотрены все традиционные разделы ораторского искусства и все аспекты подготовки к выступлению. Части курса риторики изложены в доступной форме и иллюстрированы примерами. Каждый параграф учебника завершает резюме. Тут же даны практические задания, позволяющие творчески усваивать материал.<br /> Для студентов юридических учебных заведений, юристов-практиков, а также желающих научиться говорить просто и убедительно.

Внимание! Авторские права на книгу "Риторика" (Петров О.В.) охраняются законодательством!