Юридическая Под общ. ред. Лапаевой В.В., Полякова А.В., Денисенко В.В. Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография

Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.03.2016
ISBN: 9785392206742
Язык:
Объем текста: 322 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие к коллективной монографии

Глава 1. Принцип формального равенства как сущностный принцип права

Глава 2. Правовая определенность и формальное равенство как принципы нормативно-правового регулирования

Глава 3. Принцип формального равенства как основание легитимации права в гетерархичных правовых системах

Глава 4. Принцип формального равенства как основа правового мышления

Глава 5. «Бог не взирает на лице человека»: принцип формального равенства в свете христианской антропологии

Глава 6. Признание права и принцип формального равенства

Глава 7. О позитивистских подходах к пониманию формального равенства и конститутивной роли социального признания

Глава 8. Коммуникативные формы правового признания

Глава 9. Проблематизация взаимного признания в социальной и правовой философии

Глава 10. Легитимность юридических законов: исторические и современные интерпретации

Глава 11. Легитимность права и принцип формального равенства

Глава 12. Принцип добросовестности в гражданском праве

Глава 13. Право и политика как механизмы легитимации государственных проектов

Глава 14. Развитие делиберативной демократии в современной России: специфика и тенденции

Глава 15. Конструируя равенство: семиотический подход к анализу практики национальных и международных судов при рассмотрении ими дел о правах лиц с психическими расстройствами

Сведения об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
Легитимность юридических законов: исторические и современные интерпретации


И. Ф. Мачин


Законы: божественные, научные, юридические — это фундаментальные явления духовной жизни любого цивилизованного общества. Здесь речь пойдет о юридических и, отчасти, — научных законах. Интерес к этим явлениям не ослабевает со времен глубокой древности. Постижение порядка, объективно царящего в природе, — порядка, основанного на строгих физических законах, направляло мысль философов на поиск средств, которые позволили бы упорядочить и общественную жизнь. Таким средством для западной цивилизации, по мнению С. П. Синха, стал закон: «Самым фундаментальным принципом образа жизни западного мира является «номос» (nomos). Это понятие получило развитие в греческой колыбели западной цивилизации». Полагаю, что можно развить это представление, указав на имманентную связь юридических законов с научными законами, — связь, которая хорошо просматривается в работах многих мыслителей.


Многие исследователи, изучающие юридические законы, соотносили их с законами научными.


Попытку привести юридический закон к «научному знаменателю» предпринял еще Платон в IV в. до н. э. Седьмую книгу своей ранней работы «Государство» философ посвятил проблеме истинного знания, отметив, что оно может быть присуще лишь немногим избранным. Этот вывод, как представляется, и определил ход дальнейших рассуждений Платона об «истинных» юридических законах — в более поздней работе «Законы».


Фома Аквинский, рассуждая о непогрешимости юридического закона (в лексике Фомы — lex humana), отмечал, что такой закон не может на нее претендовать: «Поэтому человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».


Веру в непогрешимость юридических законов, сопоставимую с непогрешимостью научных истин, можно обнаружить в работах теоретиков коммунизма (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.). В частности английский юрист, гуманист Т. Мор, описывая правовую систему государства Утопия, отмечал: «Законов у них весьма мало. Ведь людям с такими установлениями достаточно самых малочисленных законов … Сами же они считают в высшей мере несправедливым связывать кого-либо такими законами, число которых превышает возможность их прочесть или которые столь темны, что их никто не может понять».


Некритичное отождествление юридического закона и закона научного характерно для эпохи французского Просвещения. Французские просветители посчитали вполне реальным создание разумных законов, то есть законов, отвечающих требованиям научности: непротиворечивости, однозначности и др. Тем не менее эта вера в разумные законы выражалась по-разному. Так, отношение французского просветителя Ж. — Ж. Руссо к законам, по мнению одного из исследователей его творчества, можно охарактеризовать как «религиозный трепет» (Ж. — Ж. Шевалье). Заметим, что в современную эпоху такое отношение к законам оценивается как «фетишизация законов», или «леголатрия». Итальянский правовед П. Гросси определяет значение законов для просветителей именно таким образом: «Мы находимся в самом начале длительного периода не только легализма, но и аутентичной леголатрии: закон как таковой, то есть как эманация воли суверена, становится объектом культа (выделено мною — И. М.), независимо от содержания». С развитием науки становится очевидным, что и законы науки не столь постоянны. Вспомним, например, как в физике решался вопрос о природе света. В XVII в. были выдвинуты две теории: волновая (Х. Гюйгенс) и корпускулярная (И. Ньютон). К концу XIX в. ученые стали отдавать предпочтение волновой теории, которая подтверждалась электромагнитной теорией Д. К. Максвелла. Но уже в первой трети XX в. квантовая физика «выявила парадокс, смутивший в том числе и философов: обнаружилась невозможность отказаться как от корпускулярной, так и волновой теории, доказуемых экспериментально». Рост скепсиса по отношению к ценности научных законов неизбежно отражается и на понимании ценности законов юридических. И, как следствие, сегодня наблюдается прямо противоположное явление, обусловленное непропорциональным количеством изменений, вносимых в различные законодательные акты, — «банализация законов». Таким образом, речь идет о двух полярных оценках юридических законов. Между этими двумя полюсами, как представляется, находится «золотая середина», с позиции которой и следует рассматривать проблему легитимности юридических законов.


В рамках данного исследования под легитимностью юридических законов предлагается понимать признание законов лицами, которым эти законы адресованы. В начале XX в. проблема легитимности применительно к формам политического господства стала предметом глубокого анализа для немецкого социолога М. Вебера, — представителя «понимающей социологии». В своей работе «Политика как призвание и профессия» Вебер предложил различать три идеальных типа легитимного господства: традиционный, харизматический, легально-рациональный.




Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография

Коллективная монография включает главы, посвященные взаимосвязи взаимного признания и принципа формального равенства в современном праве. Данная проблематика рассматривается авторами с формально-догматической, социологической, исторической, политической и философской сторон.<br> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2015 г.<br> Для исследователей, аспирантов и студентов социальных и гуманитарных специальностей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/printsip_formalnogo_ravenstva_i_vzaimnoe_priznanie_prava_kollektivnaya_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

199
Юридическая Под общ. ред. Лапаевой В.В., Полякова А.В., Денисенко В.В. Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография

Юридическая Под общ. ред. Лапаевой В.В., Полякова А.В., Денисенко В.В. Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография

Юридическая Под общ. ред. Лапаевой В.В., Полякова А.В., Денисенко В.В. Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография

Коллективная монография включает главы, посвященные взаимосвязи взаимного признания и принципа формального равенства в современном праве. Данная проблематика рассматривается авторами с формально-догматической, социологической, исторической, политической и философской сторон.<br> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2015 г.<br> Для исследователей, аспирантов и студентов социальных и гуманитарных специальностей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/printsip_formalnogo_ravenstva_i_vzaimnoe_priznanie_prava_kollektivnaya_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монография" (Под общ. ред. Лапаевой В.В., Полякова А.В., Денисенко В.В.) охраняются законодательством!