|
ОглавлениеГлава 1. Старение населения и качество жизни пожилых людей Глава 2. Организация жизнедеятельности пожилого населения: практика и мировоззренческие взгляды Глава 3. Социальная геронтология и ее научный аппарат Глава 4. Риски старости в координатах качества жизни в старших возрастах Глава 5. Социальная политика в отношении людей пожилого возраста в России и зарубежных странах Глава 8. От социального обеспечения — к страхованию рисков старости Глава 9. Пути формирования гериатрического страхования в России Глава 11. Концептуальные подходы к разработке нового договора поколений Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуГлава 3. Социальная геронтология и ее научный аппарат3.1. Современные научные теории организации жизнедеятельности людей в пожилом возрастеНа протяжении всего ХХ столетия наблюдался значительный научный интерес к проблеме старения. Теоретическое осмысление данных вопросов привело к разработке ряда естественнонаучных теорий. Философы и социальные психологи предложили ряд теорий, которые объясняют возрастные закономерности изменений в поведении людей в старших возрастах. По мнению французского философа А. Бергсона, человек в силу своего высокого духовного и физического развития, необходимости усвоения определенного знания и обучения трудовой деятельности, включенности в социальную систему и соответствующую ей культуру проживает множество социально-исторических возрастных периодов, не разделенных фиксированными границами. Свой творческий потенциал люди реализуют в разной степени. При этом физиологическая старость не является существенным препятствием творчеству. В большинстве случаев многое определяется мерой индивидуального усилия. Более того, творческий компонент в жизнедеятельности людей выступает мощным механизмом продления человеческой жизни. Существует ряд теорий, объясняющих статус и положение пожилых в обществе, те социальные изменения, которые происходят с людьми в период «седого возраста». Американские ученые Дж. Розен, Б. Ньюгартен, Е. Камминг и В. Генри в 1960–1970-е гг. предложили теорию социального освобождения. В ее основе социологические выводы об уменьшении социальных контактов пожилых людей. Причинами таких изменений называются уменьшающиеся психологические и биологические возможности людей позднего возраста, которые влекут за собой разрыв отношений с людьми активными и занимающими центральные позиции в обществе. Результатом такого ослабления и разрыва социальных связей выступает обновление общества за счет вытеснения пожилых на периферию жизненного пространства. Таким образом, социальное освобождение, по мнению авторов этой теории, — это удаление общества от пожилого индивида (с его разновидностями — принудительной пенсией, самостоятельностью и уходом детей из семьи, смерти близких), а также удаление индивида от общества (снижение социальной активности и ведение более одинокой жизни). В итоге — удаление обоюдное. Многие исследователи подвергают критике эту теорию и предлагают альтернативные варианты. Например, американские ученые Хавигхарст и Маддокс разработали теорию активности в пожилом возрасте. Согласно этой теории для многих пожилых людей характерно стремление к общению и объединению с другими, особенно в группы и деловые сообщества, хотя часто это блокируется существующей пенсионной практикой. Обе эти теории демонстрируют отдельные моменты жизненных ситуаций в пожилом возрасте. На мировоззренческие взгляды на феномен старости в ХХ столетии существенно повлияли обновленные в этот период правовые и социально-философские доктрины естественных прав и социальной справедливости, правового государства и гражданского общества, солидарности и субсидиарности, социальные концепции Церкви и международных специализированных организаций в сфере социальной защиты. В соответствии с естественным правом неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, личную безопасность, собственность считаются принадлежащими ему изначально и безусловно. Каждый уже фактом своего рождения наделен этими правами, и никто не вправе посягать на них, отнимать их у него — ни другие сограждане, ни общество, ни государство. Постулаты естественного права призваны с помощью юридических прав и свобод оградить «правовое поле личности», в которое никто не должен вторгаться. Помимо этого, они предусматривают наложение на другие субъекты права (прежде всего на государство) правовых ограничений, не позволяющих им чрезмерно вмешиваться в жизнь человека. В нормативно-ценностных координатах естественного права личность и общность людей представляют собой равновеликие и равноценные субъекты. Человек выступает автономным субъектом, обладающим суверенной волей, позволяющей ему свободно и по своему усмотрению принимать решения и тем самым быть в полной мере ответственным за последствия своих предпочтений. Из естественного права проистекает доктрина социальной справедливости, которая опирается на нравственные критерии организации гармоничных человеческих отношений и позволяет находить оптимальные соотношения между ролью тех или иных индивидов, социальных групп в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, общественным признанием. Несоответствие в этих отношениях оценивается как социальная несправедливость. Современные западные исследователи рассматривают социальную справедливость с позиции необходимости выравнивания доходов и социальной защиты граждан от рисков материальной необеспеченности. Так, авторы известного американского учебника «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю считают, что она состоит в том, чтобы ни одна группа людей не пребывала в крайней нищете, в то время как другие граждане купались бы в роскоши. Доктрина социальной справедливости реализуется в формах организации и распределении труда, его результатов, регулировании трудовых и социальных процессов. При этом социальная справедливость рассматривается не с позиции уравнительности, хотя зачастую признается, что она содержит в себе компоненты материального обеспечения социальных гарантий с точки зрения создания возможностей равного доступа к благам, необходимым для развития способностей человека и его достойного существования. В теоретических разработках таких западных ученых, как Дж. Роулс, А. Рих, посвященных развитию теории социальной справедливости, убедительно аргументируется высокая значимость для общественного развития моральных ценностей. Так, в «Теории справедливости» Роулс выдвигает два основополагающих принципа: все граждане должны обладать равными свободами; экономическое неравенство оправдано только в том случае, если улучшается положение наиболее обездоленных слоев населения. Концепция социальной справедливости сочетает в себе, с одной стороны, аргументы по обеспечению условий для развития человеческой личности, а с другой — опирается на положения, раскрывающие естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой распределения результатов труда. В XX столетии получили свое дальнейшее развитие доктрины естественного права, правового государства, гражданского общества и прав человека. Современная доктрина естественного права сформировалась во многом под влиянием опыта особого рода — негативного опыта человеческой истории по устройству социальной жизни, для которой характерными чертами всегда были (и зачастую остаются в настоящее время) унижение, бесправие, насилие, подневольный труд, т. е. то состояние, в котором не должен пребывать человек (нищеты, голода, различных форм угнетения и тирании). В этой связи исходный смысл концепции прав человека с позиций социальной защиты состоит в реализации защитных функций государства и структур гражданского общества по обеспечению достойных условий существования граждан. Задача заключается не в достижении несбыточных целей по построению «рая на земле», а в обеспечении таких материальных и социальных условий жизнедеятельности, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и насилия. В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., указано, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение, а в ст. 25 провозглашается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Доктрины прав человека, правового и социального государства, солидарности и субсидиарности получили свое теоретическое развитие и практическое применение в концепциях социального обеспечения (социального страхования прежде всего) и достойного труда Международной организации труда (МОТ). |