Наука Роик В.Д. Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности. Монография

Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 13.09.2016
ISBN: 9785392228072
Язык:
Объем текста: 385 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Старение населения и качество жизни пожилых людей

Глава 2. Организация жизнедеятельности пожилого населения: практика и мировоззренческие взгляды

Глава 3. Социальная геронтология и ее научный аппарат

Глава 4. Риски старости в координатах качества жизни в старших возрастах

Глава 5. Социальная политика в отношении людей пожилого возраста в России и зарубежных странах

Глава 6. Государственная политика социальной поддержки пожилых граждан в Германии и организация гериатрического страхования

Глава 7. Западный и отечественный опыт в вопросах организации механизмов и институтов гериатрической помощи

Глава 8. От социального обеспечения — к страхованию рисков старости

Глава 9. Пути формирования гериатрического страхования в России

Глава 10. Переход от коллективно-групповой к индивидуально-групповой форме страхования на основе определения утраты трудоспособности

Глава 11. Концептуальные подходы к разработке нового договора поколений

Заключение

Приложения

Глоссарий



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 11. Концептуальные подходы к разработке нового договора поколений


11.1. Межпоколенческие отношения: теория и практика вопроса


В кругу важных вопросов организации жизнедеятельности людей старших возрастов особое место занимает вопрос межпоколенческих отношений. Результаты исследований свидетельствуют о том, что для межпоколенческих отношений характерна сложная палитра взаимодействий людей разных возрастных групп. Зачастую кроме нормальных и доброжелательных взаимодействий ученые отмечают наличие противоречивых и даже конфликтных, вплоть до разрыва, форм.


Ряд отечественных и зарубежных исследователей выделяют наиболее типичные проявления нетерпимого отношения к лицам пожилого возраста:


• бытующая в общественном сознании и государственной политике неоправданно высокая оценка молодости и сопутствующая данной установке дискриминация пожилых людей (в западной литературе это выражается термином «эйджизм»);


• преобладающее у лиц пожилого возраста психологически негативное отношение к факту собственного старения, что связано с ухудшением состояния здоровья, «выключенностью» из активной социальной и профессиональной жизни, непродуктивностью государственной позиции по поводу поздних периодов жизни;


• доминирующее в общественном сознании неприятие факта своего будущего старения лицами молодого и среднего возраста, что выражается в нежелании представлять реальное положение вещей, видеть как отрицательные, так и положительные ракурсы «третьего возраста».


В этой связи все более очевидной становится необходимость преодоления нетерпимого отношения к людям пожилого возраста, воспитания культуры толерантности, разработки мировоззренческих установок на «интегрированную старость» и формирование «общества для всех возрастов» (общества для всех), базирующегося на принципах взаимозависимости, взаимности и справедливости.


Во многом это продиктовано необходимостью сохранения стабильности человеческого общества, совершенствования его цивилизационного, культурного развития, для чего необходима преемственность между поколениями.


Считается, что степень гармонии, согласия во взаимодействии поколений — основной показатель гуманизации общественных отношений, повышения социальной сплоченности социума, поскольку человеческое общество существует и развивается благодаря таким отношениям.


В современной литературе по проблеме взаимоотношений поколений преобладают две точки зрения. Одни авторы обосновывают идею глобального всеобщего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С. Н. Паркинсон). Другие подчеркивают маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений. С их точки зрения, периоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (Х. Ортега-и-Гассет).


Многие исследователи отмечают, что в России (причем в большей степени, нежели за рубежом) преобладает возрастная ценностная асимметрия, а зачастую и дискриминация по отношению к пожилым группам населения. Уже привычными становятся нелегитимные отказы в приеме на работу и увольнения пожилых работников, их исключение из других форм социальной жизни. На рынке труда пожилые люди могут рассчитывать в лучшем случае на низкооплачиваемую, малоквалифицированную и непрестижную работ, либо на трудоустройство «без трудовой книжки».


В своем подавляющем большинстве пожилые россияне лишены возможности приобретать качественные товары и услуги, что является противоестественным для промышленно развитых держав, где именно пенсионеры — вполне платежеспособная группа населения.


В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особой социальной проблемы (В. Д. Альперович, А. В. Дмитриев, М. Э. Елютина, О. В. Краснова, А. И. Рубакин, Н. Н. Сачук, Е. И. Стеженская, В. Д. Шапиро и др.).


Особую ценность для анализа межпоколенных взаимоотношений в России представляют работы Б. Дубина, Ю. Лотмана, в которых раскрывается связь изменений, происходящих в нашей стране, с культурно-исторической традицией развития общества.


Об актуальности проблемы межпоколенных отношений (МПО) свидетельствует стабильный интерес к ней международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, Евразийского экономического сообщества. В 1999 г. была создана исследовательская межнациональная группа ЮНЕСКО по межпоколенным программам (UIRGIP), в рамках которых проводятся крупномасштабные исследования МПО. В 2002 г. на Второй всемирной ассамблее по старению были приняты программы «Межпоколенные связи» и «Достижение и сохранение солидарности среди поколений», в соответствии с которыми в разных странах разрабатываются государственные программы по реализации основных положений международных организаций.


В частности, в Германии федеральное правительство разрабатывает программы, способствующие осознанию того факта, что общей целью в современном мире является построение общества для всех возрастов.


В России имеется немало примеров реализации программных документов ООН по межпоколенному взаимодействию, в частности программа «Региональные особенности социальной политики и приоритетные направления деятельности органов власти по оздоровлению и укреплению межпоколенных связей в семьях Санкт-Петербурга».


Среди зарубежных ученых, которые исследовали вопросы социальной психологии поведения пожилых (поколенческого стиля поведения), — немецкий философ и социолог Карл Мангейм, а его соотечественник Ульрих Бек изучал вопросы культурных сдвигов в современном обществе как переход от «серьезности работы» к «серьезности досуга», усиливающим индивидуальные жизненные стили.


Американские ученые в 1970–1990-е гг. изучали мотивационные установки различных возрастных групп к сбережениям и выявили ряд закономерностей.


Во-первых, увеличение склонности к сбережениям у лиц предпенсионного возраста.


Во-вторых, снижение возможности личных накоплений граждан с низкими и средними доходами на «старость» при введении систем обязательного социального пенсионного страхования.


В-третьих, быстрый рост обязательств государства перед пожилыми людьми в области пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания, что связано с увеличением продолжительности жизни американцев на пенсии, который многократно (в 11 раз) превышает размер официального государственного долга США.


Вместе с тем экономические проблемы межпоколенческих отношений на макроуровне ни в странах Запада, ни в отечественной науке не раскрыты. Большинство вопросов в данной сфере изучается узкофрагментарно. В круг вопросов, требующих своего углубленного изучения, входят семейные доходы и потребление на протяжении всего жизненного (поколенческого) цикла, объемы сбережений «на старость», виды и структура затрат семей пенсионеров, их достаточность с точки зрения качества жизни, включая затраты на медицинское обслуживание и социальный уход.


Ретроспективный анализ вопроса свидетельствует о том, что теория и практика социальной поддержки пожилых людей обусловливаются институциональным устройством общества и уровнем развития производительных сил, формами организации труда и культурными традициями народов, т. е. всего того, что входит в такое емкое понятие, как «межпоколенческие отношения». Систему таких отношений часто называют социальным контрактом, под которым понимают комплекс нормативных отношений и традиций, ожиданий и обязательств, регулирующих отношения между поколениями и между возрастными группами, которые осуществляются непосредственно в рамках семьи, неформального родственного и дружеского окружения, а также через посредство общественных институтов.


На уровне семьи существование контракта выступает в разнообразных экономических, социальных и культурных формах. Экономическая форма выполняет функции накопления, распределения и перераспределения материальных ресурсов: накопления имущества и собственности, передачи наследства и дарения приданного. Социальная и культурная форма контракта включает в себя выполнение обязательств по воспитанию детей и заботе о престарелых членах семьи, оказанию моральных и социально-психологических видов взаимопомощи.


Экономические аспекты межпоколенческих отношений на современном языке обозначают термином «межпоколенческие трансферты», под которым понимается обмен различными финансовыми ресурсами, трудовыми затратами и социальными услугами между поколениями как в семье, в сельской общине, так и в обществе. В ходе формационных общественных преобразований межпоколенческие контракты пересматриваются. В этой связи важно сопоставить три группы данных о доходах и потреблении различных поколений на отдельных этапах жизненного цикла, включая ретроспективную, текущую и перспективную оценку для трех поколений россиян.


В настоящее время, когда наблюдается развитие феномена старения населения, весьма актуальным вопросом становится разработка концептуальных и методологических подходов для обоснования межпоколенческих трансфертов и пенсионного договора поколений россиян для ХХI в.


По мнению автора, достаточно простым методом оценки сбалансированности межпоколенческих трансфертов на индивидуальном уровне может служить применение предлагаемой им формулы:


Ст × 12 × Ттр.пер = Кз × 12 × Тпр.ж. (1)


где Ст. — страховой пенсионный тариф, доля от заработной платы; 12 — месяцев в году; Ттр.пер. — период трудового стажа, лет; Кз. — коэффициент замещения, доля от заработной платы; Тпр.ж. — период предстоящей жизни пенсионера, годы.


Экономический смысл левой части формулы состоит в том, что она позволяет определять размер внесенных страховых взносов в пенсионный фонд за весь трудовой (страховой) период, а ее размерность будет означать число месячных заработных плат, внесенных в пользу застрахованного лица. Например, при существующем страховом пенсионном тарифе 22% от заработной платы и среднем трудовом стаже мужчины в 38 лет величина левой части формулы составит:


0,22 × 12 × 38 = 107,82 месячной заработной платы.


Правая часть формулы определяет необходимый финансовый ресурс выплат одному пенсионеру на протяжении всего периода получения пенсий, измеренной в месячных окладах работника. Для российского мужчины, получавшего до выхода на пенсию среднюю заработную плату по стране, при среднем индивидуальном коэффициенте замещения в размере 36% эта величина составит:


0,36 × 12 × 16 = 69,12 месячной заработной платы.


Как видим, величина страховых ресурсов, накопленных на протяжении всей трудовой жизни, составляет 107,82 месячной заработной платы и превышает суммарную величину предполагаемых расходов пенсионера мужчины (69,12 месячной заработной платы) более чем на треть.


Если произвести расчет для российских женщин, произведенный по стандартным показателям трудового стажа (34 года) и периода предстоящих выплат пенсий (22 года), то картина будет другой:


0,22 × 12 × 34 = 0,36 × 12 × 22;


Внесенные взносы при этом составят 89,76 месячной зарплаты.


Расходы — 95,72 месячной зарплаты.


Если произвести расчет для российских мужчин и женщин, произведенным по усредненным стандартным показателям трудового стажа (36 года) и периода предстоящих выплат пенсий (20 лет), то соотношение доходов и расходов будет существенно различаться:


0,22 × 12 × 36 = 0,36 × 12 × 20.


Доходы при этом составят 95,04 месячной зарплаты.


Расходы — 86,4 месячной зарплаты.


Иными словами, система пенсионного страхования будет сбалансирована.


Хотя во многих странах в настоящее время доля пожилого населения составляет 20–25% от общей численности, но на них приходится не менее трети, а то и 40% всех бюджетных средств, выделяемых на медико-санитарную помощь и социальное обслуживание.


Проблема особенно обостряется в старших возрастных группах — после 75 лет, когда существенно возрастают риски заболеваний с так называемыми катастрофическими последствиями, вызывающими утрату способности к самообслуживанию, потерю памяти и т. д., а уход за нуждающимися требует крупных ресурсов.


Вот почему пенсионное обеспечение, медицинская помощь и социальное обслуживание в скором будущем станут крупнейшей расходной статьей бюджета в большинстве экономически развитых стран. Если не будут приняты соответствующие контрмеры, то социальные расходы, связанные с жизнедеятельностью пенсионеров, могут начать сдерживать развитие экономик.


Например, расчеты западных ученых затрат, связанных со старшими группами населения, составляют по странам ОЭСР 18% ВВП, или 35% всех государственных расходов, из которых самой крупной статьей является пенсионное обеспечение граждан, на которое приходится около 13% ВВП (см. табл. 52).


Таблица 52


Совокупные расходы (страховые и бюджетные) на социальные цели в странах ОЭСР в 2000 году, % ВВП


Виды расходов

Доля ВВП

В том числе доля расходов в бюджетах расширенного правительства, % ВВП

Доля «возрастных расходов», в % от всех социальных расходов

Пенсии

13,0

21

42

Здравоохранение

6,0

14

28

Образование и пособия на детей

6,2

15

29

Всего

21,2

50

100


Источник: Dang T., Antolin P., Oxley H. Fiscal Implications of Ageing: Projections of Age-Related Spending // OECD Economics Department Working Papers. 2001. № 305. Р. 128.


Таким образом, в среднем по странам ОЭСР расходы, связанные с пожилым возрастом, составляли на начало ХХI в. более 21% ВВП, или почти половину всех государственных расходов. Существенное преобладание расходов на старших граждан по сравнению с расходами на молодых людей типично для большинства стран. Это дополнительно подтверждают результаты углубленного анализа, проведенного американским ученым Д. Вейлом. По его расчетам бюджетные расходы на пожилого жителя в 8 раз превышают расходы на гражданина трудоспособного возраста.


Определенную платформу для составления представлений о межпоколенческих трансфертах в России можно получить, изучая прогнозные оценки пенсионного обеспечения и сравнивая их с текущим состоянием, состоянием, которое было для пенсионеров предыдущей генерации, например в 80-е гг. XX в., а также с уровнем пенсий в экономически развитых странах (см. табл. 53).


Таблица 53


Солидарные коэффициенты замещения для стран ОЭСР и ЕС (2012 г.)


Страны

Коэффициент замещения (%)

Страны

Коэффициент замещения (%)

Развитые страны:

Формирующиеся рынки:

Австралия

42

Россия (2010 г.)

36

Австрия

72

Россия (2014 г.)

34

Бельгия

39

Болгария4

44

Великобритания

29

Венгрия

72

Германия

41

Мексика

38/345

Греция

94

Польша

56

Ирландия

34

Румыния5

29

Испания

73

Словакия

56

Италия

69/54

Турция

86

Канада

42

Чехия

47

Нидерланды

89

Ю.Корея

40

Норвегия

54

В среднем по выборке развитых стран

53,4/52,4

Португалия

54

В среднем по ЕС5

49,7

Франция

51

В среднем по ЕС-156

51,7

США

37

В среднем по выборке формирующихся рынков (без России)

52,0/51,6



Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности. Монография

В книге рассматриваются вопросы организации жизнедеятельности пожилого населения России с индивидуальных и общественных позиций. Значительное внимание уделено демографическим, экономическим и социальным аспектам старения населения, включая качество жизни, вопросы социальной геронтологии и гериатрии, а также методы оценки рисков старости и пути формирования гериатрического страхования в России.<br> Законодательство приводится по состоянию на март 2016 г.<br> Книга предназначена для формирования у специалистов в сфере социальной и бюджетной политики, пенсионного и медицинского страхования, служб социального обеспечения системных представлений о сложных проблемах, с которыми сталкивается большинство людей в пожилом возрасте, о возможностях действующих сегодня систем социальной поддержки пожилых людей. Она также будет полезна специалистам министерств и ведомств социального, финансового и правового блока, представителям профсоюзов и работодателям, депутатам законодательных собраний всех уровней, а также всем интересующимся вопросами социальной защиты населения.<br> Книга публикуется в авторской редакции. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pozhilye_i_stareyushchiy_sotsium_rossii_vybor_modeli_zhiznedeyatelnosti_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

279
Наука Роик В.Д. Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности. Монография

Наука Роик В.Д. Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности. Монография

Наука Роик В.Д. Пожилые и стареющий социум России: выбор модели жизнедеятельности. Монография

В книге рассматриваются вопросы организации жизнедеятельности пожилого населения России с индивидуальных и общественных позиций. Значительное внимание уделено демографическим, экономическим и социальным аспектам старения населения, включая качество жизни, вопросы социальной геронтологии и гериатрии, а также методы оценки рисков старости и пути формирования гериатрического страхования в России.<br> Законодательство приводится по состоянию на март 2016 г.<br> Книга предназначена для формирования у специалистов в сфере социальной и бюджетной политики, пенсионного и медицинского страхования, служб социального обеспечения системных представлений о сложных проблемах, с которыми сталкивается большинство людей в пожилом возрасте, о возможностях действующих сегодня систем социальной поддержки пожилых людей. Она также будет полезна специалистам министерств и ведомств социального, финансового и правового блока, представителям профсоюзов и работодателям, депутатам законодательных собраний всех уровней, а также всем интересующимся вопросами социальной защиты населения.<br> Книга публикуется в авторской редакции. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/pozhilye_i_stareyushchiy_sotsium_rossii_vybor_modeli_zhiznedeyatelnosti_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>