Наука Селезнев П.С., Трофимова Р.П. Культурология: теория и практика. Учебное пособие

Культурология: теория и практика. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.06.2014
ISBN: 9785392160334
Язык:
Объем текста: 440 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо введения

Раздел I. Теоретическая культурология. Теория культуры

Раздел II. Историческая культурология. Культуры древних цивилизаций. 1. Становление человеческой культуры (культура первобытного общества)

2. Культура древнеегипетской цивилизации

3. Культура цивилизаций месопотамии

4. Культура индуистской цивилизации

5. Культура китайской цивилизации

6. Культура цивилизаций доколумбовой Америки

7. Культура античной цивилизации

Раздел III. Культуры современных цивилизаций. 1. Культура византийской цивилизации

2. Культура западноевропейской цивилизации

3. Культура российской цивилизации

4. Культура исламской цивилизации

Раздел IV. Культура современного мира. 1. Истоки культуры XX века

2. Культура конца XX века



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



2. Культура западноевропейской цивилизации


История западноевропейской цивилизации, или как ее еще называют современные ученые — западнохристианской, официально начинается с 476 г., когда молодой римский император Ромул Август сдал ключи от Рима предводителю объединенных войск готов и южных славян Одоакру, который расселил своих солдат по большей части Апеннинского полуострова, заняв и другие земли бывшей Западной Римской империи. На ее территории возникли многочисленные протогосударственные объединения различных «варварских» народов: вестготов, остготов, германцев и южных славян. История культуры западноевропейской цивилизации начинается одновременно и несколько раньше и несколько позже этой даты. Позже, так как в 486 г. глава одного из самых многочисленных и воинственных народов — франков — Хлодвиг принимает христианство по обряду Римско-католической церкви, клянется править по-христиански и следовать постановлениям Вселенских соборов и установлениям епископатства Рима, входящего еще в этот период в единую христианскую церковь, разделение которой на Западную (католицизм) и Восточную (православие) завершится в 1054 г.


Культура новых западноевропейских государств, не имея собственной сильной духовной и культурной опоры в язычестве, объективно произрастала из греко-римского наследия, тем более что еще был жив римский этнос с его обычаями и традициями, а на Востоке сохранялась и поднималась Византия, бывшая Восточная Римская империя. С ней молодые государственные образования Европы будут поддерживать разнообразные связи, вплоть до крестовых походов, когда западное рыцарство хлынет на Восток во имя спасения гроба Господня.


Хронология западноевропейской цивилизации включает три крупных периода: Средние века, Новое время и Новейшее время. Первый период охватывает более тысячелетия, и о его бурной, пронизанной страстями и потрясениями жизни и культуре из-за скудости сохранившихся источников мы знаем не очень много достоверного. Осенью Средневековья (Й. Хейзинга) и весной Нового времени называют учение эпоху Возрождения. В ней много от Средних веков, но еще больше скрытой силы будущего, человечности и титаничности. Средневековые отношения уходят, уступая место будущему «свободному обществу».


Западнохристианская цивилизация на всем протяжении своей истории не представляла собой единого политического государственного образования. Изначально это было единство различных государств, которые воевали между собой, меняя свои границы и свои государственные устройства, но все они подчинялись единым закономерностям развития этой новой по своей сущности «инновационной» цивилизации. Эти факторы развития носили не политический, как в российской цивилизации, а культурно-ценностный характер, что определило в целом единство их экономического, а затем и политического развития от западноевропейского феодализма к капитализму, воспринимаемое и осмысляемое философами как движение по «спирали» общественного развития (В. Гегель, К. Маркс).


Важнейшим фактором (алгоритмом) развития западноевропейской цивилизации явилось раннее формирование еще в западно-римской части античной цивилизации римского епископатства — папского престола и его борьба за распространение христианства в единой форме — католицизме. Крушение Римской империи и завоевание ее земель варварами-язычниками поставило перед римскими епископами серьезную задачу распространения христианства среди завоевателей в римско-католической форме и создания на идеях и принципах христианства новой цивилизации, которая бы одновременно наследовала все инновационные достижения античного мира. В целом эта задача была выполнена Вселенской католической церковью к VIII в. в борьбе в арианской ересью. Арианство представляло собой учение епископа Ария (III—IV вв.), теологически доказывавшего, что поскольку Бог един, то Сын его не может быть истинным богом. Утверждая полноту человеческой природы во Христе, епископ Арий при этом отрицал двухприродность Христа, выделяя как единую его человеческую ипостась. Несмотря на то что Первый вселенский Никейский Собор (325 г.) отверг это учение, признав его еретическим, и принял Символ веры, в котором определялась единосущность Сына с Отцом и подтверждалось всечеловечение Бога-Сына, аринство получило широкое признание и распространялось до VIII в. среди готских и германских племен, которых Римско-католическая церковь обращала в латинскую веру. Следы арианского Символа веры видны в искусстве готов, в частности в росписях базилики Теодориха в Равенне, где Христос изображен в ряде случаев без нимба как человек. Борьба католичества с арианством во многом сказалась на принятии догмата «филиокве» католицизмом, т. е. утверждения о нисхождении Святого Духа и от Иисуса Христа.


Таким образом, западноевропейская цивилизация с ее выраженным «европеизмом» — явление христианской культуры с ее основными ценностями. Христианство, придя к европейским народам со стороны, из Восточного Средиземноморья, постепенно, благодаря своим общечеловеческим духовным ценностям и миссионерской деятельности христианской церкви, объединило Европу «сверху» путем распространения папской власти и унификации духовных форм общественной жизни. Она создала в Европе транснациональную структуру и культуру, несмотря на национальные особенности, ярко выраженные в искусстве и литературе европейских народов.


Христианская вера объединяла Европу «снизу». В целом христианство стало «творческой лабораторией» европейских идей, позволивших в дальнейшем опереться на разум, опыт и практику. Ориентация на «разум», ярко воплощенная в учении доминиканского монаха Фомы Аквинского, попытавшегося в своем труде «Сумма теологий» научно обосновать «бытие Божие», стала основой формирования «аристотелевского» типа европейского менталитета с его опорой на категорию «истины» как рационального начала. Этот тип менталитета, не отрицая человеческих чувств и переживаний, ориентировался на опыт (в философии Нового времени — «английский сенсуализм» Фр. Бэкона, Дж. Локка и Д. Юма) и рациональную практику реальной жизни. В XVI в. это вызвало формирование этики нового течения в христианстве — протестантизма с его рационализацией религиозного культа и практическим обращением человека к Богу, минуя папскую христианскую церковь.


Христианские культурные ценности и широкое их распространение определили лицо и сущность этой цивилизации.


Христианская культура многообразна, ее считают своей те народы, которые восприняли религию Иисуса Христа. Она возникла в I в. н. э., выделившись среди мистико-мессианских движений в восточной части Римской империи. Она быстро обособилась от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и церковной организацией.


Жизнь Иисуса Христа изложена в евангелиях от Матфея, Луки, Марка и Иоанна, где рассказывается о том, что Иисус Христос был рожден девой Марией, которая непорочно зачала его от Святого Духа. Христос проповедовал в Палестине, творил чудеса, по требованию еврейских жрецов и согласию римского прокуратора Понтия Пилата был распят на кресте, но на третий день после мученической смерти воскрес и на сороковой день вознесся на небо. В неопределенном будущем состоится второе пришествие Христа, с которым связываются «Страшный суд» и «Конец света». На вопрос учеников, когда это произойдет, Христос ответил: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».


На философском уровне религиозные искания приобрели ярко выраженную «богостроительную» направленность. Много в этом направлении сделал Филон Александрийский (ок. 20 г. до н. э. — 54 г. н. э.), которого называли западного «отцом христианства».


По мере того как росло число христианских общин, объединявших в своем большинстве угнетенных и обездоленных, усиливалась необходимость в упорядочении и канонизации христианских догматов. Основные положения христианского вероучения выведены из Библии, а также трудов наиболее авторитетных церковных деятелей, так называемых отцов церкви, и закреплены решениями Вселенских соборов. Главный труд христианства — Новый Завет содержит четыре самостоятельных рассказа о жизни Иисуса Христа (Евангелия, т. е. «благие вести» от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; были и другие, но они не вошли в канон, например «евангелие от Фомы»), «Деяние апостолов» — рассказ о том, что было в жизни апостолов после вознесения Христа, «Послание апостолов» (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и особенно Павла) и наконец «Откровение от Иоанна Богослова», или «Апокалипсис».


Суть христианства изложена в 12 положениях «Символа веры», принятого на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах. Первый Вселенский собор постановил: «Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом». (Символ веры) Второй собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.


Свой вклад в христианскую культуру внесли последующие соборы. На Третьем Вселенском признано соединение в Иисусе Христе со времени воплощения двух естеств: Божеского и Человеческого. Иисуса Христа исповедовать совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицею. Собор строго запретил делать какие-либо изменения в семи положениях Символа веры, утвержденного Никейским собором, и в пяти положениях Символа веры, принятых Константинопольским собором, а также дополнять эти положения.


Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей. Она обращалась к ним, неся новые ценности, новые убеждения и надежды. Все это получало глубокий отклик в сердцах обездоленных и растерянных людей. Пробуждалась вера в Заступника, способного обуздать земную власть, формировалось фанатичное желание пострадать за Избавителя от неволи, умножалось доверие к Богу, который во имя любви к людям пожертвовал своим Сыном, чтобы искупить грехи смертных. Апостолы христианства, обращаясь ко всем людям и народам, создавали вероисповедную связь людей, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности — связь единоверцев.


Римско-католическая церковь вместо семи признает более 20 Вселенских соборов, включая в это число соборы, бывшие в Западной церкви после разделения христианства на католичество и православие, а лютеране, несмотря на пример Апостолов и признание всей Христианской церкви, не признают ни одного Вселенского собора.


Христианство положило начало совершенно новой культуре — культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.


Новая религия запретила жертвоприношения и отказалась от жесткой регламентации поведения человека в быту. Вместе с тем христианская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру.


Разделив мир на невидимый (божественный) и видимый (материальный), христианство стало основой антропологического алгоритма западноевропейской цивилизации, поставив в центр мироздания человека. Никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире, как христианство. Разделив человека на два начала — тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, приходит образ одухотворенного человека.


Центральной пружиной исторического процесса, по христианству, является «первородный грех» и его фатальные последствия — унаследованная человечеством всеобщая греховность. Другое следствие «первородного греха» — смертность индивида. Христианство, которое декларируется как богоданная религия, заключает в себе мистическую потенцию преодоления этих последствий. Первый этап на этом пути, и с него начинается сама новая религия, — всеобщий Страшный суд, гибель старого мира и чудесное возникновение на его развалинах нового мистического божьего царства, свободного от проклятия «первородного греха» и смертности индивида.


Христианство создает свои ценностные ориентации. В принципе ценностные ориентации — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и выделяющие значимое, существенное для человека. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности и ее культуры, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека. Они представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия.


Христианство содержит все ведущие ценностные ориентации. Ведущее место среди них занимают морально-этические вопросы. Фигурально выражаясь, христианство — это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т. д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность. Главная этическая ценность в христианстве — это сам Бог. Бог — это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству. В этом отношении христианство коренным образом отличается от иудейства, в котором признается превосходство евреев над остальными народами или ислама с его экстремистской направленностью к борьбе с неверными (джихад).


Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Наиболее полно она изложена в Евангелии от Матфея. Следует отметить, что христианство впервые в истории религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Нравственные заповеди христианства обращены прежде всего к совести человека, понятие которой ввел апостол Павел, заимствовав его из античной культуры. Следуя в вопросе о совести новозаветным высказываниям, «отцы церкви» рассматривали совесть как важнейшее достоинство нравственного сознания и вообще всей духовной целостности человеческой личности.


Важной чертой христианской нравственности является ее активный характер, направленность на преобразование не только отдельного человека, но и всего окружающего социума, что эффективно использовала Римско-католическая церковь через широкую миссионерскую деятельность монашеских и рыцарско-монашеских орденов. Отсюда неоднократные призывы Иисуса Христа проповедовать Евангелие всем «языкам» (народам).


Согласно христианскому учению, целью жизни человека является спасение. Достигается это каждым человеком при условии непрерывного духовного совершенствования, требующего аскетического подвига. Для осуществления евангельских норм жизни человек должен бороться против греха — притом «до крови». Борьба со страстями и победа над ними составляет необходимую обязанность, задачу и цель земной жизни каждого христианина.


Наиболее эффективный путь осуществления евангельских норм жизни христианство видело в монашестве. Родиной первоначального монашества стал Египет. Преподобный Антоний Великий, совершивший подвиг поста и молитвы в пустынном уединении, явился основоположником отшельнической формы монашества. На Западе монашество возникло позже, чем на Востоке. Его подлинным основателем стал Бенедикт Нурсийский, который в VI в. основал Бенедиктинский орден — централизованное объединение монастырей с единым уставом. Согласно «Правилам» св. Бенедикта, монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу («воины Господни»), а их служение Богу было более обращено в мир. Св. Бенедикт требовал, чтобы монашеская община полностью содержала себя и, по возможности, обеспечивала всю округу, являясь примером практического христианского милосердия. Главными особенностями монахов-бенедиктианцев были не только воздержание, молитва, но и возделывание земли, разведение садов. Св. Бенедикт познакомил Европу с троепольем, что резко повысило экономическую эффективность аграрного труда. При этом время, отводимое для труда, было вдвое больше того, что предписывалось для молитвы.




Культурология: теория и практика. Учебное пособие

Учебное пособие «Культурология: теория и практика» представляет собой учебник-задачник по теории и истории мировой культуры, которая рассматривается как основа существования и развития «локальных» цивилизаций человечества, составной частью которой является экономика. Изложение истории мировой культуры открывает учебное пособие и включает как текстовой, так и закодированный в тестах анализ культурного развития как древних, так и современных «локальных» цивилизаций. Этот материал подводит читателя к изучению теории таких наук, как культурология и цивилизациология. Задачник тестов позволяет проверить собственные познания в области теории и истории мировой культуры, а также степень собственной образованности. Учебное пособие соответствует Государственному стандарту по культурологии Министерства образования РФ и рассчитано на преподавателей, аспирантов, студентов, интересующихся проблемами развития культуры.

289
Наука Селезнев П.С., Трофимова Р.П. Культурология: теория и практика. Учебное пособие

Наука Селезнев П.С., Трофимова Р.П. Культурология: теория и практика. Учебное пособие

Наука Селезнев П.С., Трофимова Р.П. Культурология: теория и практика. Учебное пособие

Учебное пособие «Культурология: теория и практика» представляет собой учебник-задачник по теории и истории мировой культуры, которая рассматривается как основа существования и развития «локальных» цивилизаций человечества, составной частью которой является экономика. Изложение истории мировой культуры открывает учебное пособие и включает как текстовой, так и закодированный в тестах анализ культурного развития как древних, так и современных «локальных» цивилизаций. Этот материал подводит читателя к изучению теории таких наук, как культурология и цивилизациология. Задачник тестов позволяет проверить собственные познания в области теории и истории мировой культуры, а также степень собственной образованности. Учебное пособие соответствует Государственному стандарту по культурологии Министерства образования РФ и рассчитано на преподавателей, аспирантов, студентов, интересующихся проблемами развития культуры.

Внимание! Авторские права на книгу "Культурология: теория и практика. Учебное пособие" (Селезнев П.С., Трофимова Р.П.) охраняются законодательством!