Юридическая Отв. ред. Рарог А.И. Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография

Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.07.2017
ISBN: 9785392259427
Язык:
Объем текста: 417 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Качество уголовно-правовой охраны жизни и здоровья (глава 16 УК РФ)

Глава 2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности (глава 17 УК РФ)

Глава 3. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (глава 18 УК РФ)

Глава 4. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (глава 19 УК РФ)

Глава 5. Преступления против собственности (глава 21 УК РФ)

Глава 6. Хозяйственные преступления (глава 22 УК РФ)

Глава 7. Качество «антитеррористических» норм в российском уголовном законодательстве (глава 24 УК РФ)

Глава 8. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (глава 25 УК РФ)

Глава 9. Транспортные преступления (глава 27 УК РФ)

Глава 10. Преступления в сфере компьютерной информации (глава 28 УК РФ)

Глава 11. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК РФ)

Глава 12. Качество норм о взяточничестве (глава 30 УК РФ)

Глава 13. Преступления против порядка управления (глава 32 УК РФ)

Глава 14. Преступления против мира и безопасности человечества (глава 34 УК РФ)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (глава 18 УК РФ)


§ 1. Общая характеристика


Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы (ст. 131–135 УК РФ) являются одними из самых опасных посягательств против личности (табл. 4). Опасность данных деяний в первую очередь связана с тем, что их последствия для жертвы являются труднообратимыми, могут проявляться не только в причинении глубоких моральных, психических и физических травм, но и в изменении социальных установок, в формировании девиантного поведения, что в итоге может привести к утрате личностью своей социальной ценности.


Таблица 4


Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных нормами главы 18 УК РФ (по данным ГИАЦ МВД России)


Год

Статья УК РФ

131

132

133

134

135

2009

5398

4726

38

4746

1652

2010

4907

4292

109

3617

2306

2011

4801

5047

60

3978

2210

2012

4486

5590

74

1852

1770

2013*

4246

6241

65

1324

987

2014

4163

6126

79

2933

998

2015

3936

6724

82

4327

1115


* Уменьшение количества преступлений, предусмотренных ст. 134 и 135 УК РФ, в 2012–2013 гг. связано с введением дополнительного криминообразующего признака «недостижение потерпевшим половой зрелости».


Несмотря на то что официальная статистика не отражает реального количества совершаемых сексуальных посягательств, отдельные выводы на основе ее данных сделать можно.


Данные ГИАЦ МВД России свидетельствуют, что количество половых преступлений из года в год существенно не меняется. Такая ситуация, вероятно, обусловлена особенностями мотивации, которая в указанных деяниях больше связана с социобиологическими факторами. Поэтому рассматриваемая группа преступлений слабо зависит от политических, социально-экономических, культурных изменений в обществе.


С момента введения в действие УК РФ ст. 131–135 неоднократно подвергались изменениям, которые в силу неудовлетворительного качества редакций так и не смогли устранить проблему уголовно-правовой оценки данных деяний. Более того, некоторые из них порождали новые проблемы.


Так, до настоящего времени сохраняется неопределенность в содержании понятий «половое сношение», «мужеложство», «лесбиянство», «иные действия сексуального характера». Нет определенности и в содержании развратных действий. Остаются вопросы, касающиеся роли мотивов и целей в квалификации сексуальных преступлений, непонятно значение отдельных квалифицирующих признаков и примечаний к статьям кодекса.


Кампания по усилению криминализации половых преступлений, воплощенная посредством Федерального закона 2012 г. № 14-ФЗ, привела к еще большей разбалансировке наказуемости деяний, предусмотренных нормами главы 18 УК РФ. Дифференциация ответственности за совершение разных по способу действий сексуального характера окончательно перестала зависеть от степени общественной опасности таких посягательств.


Анкетирование федеральных судей, работников Следственного комитета и прокуратуры Российской Федерации показало, что правоприменители испытывают трудности не только с установлением значения различных действий сексуального характера и их квалифицированных видов, но и с определением признаков потерпевшего, субъекта преступления, с определением формы вины, ее конкретного вида, с наличием или отсутствием обязательных для квалификации мотива и цели преступления.


Изложенные обстоятельства обусловливают необходимость более качественного конструирования уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за половые преступления.


Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, как уже было отмечено, именуются половыми (или сексуальными) преступлениями. На тождественность словосочетаний «половые преступления» и «сексуальные преступления» указывают не только или не столько юридические факторы, сколько медицинские понятия. Между тем сегодня с учетом значений слов в русском языке правильнее обозначать данные преступления сексуальными, нежели половыми. Привязанность к терминологии «половая свобода», «половая неприкосновенность» является не чем иным, как следствием исторической преемственности понятий, сложившихся в советской науке уголовного права. Однако сейчас, когда тема секса уже не является чем-то запретным, использование производных от понятия «секс» является наиболее правильным и отражающим реальную сущность рассматриваемых преступлений. Поэтому обоснованным представляется переименование главы 18 УК РФ в «Преступления против сексуальной неприкосновенности и сексуальной свободы личности», где под сексуальной неприкосновенностью и сексуальной свободой подразумеваются права, обязанности и определенное состояние человека в сфере реализации своей сексуальности: право свободно определять свое сексуальное поведение и обязанность воздержаться от любых форм сексуального общения с сексуально неприкосновенными лицами (несовершеннолетними, не достигшими 16-летнего возраста, и лицами, находящимися в беспомощном состоянии).


Все преступления против сексуальной неприкосновенности и сексуальной свободы личности по способу совершения делятся на насильственные и ненасильственные.


Насилие, согласно словарю С. И. Ожегова, — это применение физической силы или принудительное воздействие на кого-нибудь иными способами. Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как преднамеренное действительное или в виде угрозы применение физической силы или власти, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины.


Основными его видами является физическое и психическое насилие. Физическое насилие связано с нарушением телесной неприкосновенности лица вопреки его воле. Психическое насилие представляет собой воздействие на психику лица путем угроз в целях подавления его воли для достижения преступного результата. Способы физического насилия объективны и понятны, а вот способы психического насилия не столь очевидны. В. В. Иванова пишет, что к психическому насилию относятся угрозы применения физического насилия (убийство, причинение вреда здоровью, лишение свободы, нанесение побоев и т. д.), угрозы уничтожения или повреждения имущества, угрозы распространения позорящих, компрометирующих сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего.


Изложенное позволяет констатировать, что отдельные виды насилия характерны для изнасилования (ст. 131 УК РФ), насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ) и понуждения к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ). Следовательно, оставшиеся преступления рассматриваемой главы: половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ), и развратные действия (ст. 135 УК РФ) являются ненасильственными сексуальными преступлениями.


§ 2. Насильственные сексуальные преступления


Как уже было отмечено, к насильственным сексуальным преступлениям относятся изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ) и понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).


Первые два преступления представляют собой действия сексуального характера, совершаемые с применением насилия, с угрозой его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Отличие в деяниях указанных составов состоит лишь в форме сексуальных действий: в ч. 1 ст. 131 УК РФ — это половое сношение, в ч. 1 ст. 132 УК РФ — мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера. Уголовный закон, констатируя разные формы сексуальных действий, не раскрывает их содержание. Между тем рассматриваемые деяния имеют ярко выраженную социальную обусловленность, поэтому важным является существование четкого представления о том, какие действия являются преступными, а какие нет. В этой связи возникает необходимость в универсальном определении понятий «половое сношение», «мужеложство», «лесбиянство» и «иные действия сексуального характера».


Определение перечисленных форм сексуального контакта можно найти в научной литературе. Ввиду того, что большая часть указанных действия имеет не юридическую, а медицинскую природу, представляется необходимым в первую очередь обратиться к мнению специалистов в области сексологии.


Так, половое сношение в медицинской литературе определяется как нормативный гетеросексуальный коитус, как процесс введения мужского полового органа в половой орган женщины вне зависимости от глубины проникновения и его физиологического завершения, как физиологический половой акт лица мужского пола с лицом женского пола, выполненный путем введения естественного мужского полового члена во влагалище (пенильно-вагинальный контакт).


В уголовно-правовой науке авторы при установлении смысла сексуальных действий опираются на медицинские определения, поэтому понятие полового сношения также формулируется по-разному. Под половым сношением понимают введение полового члена мужчины во влагалище женщины, совершение естественного гетеросексуального акта, характеризующегося наличием возможности зачатия, естественное совокупление мужчины и женщины, при котором входят в контакт друг с другом их половые органы.


Стоит отметить, что ряд ученых полагают достаточным использование для определения действий, предусмотренных ст. 131 и 132 УК РФ, только медицинских источников, а попытки определения полового сношения в уголовно-правовом смысле считают несостоятельными, поскольку вкладывание различного содержания в одно и то же понятие, используемое различными науками, нарушает нормальный процесс обмена информацией.


Безусловно, суть действий, описываемых в диспозициях ст. 131 и 132 УК РФ, должна соответствовать медицинскому инструментарию. Однако, учитывая формальный состав преступлений и необходимость точного установления момента окончания деяния, определять рассматриваемые действия мы можем только с учетом юридических критериев. В этой связи верной представляется позиция, согласно которой характеристика анализируемых деяний должна приводиться с учетом данных как медицины, так и юриспруденции. Подобный подход позволит добиться наибольшей определенности уголовно-правовой нормы и единообразия практики ее применения.


Таким образом, половое сношение можно определить как гетеросексуальное совокупление (совокупление мужчины и женщины), заключающееся во введении полового члена во влагалище (вагинальный секс). Как правило, половое сношение сопровождается другими формами сексуальной активности партнеров: ласками, оральной или мануальной стимуляцией эрогенных зон и т. д. Данные формы сексуальной активности в зависимости от конкретного способа и области воздействия могут иметь отдельную уголовно-правовую оценку.


Преступление, предусмотренное ст. 131 УК РФ, имеет формальный состав, следовательно, является оконченным в момент совершения описанного в законе действия. С лексической точки зрения половое сношение является процессом. В сексологии данный процесс именуется копулятивной стадией, которая начинается с момента интромиссии (введения эрегированного полового члена во влагалище), продолжается фрикциями (возвратно-поступательными движениями полового члена во влагалище) и заканчивается эякуляцией (семяизвержением).


Очевидно, что в реальной жизни не каждое половое сношение сопровождается явно выраженными фрикционными движениями и не всегда заканчивается эякуляцией, в то время как без интромиссии половое сношение невозможно, поэтому рассматриваемое преступление считается оконченным с момента введения головки полового члена во влагалище, т. е. с начала полового сношения. Сложившаяся судебная практика подтверждает данную позицию. Так, приговором Константиновского районного суда Амурской области установлено, что Отводников Д.Ю. с целью удовлетворения своих половых потребностей умышленно ввел свой половой член в состоянии эрекции во влагалище потерпевшей, вступив с последней в половое сношение.


Мужеложством в медицине принято считать мужской гомосексуальный анальный коитус. В теории уголовного права такого единства в определении данного термина нет.


В современной правовой науке в качестве мужеложства рассматривают сексуальный контакт между лицами мужского пола, выражающийся во введении полового органа одного лица в анальное отверстие другого, половое сношение мужчины с мужчиной с введением полового члена в анальное отверстие партнера, мужской гомосексуализм. Отдельные авторы считают, что понятие мужеложства следует трактовать более широко и охватывать им помимо анального секса оральные и фаллоимитирующие контакты между мужчинами.


Представляется, что для целей действующего уголовного закона, в частности ст. 132 УК РФ, определение мужеложства как сексуального контакта между лицами мужского пола, выражающегося во введении полового члена одного лица в анальное отверстие другого, является наиболее удачным. Другие позиции относительно понятия мужеложства страдают некоторой неточностью.


Определять мужеложство через категорию «половое сношение» было принято во времена действия УК РСФСР 1960 года. Сегодня, исходя из системного анализа ст. 131, 132, 133 и 134 УК РФ, в которых названным действиям сексуального характера определено самостоятельное значение, такой подход является необоснованным. Более того, с лексической и физиологической точек зрения половое сношение между однополыми людьми невозможно.


Попытки отождествления мужеложства и мужского гомосексуализма также следует признать неверными. Данные понятия имеют совершенно разную смысловую нагрузку и не могут определять друг друга. Мужеложством является конкретное действие сексуального характера, в то время как мужской гомосексуализм — это явление, вид сексуальности человека.


Мнение о том, что к мужеложству относятся и другие, отличные от анального, контакты между мужчинами, противоречит действующему законодательству, положениям медицинской науки и общепринятому представлению о мужеложстве. Иные формы сексуальных взаимодействий между мужчинами, к которым, в частности, М. А. Конева относит анально-пальцевые (используя пальцы рук как половой член в анальном сексе), фаллоимитирующие (используя предметы, имитирующие половой член), орогенитальные (оральный секс), ороанальные контакты (используя губы и язык для стимуляции сфинктера ануса), к мужеложству никогда не относились, такие действия в старину называли «мужеблудием».




Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография

Предлагаемая монография подготовлена учеными кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Она содержит анализ и оценку норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации на их соответствие основным требованиям уголовно-правовой политики и концептуальным положениям российского УК. На этой основе, с учетом достижений отечественной уголовно-правовой науки и законотворческого опыта других стран, формулируются предложения о внесении изменений и дополнений в анализируемые нормы с целью повышения качества действующего уголовного законодательства.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 ноября 2016 г.<br /> Предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов юридических учебных заведений, а также для сотрудников правоприменительных органов.

319
 Отв. ред. Рарог А.И. Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография

Отв. ред. Рарог А.И. Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография

Отв. ред. Рарог А.И. Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография

Предлагаемая монография подготовлена учеными кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Она содержит анализ и оценку норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации на их соответствие основным требованиям уголовно-правовой политики и концептуальным положениям российского УК. На этой основе, с учетом достижений отечественной уголовно-правовой науки и законотворческого опыта других стран, формулируются предложения о внесении изменений и дополнений в анализируемые нормы с целью повышения качества действующего уголовного законодательства.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 ноября 2016 г.<br /> Предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов юридических учебных заведений, а также для сотрудников правоприменительных органов.

Внимание! Авторские права на книгу "Качество уголовного закона: проблемы Особенной части. Монография" (Отв. ред. Рарог А.И.) охраняются законодательством!