Биографии и Мемуары Толстой Ю.К. Из пережитого. 8-е издание

Из пережитого. 8-е издание

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Биографии и Мемуары
Издательство: Проспект
Дата размещения: 14.11.2018
ISBN: 9785392289998
Язык:
Объем текста: 588 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Вместо предисловия

Страницы жизни. Вхождение во власть. Заметки об Анатолии Собчаке и событиях, с ним связанных

Август 1991 года

Исповедь на незаданную тему. I. Корни

II. Детство

III. Война

IV. Университет

V. Информация к размышлению

VI. Эпилог

VII. Послесловие

Фальсификация истории

Чем кумушек считать, трудиться

Проблемы совершенствования гражданского законодательства и пути их решения

Прерванный полет

Страницы воспоминаний. С. М. Корнеев, В. А. Дозорцев, М. И. Пискотин

Страницы воспоминаний. Б. Б. Черепахин, О. С. Иоффе. Уроки Б. Б. Черепахина

Очерки о научной деятельности О. С. Иоффе

Борис Немцов — власть и судьба

Спор о наследстве А. А. Ахматовой

Потаенные строки



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Страницы воспоминаний. С. М. Корнеев, В. А. Дозорцев, М. И. Пискотин


Автор мемуаров рассказывает о выдающихся ученых-юристах второй половины XX — начала XXI столетия Сергее Михайловиче Корнееве, Викторе Абрамовиче Дозорцеве, Михаиле Ивановиче Пискотине.


Каждый из них свыше полувека плодотворно трудился в юридической науке, воспитал немало учеников, оставил множество трудов, которые продолжают оказывать ощутимое влияние на развитие научной мысли и практику государственно-правового строительства. Каждый из них честно прошел свой жизненный и творческий путь, заслужил уважение и признательность современников и потомков.


Предисловие


С годами все острее осознаешь потребность рассказать об ученых, с которыми трудился бок о бок не один десяток лет, плодотворно сотрудничал, а то и спорил. Ученых моего поколения становится все меньше, и недалек день, когда то, что еще живет в нашей памяти, может быть безвозвратно утрачено.


Чтобы этого не произошло и в истории науки не осталось белых пятен, мы обязаны донести до грядущих поколений, которые приходят нам на смену, портреты наших современников, трудившихся на том же поприще, что и мы. Пусть они предстанут такими, какими мы их помним — с их достоинствами и недостатками, победами и поражениями, сильными страстями и человеческими слабостями.


При этом не оценивайте их по меркам сегодняшнего дня. Помните, что наступит и ваш черед. Пусть же потомки, вглядываясь в ваши лица, дела и поступки, будут судить о вас так же, как вы сегодня судите о тех, кого уже нет среди нас.


Постарайтесь понять их и избежать крайностей в оценках.


Санкт-Петербург, 18 марта 2004 г.
Автор


Тот, кто захочет прочесть написанное, может и себе, и другим задать вопрос: а почему, собственно говоря, под одной крышей публикуются воспоминания о таких разнохарактерных личностях, как С. М. Корнеев, В. А. Дозорцев и М. И. Пискотин? Да и не все они трудились в одних и тех же областях государственно-правовой науки. Если С. М. Корнеев и В. А. Дозорцев были преимущественно цивилистами, то М. И. Пискотин широко известен как один из самых выдающихся представителей таких отраслей знаний, как государственное, финансовое и бюджетное право. То, что воспоминания посвящены всем трем, объясняется не только во многом случайным фактором, а именно тем, что судьба не раз сводила автора этих строк с ними всеми, причем иногда довольно близко, но главным образом тем, что названных выше ученых роднила одна общая черта — они были не приданы науке (а в наше смутное время это встречается все чаще), а беспредельно преданы ей и служили ей без остатка, буквально до последнего дня своей жизни. Каждый из них был крупной личностью (иногда довольно ершистой), которая не шла на компромисс с совестью и смело отстаивала свои взгляды, иногда в самой не подходящей для этого обстановке.


Вставшему на путь мемуариста непросто определиться в том, с кого из трех воспоминания начать. После нелегких раздумий решил отдать пальму первенства Сергею Михайловичу Корнееву, с которым был связан в течение нескольких десятилетий наиболее тесно.


Наше заочное знакомство произошло после того, как журнал «Советское государство и право» (ныне журнал «Государство и право») опубликовал совместную рецензию Г. С. Амерханова и С. М. Корнеева на сборники вузовских ученых записок, в одном из которых была и моя статья о гражданско-правовой охране социалистической и личной собственности. Положительно оценив статью, рецензенты вместе с тем упрекнули меня за излишнее, как тогда казалось, употребление цивилистической терминологии, сложившейся еще в римском праве.


Памятен мне и приезд С. М. Корнеева в Ленинград на обсуждение его ставшей хорошо известной монографии о праве государственной собственности. Вскоре после этого Б. Б. Черепахин и я опубликовали совместную рецензию на эту монографию. В рецензии многие ее положения подвергнуты критике, что, однако, лишь упрочило наши дружеские отношения.


После выхода монографии С. М. Корнеев вплотную подошел к подготовке докторской диссертации, которая была с успехом защищена. Кафедра гражданского права нашего университета выступала по этой диссертации в качестве ведущей оппонирующей организации. Отзыв кафедры поручили подготовить мне, что я не без удовлетворения сделал. По своему объему отзыв составил более 1 печатного листа. При общей высоко положительной оценке диссертации в нем и немало замечаний. Особые возражения вызвал тезис диссертанта о том, что если субъектом государственной собственности в экономическом смысле является народ, то в юридическом смысле — само государство. Я же полагал, что народ, организованный в государство, выступает как носитель государственной собственности не только в экономическом, но и в юридическом смысле. Разумеется, нам и в голову тогда не приходило оспаривать общенародный характер государственной собственности, которая в то время безоговорочно признавалась социалистической. Лишь много лет спустя относительно общенародного характера государственной собственности стали закрадываться сомнения, что нашло отражение в работах, опубликованных в 70-е и последующие годы.


К моменту защиты докторской диссертации С. М. Корнеев был уже широко известен в науке, причем не только цивилистической, как сложившийся ученый, который нередко прокладывал новые пути и выступал с работами, носившими пионерский характер. В их числе особенно могут быть отмечены две — кандидатская диссертация, посвященная договорам снабжения электроэнергией (1953 г.), и статья о системе права (Правоведение. 1963. ¹ 1).


Кандидатская диссертация С. М. Корнеева, опубликованная в 1956 году в виде монографии, положила начало глубокому исследованию правовых проблем энергоснабжения. Таковы работы О. Н. Садикова, Б. М. Сейнароева и ряда других. Не забывал эту животрепещущую тему и С. М. Корнеев. Достаточно напомнить великолепно написанные им главы в учебниках гражданского права МГУ. А то, что эта проблема продолжает оставаться исключительно актуальной, может подтвердить каждый, кто потребляет энергию для бытовых или производственных нужд.


Не меньший интерес, далеко выходящий за рамки гражданского права, представляет статья С. М. Корнеева о принципах построения системы права. В самом названии этой статьи заложен полемический запал. По существу, статья направлена своим острием против излишней объективизации системы права, против оказавшихся бесплодными попыток доказать, что систему права построить нельзя, что ее якобы можно лишь познать. По своему содержанию статья С. М. Корнеева перекликается с разработками на сей счет двух выдающихся отечественных ученых — С. И. Аскназия и В. К. Райхера, которые подчеркивали, что при вычленении отрасли права учету подлежат не только такие критерии, как предмет и метод правового регулирования, но и назревшие потребности общественного развития, цели и задачи, которые государство в лице своих идеологов и законодателей ставит, избирая наиболее адекватный с его, государства, точки зрения способ урегулирования соответствующих общественных отношений. А этот способ, о чем свидетельствует как отечественный, так и мировой опыт, сплошь и рядом оказывается ошибочным. При выходе статьи С. М. Корнеева я ее по достоинству не оценил и лишь спустя несколько десятилетий должен признать, что в подходах к системе права он был куда более проницателен, чем многие из нас.


Одним из важнейших направлений научного творчества С. М. Кор­неева в течение всей его жизни было всестороннее исследование проблем жилищного права. Этим проблемам посвящено множество работ Сергея Михайловича — монографий, статей, обзоров, рецензий, выступлений на симпозиумах и конференциях. Подлинно новаторскими были и последние публикации С. М. Корнеева в этой области. В их числе статья «Основные тенденции развития жилищного права в условиях рыночной экономики» (1995 г.), совместная с П. В. Крашенинниковым монография «Приватизация жилищного фонда» (1996 г.), фундаментально написанная глава «Договор жилищного найма и другие жилищные обязательства» в учебнике гражданского права МГУ под редакцией Е. А. Суханова. В этих работах С. М. Корнеев, чутко откликаясь на метаморфозы, которые в условиях рыночной экономики произошли в способах удовлетворения потребности в жилье, пошел по пути расширения понятия жилищных отношений. Позиция С. М. Корнеева и других специалистов в области жилищного права (в первую очередь П. В. Крашенинникова) получила поддержку в ходе подготовительных работ по кодификации жилищного законодательства. Не скрою, к расширению понятия жилищных отношений, да и самого понятия «жилище» я отношусь сдержанно. Как мне кажется, при таком подходе мы окончательно запутаем вопрос о разграничении гражданского и жилищного законодательства и ни на йоту не приблизимся если не к решению, то хотя бы к смягчению остроты жилищной проблемы. Должен, однако, признать, что позиция С. М. Корнеева, П. В. Крашенинникова и других находит все больше сторонников.


Вклад С. М. Корнеева в юридическую науку, подготовку научных и практических работников, воспитание (в самом широком смысле слова) нашей смены не может быть по достоинству оценен, если не сказать о нем как о выдающейся во всех отношениях личности, с которой смело можно делать жизнь.


Я горд тем, что судьба свела меня с этим человеком и что я (осмеливаюсь так думать) пользовался его дружбой и доверием.


Сергей Михайлович связал свою судьбу с юриспруденцией после тяжелого ранения, полученного на фронтах Великой Отечественной войны. В результате ранения он лишился ноги, что при его богатырском сложении было особенно тягостно. Свыше полувека он вынужден был пользоваться протезом, что влекло неимоверные мучения. Переносил он их стоически, и лишь верная спутница его жизни Клара Игнатьевна знала, каких усилий это от него требовало. Едва ли не до последних лет он выполнял полную педагогическую нагрузку и нередко приходил в свою крохотную квартирку на Ломоносовском проспекте совершенно без сил. Оставшаяся часть ноги от наших варварских протезов кровоточила, и малейшее соприкосновение с протезом причиняло боль. Клара Игнатьевна к приходу Сережи (как она его звала) из университета держала наготове теплую ванну и не закрывала входной двери, чтобы он мог как можно скорее войти. Придя домой, Сергей Михайлович принимал ванну, что приносило облегчение.




Из пережитого. 8-е издание

Автор книги, ученый-юрист рассказывает о событиях, которые в ХХ веке и в наши дни потрясают весь мир, выражает свое отношение к ним, делает прогнозы на будущее. Отражены ключевые моменты жизни автора, его встречи с государственными и общественными деятелями, учеными, литераторами, товарищами школьных и студенческих лет, с теми, у кого он учился и кто учился у него. Не впадая в крайности, автор стремился донести до читателей неповторимые черты того времени, которое выпало на долю нескольких поколений.

369
 Толстой Ю.К. Из пережитого. 8-е издание

Толстой Ю.К. Из пережитого. 8-е издание

Толстой Ю.К. Из пережитого. 8-е издание

Автор книги, ученый-юрист рассказывает о событиях, которые в ХХ веке и в наши дни потрясают весь мир, выражает свое отношение к ним, делает прогнозы на будущее. Отражены ключевые моменты жизни автора, его встречи с государственными и общественными деятелями, учеными, литераторами, товарищами школьных и студенческих лет, с теми, у кого он учился и кто учился у него. Не впадая в крайности, автор стремился донести до читателей неповторимые черты того времени, которое выпало на долю нескольких поколений.

Внимание! Авторские права на книгу "Из пережитого. 8-е издание" ( Толстой Ю.К. ) охраняются законодательством!