Юридическая Под ред. Кашкина С.Ю. Интеграционное право. Учебник

Интеграционное право. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 16.03.2017
ISBN: 9785392243082
Язык:
Объем текста: 745 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

К читателю

Введение

Раздел I. Европейский Союз и его правовая система: общие положения

Раздел II. Возникновение и развитие права Европейского Союза

Раздел III. Принципы права Европейского Союза

Раздел IV. Источники права Европейского Союза

Раздел V. Правовая природа Европейского Союза

Раздел VI. Институциональный механизм Европейского Союза

Раздел VII. Судебная система Европейского Союза

Раздел VIII. Правотворческие процедуры в Европейском Союзе

Раздел IX. Компетенция Европейского Союза

Раздел X. Европейское право прав человека

Раздел XI. Правовой режим внутреннего рынка Европейского Союза

Раздел XII. Правовые основы экономического и валютного союза

Раздел XIII. Антимонопольное право Европейского Союза

Раздел XIV. Корпоративное право Европейского Союза

Раздел XV. Правовое регулирование оказания банковских, страховых и транспортных услуг в Европейском Союзе

Раздел XVI. Трудовое и социальное право Европейского Союза

Раздел XVII. Экологическое право Европейского Союза

Раздел XVIII. Энергетическое право Европейского Союза

Раздел XIX. Правовое регулирование Европейского Союза в сфере образования и культуры

Раздел XX. Правовое регулирование интеллектуальной собственности и информационных технологий в Европейском Союзе

Раздел XXI. Пространство свободы, безопасности и правосудия Европейского Союза

Раздел XXII. Правовое регулирование деятельности Европейского Союза на международной арене

Раздел XXIII. Правовые основы взаимоотношений между Россией и Европейским Союзом



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел XI.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА


1. Понятие и принципы внутреннего рынка Европейского Союза


Внутренний рынок ЕС (первоначальное наименование: общий рынок ЕЭС) является экономическим фундаментом, на котором стоят Европейский Союз и его правовая система. Центром же этого фундамента, его смыслом являются четыре принципа, или четыре свободы внутреннего рынка.


Все четыре свободы были перечислены в тексте Договора об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., ныне Договора о функционировании Европейского Союза, который и закрепляет официальное определение внутреннего рынка:


«Внутренний рынок охватывает пространство без внутренних границ, в котором согласно положениям Договоров [учредительных документов ЕС] обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов» (ст. 26 ДФЕС).


Из этой статьи вытекает перечень принципов (свобод) внутреннего рынка ЕС:


1) принцип свободного передвижения товаров (свобода передвижения товаров);


2) принцип свободного передвижения лиц (свобода передвижения лиц), который, в свою очередь, подразделяется на:


принцип свободного передвижения работников (свободу передвижения работников) — для граждан, занимающихся трудовой деятельностью по найму, и


принцип свободы учреждения (свободу учреждения) — для граждан и юридических лиц, занимающихся самостоятельной экономической, в том числе предпринимательской деятельностью;


3) принцип свободного передвижения услуг (свобода передвижения, или, что то же самое, свобода предоставления услуг);


4) принцип свободного передвижения капиталов (свобода передвижения капиталов), с которым тесно связан принцип свободного передвижения платежей (свобода передвижения платежей).


Вышеперечисленные принципы (свободы) имеют двойственный характер:


во-первых, в качестве принципов они представляет собой руководящие начала права Европейского Союза как интеграционной правовой системы;


во-вторых, в качестве свобод они заключают в себе субъективные права граждан и юридических лиц ЕС, а в некоторых случаях также граждан и юридических лиц третьих стран, в том числе российских. Например, свобода передвижения товаров означает право любого лица свободно и беспрепятственно перемещать товары между государствами — членами ЕС.


После реформы Лиссабонского договора положения о внутреннем рынке в качестве нормы-цели закрепляются в базовом учредительном документе ЕС — Договоре о Европейском Союзе (ст. 3). Детальные правила в этой области, в том числе официальное определение внутреннего рынка и правовой режим отдельных его принципов, содержит Договор о функционировании Европейского Союза (часть третья «Внутренняя политика и деятельность Союза»: раздел I «Внутренний рынок», раздел II «Свободное передвижение товаров», раздел IV «Свободное передвижение лиц, услуг и капиталов»).


2. Принцип свободного передвижения товаров и таможенный союз


Статья 28 Договора о функционировании Европейского Союза гласит: «Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот и предполагает запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов, а также принятие общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами».


Как видно, таможенный союз в рамках ЕС состоит из двух взаимосвязанных компонентов: 1) запрещения как экспортных, так и импортных таможенных пошлин и любых равнозначных им сборов, а также количественных ограничений между государствами-членами и 2) принятия общего таможенного тарифа, т. е. единой системы регулирования экспортно-импортных операций с третьими странами.


Для того чтобы понять смысл и практический эффект норм, регулирующих свободу передвижения товаров в рамках таможенного союза как неотъемлемого компонента внутреннего рынка ЕС, необходимо ответить на вопрос — к каким товарам применяются эти нормы, а точнее — применяются ли эти нормы к товарам из третьих стран, ввезенным на территорию ЕС.


Договор о функционировании Европейского Союза дает на него положительный ответ, указывая, что положения о запрете таможенных пошлин и количественных ограничений в полной мере «применяются к продукции, местом происхождения которой выступают государства-члены, а также к продукции из третьих стран, находящейся в свободном обращении в государствах-членах» (ст. 23 ДФЕС).


При этом «находящейся в свободном обращении в каком-либо государстве-члене признается продукция из третьих стран, в отношении которой в данном государстве-члене были выполнены импортные формальности, взысканы подлежащие уплате таможенные пошлины и равнозначные сборы и применительно к которой не производился полный или частичный возврат этих пошлин и сборов» (ст. 24 ДФЕС).


Рассматривая свободу передвижения товаров, необходимо также учитывать, что регулирующие ее нормы права ЕС распространяются не только на барьеры товарообороту между государствами-членами Европейского Союза, но и на барьеры, которые создаваться внутри какого-либо государства-члена.


Важнейшими гарантиями свободы передвижения товаров в ЕС служат ст. 30, 34—35, 110 Договора о функционировании Европейского Союза. Статья 30 запрещает между государствами-членами любые таможенные пошлины на импорт и экспорт, а также равнозначные сборы. Статьи 34 и 35 устанавливают аналогичный запрет в отношении квот и иных количественных ограничений товарооборота, а также равнозначных мер. Наконец, ст. 110 запрещает государству-члену подвергать товары, импортируемые из других государств-членов, более высоким внутренним налогам по сравнению с местными товарами (запрет дискриминационного налогообложения).


Наиболее сложным вопросом правового регулирования свободы передвижения товаров является толкование запрета мер, равнозначных количественным ограничениям, которые запрещаются наравне с самими количественными ограничениями.


Определение мер, равнозначных количественным ограничениям, впервые появилось в Директиве Комиссии № 70/50. В этой Директиве Комиссия применила способ проверки правомерности тех или иных внутригосударственных мер исходя не только и не столько из их юридической природы, сколько из эффекта, оказываемого ими на торговлю в рамках ЕС.


Этот подход, называемый в доктрине тестом эффекта, получил дальнейшее развитие в прецедентном праве Суда Европейского Союза. Важнейшим прецедентным решением Суда Европейского Союза стало решение 1974 г. по делу Procureur de Roi v. Dassonville. Суд Европейского Союза постановил, что Бельгия не имела права запрещать импорт из Франции шотландского виски, у которого отсутствовал сертификат происхождения, выданный органами страны-производителя, поскольку виски уже на законных основаниях находился в свободном обращении во Франции. Суд Европейского Союза определил меры, равнозначные количественным ограничениям, как «любые торговые правила, принятые государствами-членами, которые способны прямо или косвенно, в настоящий момент или потенциально затруднить торговлю» внутри ЕС.


В этом же деле Суд Европейского Союза признал, что торговые правила, принимаемые государствами-членами для защиты потребителей, «должны быть разумными», должны «не действовать в качестве затруднений в торговле между государствами-членами» и должны быть «доступны всем гражданам» ЕС. Кроме того, они «не должны являться способами произвольной дискриминации или замаскированными ограничениями на торговлю между государствами-членами».


Может ли применяться запрет мер, равнозначных количественным ограничениям, к национальным торговым правилам, которые применяются ко всем производителям без дискриминации? Ответом на этот вопрос послужило решение Суда Европейского Союза по делу 1979 г., известному как Cassis de Dijon.


Суд Европейского Союза признал неправомерными требования немецкого законодательства о минимальном содержании алкоголя на том основании, что они не соответствуют тесту разумности (иногда он называется тестом Cassis). Этот тест, первоначально появившийся в деле Dassonville, и был доведен до логического конца в этом решении Суда Европейского Союза. Он состоит в том, что, до тех пор пока ЕС не принял норм в определенных сферах, государства-члены могут принимать «разумные» и «пропорциональные» (т. е. не шире, чем это непосредственно необходимо) меры для обеспечения защиты интересов общества.


Приведем для наглядности цитату из решения Суда Европейского Союза по делу Cassis de Dijon: «В отсутствие общих правил, касающихся производства и распространения алкоголя... государство-член должно само регулировать все вопросы, связанные с производством и распространением алкоголя на своей территории. Препятствия к свободе передвижения (товаров. — Примеч. авт.) внутри Сообщества (ныне Союза. — Примеч. авт.), вытекающие из расхождений между национальными законодательствами, регулирующими распространение товаров, могут быть приемлемыми постольку, поскольку они необходимы для удовлетворения императивных потребностей, касающихся эффективности фискального надзора, защиты общественного здоровья, честности торговых сделок и защиты потребителя».


Таким образом, в решении Суда Европейского Союза по делу Cassis de Dijon было сформулировано правило «взаимного признания», т. е. если товар законно произведен в одном государстве-члене, он может свободно продаваться в другом государстве-члене, даже если он не соответствует его национальным стандартам.


3. Допустимые ограничения свободного передвижения товаров в Европейском Союзе


Как и другие субъективные права, существующие в обществе, свобода передвижения товаров на внутреннем рынке ЕС допускает определенные ограничения. Они сформулированы в ст. 36 Договора о функционировании Европейского Союза, которая является своеобразной оговоркой к рассмотренным выше ст. 28 и 29 того же Договора о запрете количественных ограничений и равнозначных мер.


Согласно этой статье государства-члены могут вводить запреты и ограничения импорта, экспорта и транзита товаров по шести основаниям:


1) общественная мораль;


2) общественный порядок;


3) общественная безопасность;


4) защита здоровья и жизни людей, животных или сохранение растений;


5) защита национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологическую ценность;


6) защита промышленной или коммерческой собственности.


Разрешая ограничивать свободное передвижение товаров на указанных основаниях, ст. 30 Договора о функционировании Европейского Союза одновременно добавляет, что «такие запрещения или ограничения не должны выступать средством произвольной дискриминации или замаскированным ограничением в торговле между государствами-членами».


Именно толкование этого положения Судом Европейского Союза дает реальные основания для оправдания тех или иных национальных ограничительных мер. Так, Суд Европейского Союза неоднократно указывал, что применение государствами-членами ст. 36 невозможно в тех случаях, когда на уровне ЕС приняты законодательные акты по гармонизации каких-либо вопросов, а применение ст. 36 окажет воздействие на достижение целей подобной гармонизации.




Интеграционное право. Учебник

Первый в России учебник, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях, охарактеризованы важнейшие достижения правового регулирования международной интеграции в экономической, политической и других сферах общественной жизни, исследован правовой статус ведущих интеграционных организаций, функционирующих в разных частях земного шара, правовые основы участия в них России.<br> В Особенной части проанализированы ведущие интеграционные правопорядки, сложившиеся на глобальной арене и в отдельных регионах мира, в том числе на постсоветском пространстве: право Всемирной торговой организации, право Европейского союза, право Североамериканской ассоциации свободной торговли и др.<br> Особое внимание уделяется практическим аспектам участия России в интеграционных процессах, включая правовые основы интеграции на территории бывшего СССР, правовое регулирование создания и функционирования Евразийского экономического союза.<br> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2016 г.<br> Для бакалавров, магистрантов и аспирантов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/integratsionnoe_pravo_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

419
Юридическая Под ред. Кашкина С.Ю. Интеграционное право. Учебник

Юридическая Под ред. Кашкина С.Ю. Интеграционное право. Учебник

Юридическая Под ред. Кашкина С.Ю. Интеграционное право. Учебник

Первый в России учебник, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях, охарактеризованы важнейшие достижения правового регулирования международной интеграции в экономической, политической и других сферах общественной жизни, исследован правовой статус ведущих интеграционных организаций, функционирующих в разных частях земного шара, правовые основы участия в них России.<br> В Особенной части проанализированы ведущие интеграционные правопорядки, сложившиеся на глобальной арене и в отдельных регионах мира, в том числе на постсоветском пространстве: право Всемирной торговой организации, право Европейского союза, право Североамериканской ассоциации свободной торговли и др.<br> Особое внимание уделяется практическим аспектам участия России в интеграционных процессах, включая правовые основы интеграции на территории бывшего СССР, правовое регулирование создания и функционирования Евразийского экономического союза.<br> Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2016 г.<br> Для бакалавров, магистрантов и аспирантов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/integratsionnoe_pravo_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Интеграционное право. Учебник" (Под ред. Кашкина С.Ю.) охраняются законодательством!