Юридическая Под ред. Сергеева А.П. Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник

Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 31.07.2018
ISBN: 9785392285457
Язык:
Объем текста: 1066 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Введение в гражданское право. Глава 1. Гражданское право как отрасль права

Глава 2. Источники гражданского права

Глава 3. Гражданское право как наука и учебная дисциплина

Глава 4. Общая характеристика гражданского права зарубежных государств

Раздел II. Гражданское правоотношение. Глава 5. Понятие, элементы и виды гражданских правоотношений

Глава 6. Граждане как субъекты гражданских правоотношений

Глава 7. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Общие положения

Глава 8. Коммерческие организации как субъекты гражданских правоотношений

Глава 9. Некоммерческие организации как субъекты гражданских правоотношений

Глава 10. Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений

Глава 11. Объекты гражданских прав

Глава 12. Ценные бумаги

Глава 13. Нематериальные блага

Глава 14. Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений

Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав. Глава 15. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей

Глава 16. Представительство

Глава 17. Защита гражданских прав

Глава 18. Сроки осуществления и защиты гражданских прав

Раздел IV. Вещное право. Глава 19. Общие положения о вещном праве

Глава 20. Право собственности. Общие положения

Глава 21. Право частной собственности

Глава 22. Право публичной собственности

Глава 23. Право общей собственности

Глава 24. Ограниченные вещные права

Глава 25. Защита права собственности и иных вещных прав

Раздел V. Общая часть обязательственного права. Глава 26. Понятие, виды и основания возникновения обязательств

Глава 27. Гражданско-правовой договор

Глава 28. Исполнение обязательств

Глава 29. Обеспечение исполнения обязательств

Глава 30. Ответственность за нарушение обязательств

Глава 31. Изменение и прекращение обязательств



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 16.
Представительство


§ 1. Сущность представительства


Понятие представительства. Правовое последствие сделки обычно наступает в лице того, кто ее совершил: для него возникают обоснованные сделкой права и обязанности, он приобретает или утрачивает переданное по сделке право, его право изменяется в результате совершения сделки. Но участники гражданских правоотношений не всегда могут действовать самостоятельно. Одни из них не имеют необходимой для этого дееспособности, другие — фактической возможности присутствовать при совершении конкретной сделки, третьи — специальных знаний о ней. Учитывая подобные случаи, закон признает возможность совершения сделки одним лицом вместо другого с таким же правовым последствием, как если бы сделка была совершена самим замещаемым лицом, а следовательно — предусматривает представительство.


Из абз. 1 п. 1 ст. 182 ГК вытекает, что представительство есть совершение одним лицом (представителем) в пре­де­лах принадлежащего ему полномочия сделки от имени другого лица (представляемого), правовое последствие которой наступает непосредственно в лице представляемого. В этом определении фиксированы три элемента понятия представительства.


1. Представительство осуществимо лишь при наличии у представителя полномочия. По своей правовой природе полномочие является субъективным гра­ж­дан­ским правом, управомочивающим своего обла­да­теля на совершение сделки от имени и с непосред­ст­вен­ным действием для другого лица. Полномочию корреспондирует лежащая на представляемом обязанность, материальное содержание которой состоит в квазипретерпевании им волеизъявления представителя, направленного на изменение правового положения представляемого.


Вопрос о том, что представляет собой полномочие, в литературе решается по-разному. Отвечая на него, О. С. Иоффе пишет: «Полномочие не является субъективным правом, так как представитель благодаря полномочию приобретает не права, а только возможность осуществления чужих прав и обязанностей или приобретения их для другого лица. Но вместе с тем полномочие порождает определенные юридические последствия и, стало быть, имеет значение юридического факта. Полномочие и есть юридический факт, определяющий границы присоединения к правоспособности представляемого дееспособности представителя». Насколько это воззрение оправданно научно и практически, можно судить по следующим обстоятельствам. Во-первых, полномочие, взятое само по себе, не порождает никакого правового последствия. В случае представительства желаемое представляемым правовое последствие вызывается не полномочием, а сделкой, совершаемой представителем от имени представляемого. Значение полномочия состоит лишь в том, что оно обусловливает наступление правового последствия непосредственно в лице представляемого. Во-вторых, если бы полномочие являлось юридическим фактом, то использованные законодателем в абз. 1 ст. 63 и абз. 4 ст. 68 ГК РСФСР 1964 г. и употребляемые автором словосочетания «передача полномочий» и «превышение полномочий» были бы лишены всякого смысла, поскольку означали бы передачу и превышение юридических фактов.


Вслед за немецкими цивилистами В. А. Рясенцев утверждает, будто полномочие есть субъективное право представителя, которому «не соответствует чья-либо обязанность — ни представляемого, ни третьего лица». Согласиться с этим утверждением нельзя, поскольку оно основано на ошибочном представлении о возможности существования субъективного права без встречной ему юридической обязанности, тогда как в действительности право и обязанность, будучи противоположностями, не могут существовать друг без друга.


По мнению О. А. Красавчикова, полномочию как субъективному праву корреспондирует обязанность, сущность которой сводится к тому, что «представляемый обязан принять на себя все юридические последствия действий представителя, совершенных в пределах полномочия». Однако это мнение противоречит предписанию абз. 1 п. 1 ст. 182 ГК, совпадающего по содержанию с абз. 1 ст. 62 ГК РСФСР 1964 г., согласно которому правовое последствие сделки, совершенной представителем на основании полномочия, наступает в лице представляемого непосредственно, т. е. без всякого содействия с его стороны.


2. Вторым элементом понятия представительства служит совершение представителем сделки от имени представляемого. В отличие от посыльного, который лишь передает отсутствующему адресату устное или письменное волеизъявление хозяина дела, представитель сам совершает сделку, т. е. замещает представляемого при формировании и изъявлении воли к сделке. Отсюда вытекают следующие важные выводы:


а) представитель должен обладать хотя бы ограниченной сделкоспособностью. Несделкоспособное лицо не может быть представителем;


б) вопросы о том, страдает ли совершенная для представляемого сделка пороком воли и знала ли сторона в момент ее совершения об определенных обстоятельствах, следует обсуждать по личности представителя. При таком обсуждении приобретение представляемым права на оспаривание сделки из п. 1 ст. 178 ГК и права собственности на вещь согласно п. 1 ст. 302 ГК зависит соответственно от характера заблуждения и от добросовестности представителя;


в) правовое последствие совершенной представителем сделки нужно определять с учетом предшествовавшего ей поведения представителя, которое влияет на образование правосделочной воли второго контрагента. Например, если для совершения сделки представитель использовал обман, то контрагент вправе ее оспорить на основании п. 2 ст. 179 ГК;


г) поскольку представляемый не совершает сделку, при ее обсуждении обычно не принимаются во внимание отсутствие у него сделкоспособности, а также пороки воли, знание об определенных обстоятельствах и особенности предшествовавшего сделке поведения представляемого. Однако в том случае, когда представитель следует решающим для сделки указаниям представляемого, она должна обсуждаться с учетом пороков воли, знания и влияющих на образование воли второго контрагента действий представляемого, так как волеизъявление представителя здесь фактически основывается на правосделочной воле представляемого. Стало быть, если одно лицо путем применения угрозы понуждает другое к совершению сделки, а последнее затем выдает на нее полномочие, то в силу п. 1 ст. 179 ГК совершенная представителем сделка может быть признана недействительной по иску представляемого; если представляемый, зная о недостатках вещи, поручает неосведомленному о них представителю купить эту вещь, то представляемому не причитаются требования из ст. 475 ГК; а если представитель по поручению представляемого, который желает воспользоваться затруднительным положением контрагента, совершает кабальную сделку, то потерпевший приобретает предусмотренное п. 3 ст. 179 ГК право на ее оспаривание.


Предписания ГК о представительстве рассчитаны прежде всего на совершение представителем обязательственных и распорядительных сделок (например, на заключение договора купли-продажи вещи — п. 1 ст. 454 ГК или договора уступки требования — п. 1 ст. 382 ГК). Наряду со сделками к числу правомерных гражданско-правовых действий относятся сделкоподобные действия и реальные акты. Сделкоподобные действия отличаются от сделок тем, что их правовые последствия определяются не волей действующего лица, а законом и наступают независимо от того, желает ли их это лицо или нет. В связи с содержащимся в сделкоподобных действиях обнаружением воли к ним могут применяться по аналогии предписания, предусмотренные для сделок, если цель этих предписаний оправдывает их соответствующее применение. Поэтому представитель может совершить от имени представляемого сделкоподобное действие (например, признать долг — абз. 1 ст. 203 ГК или уведомить об уступке требования — п. 3 ст. 382 ГК). Реальные акты, т. е. действия, которые совершаются без цели обнаружения воли и с которыми закон связывает правовое последствие без учета правового последствия, желаемого действующим лицом, имеют очень мало общего со сделками. Предписания о представительстве, так же как и другие предписания о сделках, к ним в принципе неприменимы. Следовательно, представитель не может совершить от имени представляемого реальный акт (например, изготовить новую вещь — абз. 1 п. 1 ст. 218 ГК или создать литературное произведение — подп. 5 п. 1 ст. 8 ГК).


Представительство осуществимо не только при совершении гражданско-правовых действий, но и при ведении чужого дела в суде. В этом случае говорят о процессуальном представительстве, которое, в частности, предусматривается гл. 5 ГПК и гл. 6 АПК. К процессуальному представительству могут соответственно применяться предписания гл. 10 ГК.


Представитель совершает сделку от имени представляемого, т. е. заявляет, что ее стороной должен стать не он сам, а представляемый. Действие от имени представляемого служит интересу третьего лица, совершающего сделку с представителем, в том, чтобы знать, кого коснется правовое последствие сделки: кто станет его должником или кредитором, от кого он приобретет или кому передаст отчуждаемое по сделке право. В этом проявляется принцип открытости представительства,.


По общему правилу, представитель прямо указывает третьему лицу на совершение сделки от имени определенного представляемого. Но деятельность представителя является открытой и без такого указания, когда из сопутствующих сделке обстоятельств третье лицо может понять, что она вступит в силу не для представителя, а для определенного или определимого представляемого. Это имеет место, если представитель совершает сделку в обстановке, которая сама по себе свидетельствует о его действии в качестве представителя (например, продает товар в магазине, принадлежащем другому лицу, — абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК), или если при совершении сделки представитель сообщает третьему лицу, что он действует как управляющий чужим имуществом, который рассматривается законом в качестве представителя (например, как конкурсный управляющий — абз. 28 ст. 2 Закона о банкротстве, доверительный управляющий — абз. 1 п. 1 ст. 1012 ГК или душеприказчик — абз. 1 п. 1 ст. 1134 ГК). Наконец, принцип открытости соблюдается и тогда, когда представитель совершает сделку для того, кого она касается, т. е. сделку с указанием на то, что она должна вступить в силу для непоименованного представляемого, личность которого не может быть определена третьим лицом даже из сопутствующих обстоятельств (например, если при продаже вещи представляемого на аукционе аукционист сохраняет его имя в тайне от покупателя).


3. Третий элемент понятия представительства — наступление правового последствия сделки представителя непосредственно в лице представляемого. В соответствии с этим элементом представляемый становится стороной совершаемой для него сделки. Поэтому он должен обладать правоспособностью, позволяющей ему иметь права и обязанности, на установление которых была направлена обязательственная сделка представителя. При совершении представителем распорядительной сделки в момент вступления ее в силу у представляемого должна наличествовать власть к распоряжению соответствующим правом. По этой причине представитель не может распорядиться вещью с действием для представляемого, который после выдачи представителю полномочия передал ее в собственность другому лицу и тем самым утратил власть к распоряжению правом собственности.


В лице представляемого как стороны сделки представителя наступает не только ее основное правовое последствие, но и связываемые с нею законом побочные правовые последствия. Например, при заключении представителем договора аренды вещи представляемого у последнего возникает обязанность по ее передаче арендатору во временное владение и пользование, требование о внесении арендной платы (абз. 1 ст. 606 ГК), а также побочная обязанность по передаче принадлежностей вещи (п. 2 ст. 611 ГК). Кроме того, если представитель совершает сделку под влиянием заблуждения или иного обстоятельства, влекущего за собой несовпадение воли представителя и ее внешнего выражения, то представляемому причитается право на оспаривание сделки.


Сделка представителя действует непосредственно для представляемого. Непосредственность представительства выражается не только в том, что правовое последствие сделки представителя наступает для представляемого без совершения им какого-либо акта принятия, но и в том, что при обязательственной сделке представляемый приобретает обоснованные ею права и обязанности оригинарно, т. е. не в качестве правопреемника представителя, а при отчуждательной сделке представляемый приобретает или утрачивает право соответственно как правопреемник или правопредшественник третьего лица.


Через совершаемую им сделку сам представитель не управомочивается и не обязывается, не изменяет и не прекращает своего права. Поэтому ему не требуется необходимая для представляемого правоспособность, а в случае совершения распорядительной сделки также и власть к распоряжению.


Виды представительства. В зависимости от того, совершает ли представитель в пределах своего полномочия волеизъявление от имени представляемого или он получает в пределах своей компетентности волеизъявление третьего лица на имя представляемого, выделяют активное и пассивное представительство. Как наиболее важный вид, активное представительство подробно регламентировано в предписаниях гл. 10 ГК, которые могут применяться к пассивному представительству по аналогии.


Активное и пассивное представительство чаще всего сочетаются при совершении одной и той же сделки. Например, если А, будучи представителем Б, направляет оферту В, который затем принимает эту оферту через волеизъявление, направленное им А как представителю Б, то в момент получения акцепта А договор считается заключенным между Б и В; при направлении оферты А функционирует в качестве активного представителя, при получении акцепта — в качестве пассивного представителя. Но мыслимо и иное. Так, например, Б может выдать А полномочие на совершение оферты в отношении В, оговорив, что акцепт следует направлять не А, а ему самому; в таком случае договор между Б и В считается заключенным в момент получения акцепта самим Б, при этом А выступает только как активный представитель.




Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник

Первый том трехтомного учебника содержит систематическое изложение Общей части гражданского права Российской Федерации. Учебный материал разбит на пять разделов: «Введение в гражданское право», «Гражданское правоотношение», «Осуществление и защита гражданских прав», «Вещное право», «Общая часть обязательственного права». Наряду с изложением действующего законодательства в учебнике широко представлены положения доктрины, включая различные точки зрения по обсуждаемым проблемам, а также практика применения гражданско-правовых норм.<br /> В учебнике отражено законодательство по состоянию на 1 января 2018 г.<br /> Учебник рассчитан на студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, научных и практических работников, а также может быть полезен для всех, кто интересуется вопросами гражданского права.

579
 Под ред. Сергеева А.П. Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник

Под ред. Сергеева А.П. Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник

Под ред. Сергеева А.П. Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник

Первый том трехтомного учебника содержит систематическое изложение Общей части гражданского права Российской Федерации. Учебный материал разбит на пять разделов: «Введение в гражданское право», «Гражданское правоотношение», «Осуществление и защита гражданских прав», «Вещное право», «Общая часть обязательственного права». Наряду с изложением действующего законодательства в учебнике широко представлены положения доктрины, включая различные точки зрения по обсуждаемым проблемам, а также практика применения гражданско-правовых норм.<br /> В учебнике отражено законодательство по состоянию на 1 января 2018 г.<br /> Учебник рассчитан на студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, преподавателей, научных и практических работников, а также может быть полезен для всех, кто интересуется вопросами гражданского права.

Внимание! Авторские права на книгу "Гражданское право. Том 1. 2-е издание. Учебник" ( Под ред. Сергеева А.П. ) охраняются законодательством!