|
ОглавлениеРаздел I Введение в философию. Глава 1 Предмет философии Раздел II История философии. Глава 1 Античная философия Глава 2 Средневековая философия Глава 3 Возраждение и реформация Глава 4 Философия нового времени Глава 5 Немецкая классическая философия Раздел III Философия XX века. Глава 1 Прагматизм Раздел IV Философия как система идей. Глава 1 Становление онтологии как учение о бытие Глава 2 Понятие бытия и варианты онтологии Глава 3 Фундаментальные свойства и диалектика бытия Глава 4 Познавательное отношение человека к миру Раздел V Сферы философского знания. Глава 1 Социальная философия Глава 4 Философская антропология Глава 6 Философия техники. Ссылки Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРаздел III ФИЛОСОФИЯ XX векаГлава 1 Прагматизм1. Культурно-исторические предпосылкиразвития американской философииПредставление основных идей и течений западной философии XX века мы начнем с прагматизма, хотя течение это возникло еще в последние десятилетия XIX столетия. Однако, во-первых, течение это было более чем влиятельным в самой динамичной в ту эпоху стране «западного мира» — Североамериканских Соединенных Штатах, в стране, которой суждено было к началу нашего столетия остаться единственной великой державой, и уж, бесспорно, самой мощной в экономическом, финансовом и военном отношении, что позволило ей взять на себя роль бесспорного лидера «западного мира». И хотя прагматизм в пору его возникновения и расцвета (как, впрочем, и американская культура того времени в целом) выглядит скорее «вторичным» явлением по отношению к философии европейской, чем-то вроде предназначенного для массового потребления синтеза популярных «европейских» философских идей позапрошлого столетия (прежде всего, позитивизма и «философии жизни»), тем не менее его принципы, егоидеологияоказались весьма созвучными тем переменам в массовом общественном сознании, которые происходили в странах Европы и которые проявились во всю силу начиная с конца XX столетия практически во всем развитом мире. Поэтому «через прагматизм» нам будет легче понять внутреннюю логику исторического развития современной «западной» культуры, культуры постиндустриального, информационного общества, проявлением и символом которого является Интернет — глобальная информационная система; общества с интенсивным и все развивающимся культурным обменом; общества, в котором национальная экономическая, финансовая, политическая и культурная замкнутость уже выглядит анахронизмом, поскольку его реальностью являются уже не межнациональные, но наднациональные объединения всякого рода, которые к тому же проявляют явную тенденцию к расширению и универсализации. Создается впечатление, что в Европе (если не в мире в целом) сегодня развертываются процессы, весьма напоминающие те, которые завершались в США в эпоху появления и расцвета прагматизма — несмотря на многие существенные отличия. В самом деле, культура США в ее истоках была культурой так сказать «с ослабленной наследственностью» — т. е. такой, которая еще не сложилась, не сформировалась, не стала жестким и потому закрытым по отношению к другим культурам и внешним культурным влияниям образованием. Ведь сама американская нация была еще молодым социальным организмом, который сравнительно недавно сформировался в тесном взаимодействии множества сравнительно небольших групп людей, которые порвали со своей прежней родиной и существенно ослабили, и уж во всяком случае, сильно видоизменили связи со своей прежней традиционной национальной и культурной средой. Основателями новой страны (и новой, американской, нации) были сначала религиозные и политические изгои из разных стран «Старого Света», а также преступники и искатели приключений; потом все большую их долю стали составлять те, кого сегодня назвали бы «экономическими беженцами». Ни для кого, кто становился «американцем», «Новый Свет» не был изначально ни раем, ни отчим домом: дом, и в прямом, и в переносном смыслах, надо было построить «на голом месте», землю подготовить и обработать, а до того еще выкупить или отвоевать у местного населения, у тех, 228ког°гвсилу географической ошибки, называли «индейцами»; политическую структуру, начиная с самых элементарных государственных институтов и правовых норм, надо было тоже образовать. Чтобы выжить в этих условиях и тем более добиться известного благосостояния, всем приходилось много и тяжко работать. Недостаток рабочих рук в сельском хозяйстве (с него, а не с промышленности, начиналось развитие американской экономики) оказался даже условием образования в Новом Свете «завозного» рабства, что еще более усилило культурную разнородность населения и создало почву для появления специфичных политических структур и вызревания конфликтов. Среди них на первом месте, после обретения независимости от Англии, сначала было формирование двухкомпонентного государства, состоявшего из сельскохозяйственного рабовладельческого Юга и промышленного нерабовладельческого Севера. Потом была война «Севера» с «Югом» и конфликт двух рас (если не учитывать более тонких моментов — вроде отношений с мексиканцами). Нельзя не учитывать также и отношений с «индейцами» в качестве специфического «культурообразующего» фактора американской истории. Из этого разнородного и неспокойного материала предстояло возникнуть своеобразному политическому и культурному «статусу вивенди». Первый нашел выражение в весьма замечательном документе — Конституции Соединенных Штатов, принятой в 1787 г. и действующей до настоящего времени. В этом документе, ставшем основой американской государственности, всего 7 статей (к которым, правда, затем было присоединено около трех десятков поправок), сформулированы весьма общие и, как оказалось, достаточные принципы, организующие политическую жизнь демократического и притом очень гибкого и способного быстро развиваться социального организма. Конечно, немаловажно и то обстоятельство, что фактически история СШАначинаетсякак историябуржуазного общества,т. е. здесь, в общем, не требовалось разрушать феодальный строй средствами политической революции, как это было в Европе. Если судьба приводила сюда европейских революционеров, то их противником становился не жесткий политический порядок, к тому же освященный традицией, а ко-дониальная администрация и военная сила колониальной державы — Англии. Война североамериканских колоний за независимость (1775—1783 гг.) оказалась чем-то вроде «профилактики от феодализма», а буржуазная по сути своей идеология американского Просвещения предстает как момент в формировании национального самосознания. Просвещение играло огромную роль в начальном периоде американской истории: пожалуй, нигде в мире университеты не внесли столь значительного вклада в формирование культуры (а их и в колониальный период истории Северной Америки было множество— назовем, хотя бы, Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колледж Вильгельма и Мэри, Королевский колледж, который потом был переименован в Колумбийский университет — и это еще не все!). Столь же значительным был и вклад научных ассоциаций (примером которых является Американское философское общество, основанное Франклином). Поэтому американская культура вообще и американская философия в частности вовсе не выглядят «идеологической формой классовой борьбы»; представлявший интересы плантаторов Джордж Вашингтон и защищавший интересы фермеров и средних буржуа Томас Джефферсон вовсе не были персонификациями феодализма и капитализма. Религия была весьма мощной силой американского общества, но церковь никак не была здесь «самой мощной феодальной организацией», как это было в Старом Свете; может быть, поэтому сторонники социального прогресса в Новом Свете не тяготели к атеизму, а споры между американскими философами не превращались в непримиримую борьбу материализма и идеализма. Если война Севера с Югом и была «гражданской войной», то состоялась она уже в условиях сложившихся буржуазных общественных отношений и не была слита с антифеодальной революцией (как сплошь и рядом было в Европе) и тем более не являлась продолжением такой революции. Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник. 6-е издание" (Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В.) охраняются законодательством! |