Философия Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Философия. Учебник. 6-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.09.2011
ISBN: 9785392012916
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I Введение в философию. Глава 1 Предмет философии

Глава 2 Сознание

Раздел II История философии. Глава 1 Античная философия

Глава 2 Средневековая философия

Глава 3 Возраждение и реформация

Глава 4 Философия нового времени

Глава 5 Немецкая классическая философия

Глава 6. Русская философия

Раздел III Философия XX века. Глава 1 Прагматизм

Глава 2 Неопозитивизм

Глава 3 Феноменология

Раздел IV Философия как система идей. Глава 1 Становление онтологии как учение о бытие

Глава 2 Понятие бытия и варианты онтологии

Глава 3 Фундаментальные свойства и диалектика бытия

Глава 4 Познавательное отношение человека к миру

Раздел V Сферы философского знания. Глава 1 Социальная философия

Глава 2 Этика

Глава 3 Эстетика

Глава 4 Философская антропология

Глава 5 Философия науки

Глава 6 Философия техники. Ссылки



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2 Сознание


1. Сознание как качество высокоорганизованногосубъекта


Проблема сознания — одна из центральных и одна из самых загадочных философских проблем. Центральной она является потому, что именно в связи с активностью сознания возникают те предельные вопросы, на которые пытается ответить философия. Только у существа, обладающего сознанием, осуществляющего целе-полагающую деятельность, возникает чувство времени, вместе с чем приходит сознание своей конечности, видение пределов бытия и желание преодолеть или отодвинуть эти пределы.По своим помыслам, по целям, на реализацию которых направлено сознание, его активность является беспредельной, реализация глобальных целей, которые способен выдвинуть перед собой человек, требует вечной жизни, существования уходящего в бесконечность.Но пределы активности индивидуального сознания ограничены сроком жизни человека, в связи с чем возникает извечное противоречие между стремлением к вечности и сознанием конечности бытия.


В связи с отношением к вечности возникает проблема смысла индивидуального бытия. Это вопрос, над разрешением которого постоянно думали философы, т. к. самореализация индивидуального сознания невозможна вне каких-то внешних ориентиров, так или иначе связанных с теми целями, которые продолжают оставаться актуальными и после прекращения индивидуального бытия, являются целями всего человечества или какой-то локальной человеческой группы, если связь со всем человечеством еще не установлена сознанием.


Загадочной проблема сознания является потому, что она крайне сложна. Истоки исторического формирования сознания, возникновения человеческого языка, появление способности мыслить в понятиях до конца не ясны.


Тем не менее, понятно, что сознание развивается вместе с самосознанием, со способностью человека к размышлению о самом себе с позиции внешнего по отношению к непосредственным действиям по обеспечению питания, безопасности, пространственной ориентации наблюдения. Такое рефлексивное наблюдение начинается с осознания значения самых простых, неизбежно сопутствующих жизни функций, т. е.— дыхания, движения, фиксации своего эмоционального состояния. Отсюда происходит понятие души, с которой исторически связывались способности к чувственному восприятию, наслаждению и разумной, рациональной деятельности. Долгое время какого-либо определенного различия между понятиями душа и сознание не проводилось, сознательные функции рассматривались как определенные способности души. Затем возникла традиция, в которой сознание стало связываться с рациональной рефлексией и целеполаганием. Душа же продолжала рассматриваться как понятие, которое употребляли, желая подчеркнуть уникальность человеческого я, а также способность индивида к нравственной жизни, ценностному отношению к действительности, т. е. способность встать выше непосредственных материальных интересов, выше задачи жизнеобеспечения, что получило отражение в термине духовность. Постепенно понятие сознание получало все более и более четкие определения в связи с исследованием разных уровней отражения, описанием механизмов ориентировочной деятельности и целеполагания. Оно все более употреблялось в тяготеющих к сциентизму материалистических концепциях. Понятие же души прочно вошло в терминологию тех философов, которые пытались строить разного рода метафизические конструкции, допускали нефиксируемую с помощью научного метода связь человека с какими-то28предполагаемыми, фундаментальными пластами бытия.


Размышления над феноменами внутренней психической жизни, фиксация собственных эмоций как таких состояний, от которых невозможно избавиться по простому желанию, значимость оценок других для собственного эмоционального самочувствия, по-видимому, очень рано позволили сформулировать мысль о том, чтосознание, несмотря на то, что им обладает каждый отдельный индивид, так сказать, не укладывается в индивидуальное существование.Проявление чувства стыда, угрызений совести несомненно способствовали тому, что человек с самого начала воспринимал свою сознательную жизнь как наблюдаемую кем-то со стороны. Не случайно даже этимологически слова совесть, сознание являются близкими. Эта близость прослеживается и в других языках (например, англ. сопзсюизпезз — сознание, соп8с1епсе — совесть). Понятие «сознание» с точки зрения этимологии возникновения этого термина может быть рассмотрено именно как обозначение «со-знания», т. е. совместного знания.


Факт того, что индивидуальное сознание не укладывается в границы индивидуального существования, порождает идеалистическую трактовку этого феномена, в которой сознательные функции объясняются через наличие особой субстанции сознания, т. е. духовной субстанции. Очень часто духовное начало объявляется в качестве ведущего, порождающего материальный мир. В таком случае получаются классические концепции объективного идеализма. В них феномен сознания признается, но не объясняется. Он просто постулируется как проявление свойств некоторого высшего по отношению к человеку и создаваемому им обществу начала. В материалистической концепции сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, тот факт, что сознание индивида не укладывается в его индивидуальное существование, объясняется влиянием общества, особыми идеальными связями между каждым человеком и обществом, благодаря которым индивидуальное сознание усваивает формы мышления и получает реальную точку отсчета для взгляда на себя со стороны. Однако столь развитый взгляд появляется в истории философии далеко не сразу. Первые материалистические концепции весьма


недалеко отстают от идеалистических в понимании феномена сознания, т. к. по существу также рассматривают душевные функции на основе представления о существовании некоторой особой духовной субстанции. Так у Гераклита, которого принято считать материалистом, душа — это тонкий огонь. У гораздо более позднего философа, во многом заложившего основы философии Нового времени — Декарта, который фактически предложил первую теорию нервного рефлекса и рассуждал в'своих исследованиях человеческого тела принципиально материалистически, сознательные функции, тем не менее, также являются результатом проявления особой духовной субстанции. Демокрит, однозначно трактуемый в качестве основоположника материалистического взгляда, полагал, что восприятия возникают в мозгу человека в результате того, что от предметов отделяются тонкие атомы, проникающие в голову и оставляющие там отпечатки. Такой взгляд, конечно, создает основания для понимания феномена отражения, но он не содержит никакой идеи о природе идеального, т. е. о природе того понятия, с которого и нужно начинать описание феномена сознания.


В действительности смысл идеального заключается не в самом факте отражения, своеобразного удвоения мира за счет того, что свойства одного материального носителя записываются благодаря применению некоторого кода в свойствах другого. Ведь никто не назовет идеальным отражением действительности магнитную ленту, на которой записаны звуки песни, или компакт диск, на котором, вообще, может поместиться куча всякой важной информации. В чем же тогда суть феномена идеального, который лежит в основании возникновения субъективного я и последующего развития феноменов сознательной жизни? Ответ на этот вопрос лежит в исследовании разных форм адаптации живого существа к действительности, в понимании того, что может быть названо способностью ориентирования.


Способность к ориентированию и необходимость последнего является важнейшей особенностью всякой субъективной активности, важнейшим свойством субъекта.Субъектявляется некоторой единицей бы-30 тия, условия существования которой не заданы с жесткой необходимостью, которая имеет определенную степень свободы, что используется для улучшения условий собственного субъективного бытия, для поиска, направленного на выживание.


Философы давно заметили, что формы субъективного существования различаются по степени жесткости детерминации их поведения.Человек имеет наибольшую степень свободы, его существование в мире если так можно сказать, наиболее проблемно.Для разрешения возникающих жизненных проблем, для успешной ориентации в мире человеку оказывается нужны разум и сознание. Одно из радикальных представлений, открывших путь к пониманию специфики субъективного бытия, содержится в ранней стоической философии. В качестве одной из задач философии стоики выдвинули контроль собственной эмоциональной жизни, обретение спокойствия, в силу чего они значительно продвинулись в понимании специфики субъективного отношения к миру.


Увидев, что положение человека в мире жестко неопределено, стоики призвали использовать разум для устранения этой неопределенности, что выразилось в утверждении необходимости жить по опыту всего того, что происходит в природе. «Первым побуждением живого существа, говорят стоики, является самосохранение, ибо природа изначально дорога сама себе. Так говорит Хрисипп в I книге «О конечных целях»: ближе всего для всякого живого существа его собственное состояние и сознание такового — в самом деле, ведь вряд ли природа создала его склонным к изменению или не склонным ни к изменению, ни к прежнему состоянию. Стало быть, приходится сказать, что от природы живому существу близко его состояние, и поэтому оно противится всему, что вредно и идет навстречу всему, что близко ему. Мнение же некоторых, будто первое побуждение живых существ — стремление к наслаждению, они обличают как ложное».


Хрисипп отмечает, что растения обходятся для сохранения состояния без всяких наслаждений. Животным дано побуждение. С помощью него они сами


хотят того, что им нужно. Человеку же в качестве совершенного вождя дан разум. Выявляя такие различия стоики фактически впервые ставят вопрос о различных уровнях отражения действительности, производимых в разной степени развитыми субъектами. Человек рассматривается как такой субъект, положение которого в наибольшей степени неопределенно, не задано строгими параметрами и именно поэтому он нуждается в разуме как верховном вожде.


В данйой концепции разум, несомненно, осмыслен как особое свойство высокоразвитого субъекта, каким является каждый отдельный человек, он является достоянием личности, а не какого-то универсума. И хотя универсальный разум тоже признается в стоической концепции, он здесь совершенно определенно выводится за пределы того разума, который выступает в качестве основы личной ориентировочной способности. Жить по опыту всего того, что происходит в природе, означает жить на основе субъективного, осознанного разумом, приспособления к миру, пусть хотя бы и ограниченного в понимании стоиков лишь негативной свободой, означающей стремление к сохранению своего состояния.


В принципе в истории философии может быть выявлено постоянное движение ко все более и более глубокому пониманию субъективности. Так после древнегреческой философии, в которой человек в основном пытался освободиться от сильных эмоций как мешающих подлинным целям бытия, в христианстве эмоциональная жизнь, в частности — связанные с проявлениями любви душевные функции были осмыслены в позитивном плане. Именно поэтому христианское воскресенье предполагает не только посмертное сохранение души, но и восстановление преображенного, освобожденного от греха тела. В эпоху Возрождения флорентийскими неоплатониками была сформулирована мысль о человеке как до конца не определимом ни божественными, ни земными началами существе. Это возлагает задачи субъективного самоопределения на него самого. В кантовской философии знаменитый категорический императив был сформулирован именно как средство ограничения поведения человека, способ-32 ного неразумно воспользоваться своей свободой. В философии Беркли и Юма ощущения были осмыслены как то, что решительным образом влияет на наши представления о внешнем мире, а не просто его копирует. Представление о мире, как о мире всегда субъективно интерпретированным, составляет одну из важнейших специфических черт современной западной философии. Субъективные свойства постепенно все более начинают осмысливаться уже не только как то, с помощью чего человек приспосабливается к миру, но и как то, что является самоценным, что позволяет испытывать особые наслаждения. Но, признавая подобные субъективные способности, необходимо признать и задачи субъективного самоуправления, без чего неизбежно произойдет саморазрушение субъективного бытия, такое разрушение личности, какое происходит, например, в жизни наркомана. Этим самоуправлением и занимается сознание человека.


Но вернемся от функций сознания, как свойства высокоразвитого субъекта, к условиям возникновения самой субъективной способности, к идеальному как особой ориентировочной способности, возникающей на определенном этапе развития субъективной организации.


Можно выявитьразличные формы субъективной активности.Растениям присуща реактивная способность, выражающаяся в том, что они поворачиваются к солнцу, сворачивают и разворачивают листья и т. д. Однако растения не осуществляют никакого субъективного поиска. Животные в большинстве случаев способны осуществлять движения и находятся в поиске более оптимальных условий существования. Самым элементарным способом адаптации к среде, связанным с субъективной организацией, являются неспецифические периодические движения. Такие движения совершают простые многоклеточные организмы, обитающие в водной среде,— актинии, анимоны. Они захватывают воду, фильтруют ее, отделяя питательные вещества от остальной среды. Субъективный поиск выражается здесь лишь в стремлении оказаться в более благоприятной среде и избежать некоторых опасностей, которые так или иначе оказываются фиксированными в процессе приспособления к среде. Для этого создаются органы так называемой превентивной вооруженности, например — стрекательные клетки, способные вызывать у противника болевой шок. Активность, направленная на поиск пищи, и стремление к превентивной вооруженности — две основные черты всякой субъективной организации. Вслед за периодическими колебательными движениями эволюционно развивается более сложный адаптационный механизм, представляющий специфическую реакцию на определенные проявления среды. Это — инстинкт. Многочисленные инстинкты вегетативной и центральной нервной системы известны у животных, находящихся на разной степени своей субъективной организации.




Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

349
 Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник. 6-е издание" (Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В.) охраняются законодательством!