Философия Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Философия. Учебник. 6-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.09.2011
ISBN: 9785392012916
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I Введение в философию. Глава 1 Предмет философии

Глава 2 Сознание

Раздел II История философии. Глава 1 Античная философия

Глава 2 Средневековая философия

Глава 3 Возраждение и реформация

Глава 4 Философия нового времени

Глава 5 Немецкая классическая философия

Глава 6. Русская философия

Раздел III Философия XX века. Глава 1 Прагматизм

Глава 2 Неопозитивизм

Глава 3 Феноменология

Раздел IV Философия как система идей. Глава 1 Становление онтологии как учение о бытие

Глава 2 Понятие бытия и варианты онтологии

Глава 3 Фундаментальные свойства и диалектика бытия

Глава 4 Познавательное отношение человека к миру

Раздел V Сферы философского знания. Глава 1 Социальная философия

Глава 2 Этика

Глава 3 Эстетика

Глава 4 Философская антропология

Глава 5 Философия науки

Глава 6 Философия техники. Ссылки



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 6. Русская философия


1. Зарождение русской философии и ее особенности


Русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси. Большую роль здесь сыграло принятие Русью христианства в 988 г. и укоренение православной веры. На становление философской мысли также оказал влияние противоречивый характер русской истории: это и татаро-монгольское нашествие, и крепостное право, и гражданские конфликты, и революции. Кроме того в развитии философской мысли в России проявились особенности культурно-географического расположения страны. Все это способствовало появлению огромного многообразия философских течений и школ, а также тому, что отечественная философия имеет насыщенное проблемное поле.


Первый, т. н. «ранний», период в истории русской философской мысли можно отнести к XI — XVI вв. Вопросы философского характера рассматривались вначале в летописях. Так, в «Повести временных лет», составленной монахом Нестором, был поставлен вопрос о происхождении русской земли, об ответе человека, наделенного бессмертной душой и свободой, за свои поступки перед Богом. Первым же собственно философским произведением принято считать трактат «Слово о законе и благодати», написанный киевским митрополитом Илларионом в XI веке. Это произведение также является образцом ораторской прозы. В основе философ-ско-исторической концепции Иллариона лежит идея равенства всех народов перед «благодатью». Эпоха «закона» символизируется образами тени, луны, рабыни Агары, а эпоха «благодати» — образом солнца, свободной Сарры. В произведении также прославляется Русь и воздается хвала князю Владимиру, он впервые сравнивается с византийским императором Константином.


В период складывания и укрепления Московского государства (XIV—XVI вв.) в русской философской мысли появились натурфилософские учения. В философском плане наибольший интерес представляет влияниеисихазмана русскую культуру и мышление. Иси-хазм — от греческого слова, означающего покой, безмолвие. Это течение наиболее глубоко проявилось в древнерусском искусстве, в частности, в творчестве Андрея Рублева. Сторонники данного движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается человеку через созерцание природы, с помощью молитв. Человек же — это богопознающее существо, микрокосм, соединяющий душу и плоть, способность ощущать и общаться. Мыслителем, который применил теорию исихазма, былНил Сорский (14331508)Он стал вождем нестяжателей. Это было религиозно-политическое учение на Руси в конце XV — начале XVI вв. Нил Сорский считал, что монахи должны жить своим трудом. Главное их занятие — духовное самосовершенствование. Самое крупное творение Нила Сорского —Устав. Это ценнейший источник философской, этической и психологической мысли. Взгляды Сорского способствовали развитию монашеского движения на Руси. Большой вклад в теоретическое обоснование нестяжательства внес такжеМаксим Грек (1475-1556).Он развивал учение о том, что каждый человек обладает свободой воли и обязан трудиться. У нестяжателей были противники — иосифляне, во главе сИосифом Волоцким (1439-1515)— игуменом Волоцко-го монастыря. Иосифляне считали, что монастыри должны приобретать собственность, чтобы быть могущественными, т. к. без этого невозможно творить богоугодные дела.


В XIV —XVI вв. на Руси появилисьереси,направ-] Уд ленные против официальной религии. Следует отметитьересь стригольников.Их нападки на православную церковь велись по двум направлениям: во-первых, по линии ее организационных основ, во-вторых, по вопросам богословской догматики. Стригольники считали, что духовенство должно подбираться сообразно общественным заслугам, способностям и высоким моральным качествам. Острие критики направляли против «сребролюбия» и «стяжания» имений. Слепому подчинению Священному писанию они противопоставляли критическое мышление, допускающее личную интерпретацию догматов веры. Движение стригольников было разгромлено в конце XIV века. В конце XV века появляется еще одна крупная ересь, получившая название ереси «жидовствующих». Они отвергали церковную иерархию, замещение должностей «по мзде», выступали против строительства храмов, не признавали святых таинств, скептически относились к иконам. Самым существенным ядром еретического переосмысления христианства было противопоставление Евангелия и Ветхого Завета. Созванный в 1490 г. церковный собор осудил ересь.


В XIV —XVII вв. философская мысль проявила большой интерес к историософской проблематике. В XVI веке псковский монахФилофей (1465-1542)создал религиозное учение о Москве как «третьем Риме». Он утверждал, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение. «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» — Москве — предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлинной вере.


Проблемы общественного устройства и путей развития России стоят в центре внимания и впереписке Ивана Грозного и Андрея Курбского.Иван Грозный выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Бежавший в пределы Речи Посполитой опальный князь Андрей Курбский отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, признания прав знати, координации действий царя земским собором. Царь аргументировал свои позиции, ссылаясь на историю римских императоров. Курбский же симпатизировал просвещенному европейскому монархическому устройству. Спор был разрешен историей: в России установилась самодержавная форма правления.


Одним из крупнейших общественных событий XVII века, отразившихся в развитии русской философии и общественной мысли, былцерковный раскол.Возникшее первоначально из-за чисто формального признака новой и старой обрядности различие очень быстро стало символом борьбы двух течений — официальной идеологии, которая поддерживалась государством, и оппозиционно настроенного старообрядчества.


Значение раннего периода русской философии состоит в том, что в его рамках сформировались три основных направления философской мысли, которые получили свое развитие в последующие периоды:религиозное, нравственное, историософское.Следует отметить, что в это время философия уже начинает изучаться в учебных заведениях (Киево-Могилянской академии, Славяно-греко-латинской академии).


2. Философская мысль рцсского Просвещения


ХЛ/Ш век — век быстрого развития наук, ремесел, культуры. Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра I. В это время начинается интенсивное взаимодействие русской и европейских культур. Философия обретает светский характер. Наибольшее влияние на развитие русской философии этого периода оказало французское и немецкое Просвещение.


Среди сподвижников Петра I было немало образованных и просвещенных людей. Особенно часто в делах, касающихся развития просвещения, науки, идейного обоснования проводимых реформ, Петр советовался с Феофаном Прокоповичем. Постепенно вокруг него сплотились единомышленники. Их объединяла общая позитивная оценка и практическая поддержка петровских преобразований. Это содружество Феофан Прокопович назвал «ученой дружиной». К нему принадлежали Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев, Г. Бужинский, А. Волынский и др.


Просветительскую традицию продолжил выдаю-200щийся русский ученыйМ.В. Ломоносов (1711-1765) —


русский ученый-энциклопедист, мыслитель, поэт, общественный деятель. Он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. Из всех наук он более всего ценил химию. М.В. Ломоносову принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского университета, в котором, наряду с другими науками, стала изучаться философия.


В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма.Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы, из которых слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией. Материальные тела обладают также и движением — вращательным, поступательным и колебательным. Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно. Окружающий человека видимый мир и природа находятся в непрестанном изменении и развитии. Помимо проблем естествознания, Ломоносов уделял внимание и гуманитарным вопросам. Он стал одним из основных реформаторов российской словесности. В его поэзии и прозе даны образцы стилей, которые необходимы для полнокровного существования литературного языка. Как историк России Ломоносов руководствовался идеей равноценности народов. Он выступил противником норманнской теории образования русской государственности, не соглашаясь с тем, что древнерусское население служило пассивным объектом скандинавских завоеваний.


Творчество М.В. Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, образования и философии, в частности, на общие гуманистические ориентации таких мыслителей, как Радищев,Щербатов, Десницкий.201


Главное философское произведениеА.Н. Радищева (1749-1802)— сочинение «О человеке, о его смертности и бессмертии». Проблема человека является центральной темой трактата, под углом зрения которой получают рассмотрение вопросы о соотношении души и тела, мысленного и материального, о путях человеческого познания, о предмете философии и ее роли в жизни людей. Согласно Радищеву, философия призвана раскрывать человеку глаза на природу, самого себя. Природа, окружающая человека, имеет многообразие различных форм материи, сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов. Каждый предмет обладает формой, делимостью, движением и другими свойствами. Человек также является произведением природы. Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука как орудие деятельности. Человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, поэтому человеческий род существует бесконечно.Движущей силой общественного развития, по мнению Радищева, является человеческий разум в различных его проявлениях.В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев подверг критике систему крепостного права и самодержавия в России. Он считал, что крепостное право не только противоречит естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом отношении, самодержавие характеризовалось им как препятствие общественному прогрессу в России.


М. Щербатов (1733-1790)занимал, по сравнению с Радищевым, более умеренные политические позиции. Его часто называют идеологом российского дворянства. Щербатов рассматривал социальность как наивысшую ценность. Сохранение и поддержание общественной организации является исходным принципом его рассуждений. Причины возникновения общества он рассматривал в соответствии с просветительскими традициями. Естественный ход событий привел людей к созданию упорядоченного общества. Находясь в тесной зависимости от общества, человек обязан его всемерно поддерживать. Общественные обязанности Щербатов ставит на первое место, лишь затем следуют обязанности перед Богом. Но общество должно быть организовано, поэтому необходимы законы. В России, с ее огромными просторами, суровым климатом и суровыми нравами, должны быть строгие законы. Законодательная деятельность является наиболее важной и почетной в человеческом обществе. В концепции Щербатова законы поставлены в прямую зависимость от нравов, климата, различных видов человеческой деятельности. Он анализирует основные виды правления — монархическое, аристократическое и демократическое, их особенности, преимущества и недостатки. Щербатов предпочитает монархию, подчеркивая стабильность монархического правления.




Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

349
 Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник. 6-е издание" (Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В.) охраняются законодательством!