Философия Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Философия. Учебник. 6-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.09.2011
ISBN: 9785392012916
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I Введение в философию. Глава 1 Предмет философии

Глава 2 Сознание

Раздел II История философии. Глава 1 Античная философия

Глава 2 Средневековая философия

Глава 3 Возраждение и реформация

Глава 4 Философия нового времени

Глава 5 Немецкая классическая философия

Глава 6. Русская философия

Раздел III Философия XX века. Глава 1 Прагматизм

Глава 2 Неопозитивизм

Глава 3 Феноменология

Раздел IV Философия как система идей. Глава 1 Становление онтологии как учение о бытие

Глава 2 Понятие бытия и варианты онтологии

Глава 3 Фундаментальные свойства и диалектика бытия

Глава 4 Познавательное отношение человека к миру

Раздел V Сферы философского знания. Глава 1 Социальная философия

Глава 2 Этика

Глава 3 Эстетика

Глава 4 Философская антропология

Глава 5 Философия науки

Глава 6 Философия техники. Ссылки



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел IV ФИЛОСОФИЯ КАК СИСТЕМА ИДЕЙ


Глава 1 Становление онтологии как учение о бытие


1. Возникновение метафизического отношения к миру


Терминметафизикабыл введен в философию в I в. до н. э. Андроником Родосским и означал в буквальном смысле — «после физики». Это было чисто классификационное деление. Так было обозначено место главного труда Аристотеля, т. е. книги, которая в буквальном смысле, шла после физики. Однако, в этом делении не было случайности, а, напротив, схвачена суть философского подхода к миру.


Действительно, как мы уже частично показали в первой части учебника, философия представляет собой особой тип знания о предельных основаниях бытия, мира, человеческого существования и т. д. Это существенным образом отличает данное знание от всех иных типов знания. Для представителя любого частно-научного знания сама постановка такого вопроса неправомерна, т. к. он исследует не бытие, а выделенную предметную область действительности. Физик или биолог при решении тех или иных проблем не выходит за рамки собственной предметной области и рассматривает любой исследуемый объект с позиции, соответственно физики или биологии.


Ученый смотрит на мир как бы сквозь призму предметных очков, которые позволяют ему рассматривать только то, что важно для данного предмета исследования. Соответственно, понятия, которыми оперирует ученый, также задаются конкретной предметной областью и задачами исследования. Для ньютоновской физики было достаточно понимать материю как вещество. Это отвечало общему представлению об устройстве мира. А в теории относительности такое понимание представляется недостаточным, т. к. есть еще иной вид материи и, соответственно, устройство мира объясняется иначе. Это и сила и слабость науки одновременно. Наука открывает и познает предметные закономерности (физические, химические, биологические, социологические), что позволяет реализовывать прагматические стороны человеческого существования. Однако, в конечном счете, за пределами этого всегда остается некий остаток — сфера непознанного или непознаваемого научным средствами. Поэтому, если мы говорим об истине, то мы должны понимать, что данное понятие не может быть сведено к критериям истинности только частнонаучного знания, если мы говорим об устройстве бытия, то оно не может быть объяснено только частнонаучными представлениями о нем.


Философия изначально выступает как особый тип размышления, который не может быть сведен к предметному знанию или какому-то одному типу понимания мира. Размышление здесь осуществляется на уровне предельной абстракции, а вырабатываемые понятия и категории не сводимы к каким-то более фундаментальным. В этом смысле можно сказать, что философия — это беспредельное мышление, т. к. оно в принципе не имеет предметных ограничений.


Такой тип мышления часто обозначают понятием «метафизическая рефлексия», что означает особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные закономерности преломляются сквозь призму интересов Человека, а ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному осмыслению. Это размышление над предельными основаниями бытия, во всех его проявлениях, включая сюда и размышление над предельными основаниями существования самого Человека, смысла его жизни.


Метафизическое отношение к миру, по замечанию Хайдеггера, присуще природе человека, который способен внутри собственного мышления рассуждать о сущем как таковом. Таким образом, метафизика это такой тип понимания мира, который не может быть сведен к совокупности эмпирических знаний или иных видов постижения мира. Философа интересуют не только предпосылки мира материального, но и предпосылки или принципы устройства нашей души, нашего сознания, оправдания человеческого существования и т. д. В этом смысле, можно сказать, что философия всегда стремится к абсолюту, или точнее, к рациональному конструированию такого абсолюта, с помощью которого можно обосновать и общие (а не только физические или математические) критерии истины, и критерии добра и красоты, и критерии нравственности поступков. В отличие от религии, где такой абсолют задается на уровне веры в него, в философии, он выстраивается рациональным образом и инструментом познания такого абсолютного начала, сверхчувственных принципов бытия выступает разум. Философские претензии на познание абсолютности и абсолюта это не некая философская блажь, а попытка выйти за пределы предметной конечности, за пределы чувственной и личностной конечности и в результате познать бытие как таковое без его расчленения на отдельные предметы.


2. Изначальные варианты решения онтологических пройдем


В основе метафизического подхода к миру лежит знание о сущем, в качестве которого, в конечном счете, может выступать лишь бытие, что и обозначается в античности термином «онтология», происходящего от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание). Соответственно, главным вопросом онтологии можно считать вопрос о том, что такое бытие. Поэтому иногда онтологию и обозначают как учение о бытии. Однако ответ на данный вопрос распадался на два относительно самостоятельных пласта исследования.


Поиски философами сущности истины как таковой, добра как такового неизбежно наталкивались напроблему выявления первоначала, которое выступает критерием истинности, моральности и т. д. Достоверность получаемого мыслительным путем знания не могла быть обоснована из самой себя, нужен был внешний, независимый ни от чего критерий. И этим критерием могло выступать лишь само бытие. Поэтомупервый пласт исследованиябыл связан с поисками конкретной основы бытия и тождественен, как отмечал Аристотель, проблеме«что такое субстанция?».Второйпласт исследованиябыл связан с решением вопроса осоотношения «бытия» и «мышления»,т. е. в конечном счете с проблемой возможности познания сущности бытия с помощью разума.


2.1. Поиски субстанциального начала бытия


Ответ на вопрос о том, что такое субстанция, по существу, выступает как вопрос о том, какое реальное начало лежит в основе мира. Это материалистический, иличувственно-конкретный, подход к пониманию бытия,сводивший последнее к природным (материальным) субстанциям и, как один из вариантов, все бытие к материи или объективной реальности. Т. е. вопрос о сущности бытия интерпретировался здесь как решение проблемы«из чего все состоит?».Соответственно, в основу природного бытия кладутся простые и понятые начала или группа начал, взятые из окружающего нас материального мира, которые выступают основой онтологической картины мира. Правда, следует отметить, что такая внешне бросающаяся в глаза материальность не просто отождествляется с материальными предметами, а представляет собой особый вид философской «спекуляции». Конкретные предметы здесь лишь дают смысловой импульс дальнейшим рассуждениям.


Человек жил в окружении стихий, вынужден был с ними считаться и даже бороться. Так, живя на земле, он замечает, что вся его жизнь с нею тесно связана. Он ее пашет, собирает на ней урожай. Она является источником его жизни. Вода также обеспечивает человека едой и питьем, а, кроме того, является важнейшим средством передвижения. Стихии земли и воды непосредственно связаны с практической жизнедеятельностью человека. То же самое человек мог сказать о воздухе, которым он дышал, и огне, который выступал в качестве созидательной и разрушительной силы. А поскольку, для Античности космос воспринимался как чувственно-конкретное образование, то вполне естественно, что его основу можно было усмотреть именно в стихиях, которые чувственно воспринимались человеком. Соответственно, возникают концепции, базирующиеся на этих чувственных восприятиях и развивающие их путем рефлексивного мышления, создавая на их основе стройные онтологические конструкции. Наиболее полно подобного рода взгляды были выражены еще в Античности представителями милетской школы, которые объявляли субстанцией ту или иную стихию или группу стихий.




Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

349
 Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник. 6-е издание" (Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В.) охраняются законодательством!